Познавательное развитие. Ребёнок и окружающий мир. Земля - наш общий дом (занятие в старшей группе детского сада)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие. Ребёнок и окружающий мир.
Земля - наш общий дом
(занятие в старшей группе детского сада)
Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
- Мир природы - это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
- Без чего не смогут жить на Земле живые существа? (Без воздуха, без воды, без солнца.)
-А человек может жить на Земле без природы? (Нет.)
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
- У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
- Ребята, как же можно назвать наш общий дом? (Земля.)
- Наш общий дом - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели.
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух нужен для дыхания. Человек может жить несколько дней без пищи, без воды, а без воздуха он может прожить лишь несколько минут.) Воздушная оболочка Земли - как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.
А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жить». Вез воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.
- Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.
Я - капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
(земляника)
Под сосною у дорожки
Я стою среди травы.
Ножка есть, но нет сапожек.
Шляпка есть, нет головы.
(гриб)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери.
Но ко мне не ходят звери.
(еж)
На луговой клеверок
Опустился вертолет.
Золотистые глаза.
Отгадайте, кто я?
(стрекоза)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек.
(одуванчик)
Вильну хвостом туда-сюда,
И нет меня, и нет следа.
(рыба)
Я - пятнистая букашка.
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(божья коровка)
У меня четыре лапки,
Лапки цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Я - гроза для мышей.
(кошка)
Днем спит, ночью летает
И прохожих пугает.
(летучая мышь)
Что же это за девица.
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель)
- Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!
- Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.? Конечно же, нет!
Хотя человек на Земле - это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.
Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим - не солги.
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус - шар земной.
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы; «Сберегу!
Я сберегу вас, сберегу!»
(Е. Шкловский)
Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.
Я Великан шагаю по лужайке –
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый гномик.
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка.
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу...
Только я не хочу!
Я - добрый Великан.
Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести:
- во время отдыха в лесу;
- при встрече с детенышами зверей;
- при сборе лесных ягод и плодов;
- при сборе грибов;
- при встрече птенца на земле;
- при разжигании костра в лесу и т.д.
Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")
Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...
Конспект занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Развитие лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы "Домашние животные")
Программное содержание. Активизировать словарь детей по лексической теме. Закрепить обобщающее понятиее "Домашние животные". Развивать грамматический строй речи и фразовую речь. Развивать мышление, па...
"Земля- наш общий дом" занятие в старшей группе.
Занятие посвящено международному дню Земли.Показать Землю, как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, стремиться беречь наш общий дом....
Презентация к занятию в старшей группе детского сада по познавательному развитию. Лексическая тема “Одежда”
Презентация к занятию в старшей группе детского сада по познавательному развитию. Лексическая тема “Одежда&rdquo...
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование основ экологической культуры и элементарных естественно научных представлений) в старшей группе детского сада.
Образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей:«речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...
Конспект занятия в старшей группе детского сада на День земли
Конспект занятия в старшей группе детского сада на День земли...