Познавательное развитие. Ребёнок и окружающий мир. Земля - наш общий дом (занятие в старшей группе детского сада)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых су­ществ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни че­ловечества и всех природных обитателей; способствовать ос­мыслению своего места в системе всех земных обитателей, от­ветственности за сохранение нашего общего дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное развитие. Ребёнок и окружающий мир.

Земля - наш общий дом

(занятие в старшей группе детского сада)

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.

- Мир природы - это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

- Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (Без воздуха, без воды, без солнца.)

-А человек может жить на Земле без природы? (Нет.)

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

- У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

- Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)

- Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.) Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.

А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жить». Вез воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.

- Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.

Я - капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

                                   (земляника)

Под сосною у дорожки

Я стою среди травы.

Ножка есть, но нет сапожек.

Шляпка есть, нет головы.

                                    (гриб)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери.

Но ко мне не ходят звери.

                                     (еж)

На луговой клеверок

Опустился вертолет.

Золотистые глаза.

Отгадайте, кто я?

                                     (стрекоза)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

                                     (одуванчик)

Вильну хвостом туда-сюда,

И нет меня, и нет следа.

                                      (рыба)

Я - пятнистая букашка.

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

                                     (божья коровка)

У меня четыре лапки,

Лапки цап-царапки,

Пара чутких ушей,

Я - гроза для мышей.

                                     (кошка)

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

                                     (летучая мышь)

Что же это за девица.

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

                                     (ель)

- Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

- Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!

Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

Смотрю на глобус - шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.

Я Великан шагаю по лужайке –

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка - добрый гномик.

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка.

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу...

Только я не хочу!

Я - добрый Великан.

Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести:

- во время отдыха в лесу;

- при встрече с детенышами зверей;

- при сборе лесных ягод и плодов;

- при сборе грибов;

- при встрече птенца на земле;

- при разжигании костра в лесу и т.д.

Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")

Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...

"Земля- наш общий дом" занятие в старшей группе.

Занятие посвящено международному дню Земли.Показать Землю, как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, стремиться беречь наш общий дом....

Презентация к занятию в старшей группе детского сада по познавательному развитию. Лексическая тема “Одежда”

Презентация к занятию в старшей группе детского сада по познавательному развитию. Лексическая тема “Одежда&rdquo...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений) в старшей группе детского сада.

Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей:«речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект занятия в старшей группе детского сада на День земли

Конспект занятия в старшей группе детского сада на День земли...