" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико – грамматическом строе имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков, неумении определить место, количество слогов и звуков в слове; невозможности подобрать слово с заданным звуком.<?xml:namespace prefix = o /??>
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико - грамматической стороной речи. При работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов при словоизменении и словообразовании, выделяют предлоги в предложении и т.д.
В рамках формирования звукового анализа и синтеза, фонематического представления у детей необходимо развивать способность воспринимать тот или иной речевой звук в различных вариантах его звучания и сопоставлять его с конкретным знаком, символом, а в дальнейшем с буквой на письме.
Необходимо учить ребенка слышать, сопоставлять и сравнивать изучаемые звуки; понимать роль звука в слове; подбирать слова с заданным звуком; дифференцировать, заменять; определять его местонахождение; уметь синтезировать слова из заданных звуков.
Формированию данных навыков и посвящено данное занятие:
«Развитие фонематического анализа и синтеза»
конспект которого здесь представлен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza_1.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического анализа и синтеза. «Встречаем Малыша и Карлсона».
Цель: Совершенствование звуко – слогового анализа и синтеза слов со звуками «с – с'».
Задачи:
Коррекционно – образовательная: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза слов. Закрепление умения делить слова на слоги. Совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительным, образование относительных прилагательных).
Коррекционно – развивающая: Развитие длительного плавного выдоха, выработка направленной воздушной струи. Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, внимания, мышления. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Используемый материал: Игрушки Малыш и Карлсон, предметные картинки со звуком «с» и без него, фишки красного, синего и зеленого цвета, карточки для индивидуального задания, простые карандаши, картинки с паровозиком для деления слов на слоги, картинки – загадки слов, картинки с изображением фруктов, разрезные картинки, разноцветные конверты, мяч.
Ход занятия.
- Орг.момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы начинаем занятие.
Стук в дверь: Логопед вносит игрушку малыша с конвертом.
Логопед. – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это же Малыш. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Он хочет у вас поучиться.
- Артикуляционная гимнастика.
Малыш вам улыбается и вы ему улыбнитесь. Упражнение «Улыбка».
У малыша нет зубов, покажите, какой у вас заборчик из зубов. Упражнение «Забор».
Давайте научим малыша показывать язычком «Лопатку», но сначала похлопаем по язычку: пя, пя, пя. Упражнение «Накажем непослушный язычок»
А теперь положите плоский язычок на нижнюю губку. Вот и получилась лопатка. Упражнение «Лопата».
Устал малыш, и язычок устал. Положите язычок на нижнюю губу и подуйте на него, чтобы язычок отдохнул. Упражнение «Ветерок».
От ветерка язычку стало холодно. Спрячьте его за нижние зубки. Упражнение «Язычок спит».
Покажите малышу, как дует холодный ветер. Упражнение «Холодный ветер».
- Сообщение темы занятия.
Логопед: - Скажите, ребята, какой звук вы произносили?
Ответы детей:
Логопед: - Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться с этим звуком.
- Анализ артикуляции.
Давайте, ребята, уточним, как нужно правильно произносить звук «с».
Ответы детей: - губки улыбаются, зубки приближены, язычок за нижними зубками, выдыхаем холодную струю воздуха идущую по середине язычка.
- Характеристика звука.
Логопед: - Что вы знаете об этом звуке? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой?
Ответы детей: - Согласный, глухой (горлышко спит), твердый (обозначаем синим кружком), мягкий (зеленым кружком).
6.Связь звука с буквой.
Логопед: -( показывает букву) – на что она похожа?
Ответы детей:
- Выделение звука из ряда других изолированных звуков.
Игра «Внимательные ушки».
Логопед: - Давайте, поиграем в игру «Внимательные ушки». Но прежде чем играть, приготовим ушки:
Самомассаж ушек:
Наши ушки непростые,
(несколько раз ладонями в направлении сверху вниз потереть уши),
Наши ушки золотые,
(несколько раз подергать себя за мочки ушей),
Смышленные
(слегка нажать на основание уха у верхнего края ушной раковины)
Внимательные,
(слегка нажать на основание уха у средней части ушной раковины),
И просто замечательные
(слегка нажать на основание уха нижнего края ушной раковины).
Логопед: - Как только услышите звук «с», хлопните в ладоши:
Т ,д, с, з, м, р, с, ж, в, п, ш, с, ф, с, и тд.
Логопед: - посмотрите, ребята, у нашего малыша есть конверт. Давайте посмотрим. Конверт, в нем еще конверты. Наверное малыш хочет чтобы вы помогли ему разобраться с ними. Поможем?
Ответы детей:
- Конверт 1. Подбор слов на заданный звук. Определение наличия звука в слове.
В конверте задание: выберите картинки, в которых встречается звук «с».
- Конверт2. Разложи картинки. Классификация картинок с твердым и мягким звуками «с-с'».
Задание: Разложим картинки куклам в зеленом и синем сарафанах.
Самолет Месяц
Автобус Апельсин
Стул Велосипед
Кактус Лисица
Колесо Гуси
Стол Синица
Сыр Письмо
- Конверт3. Игра «Измени слово» (можно с мячом).
Задание: замени первый звук в слове на звук «с».
Дам – сам
Ток – сок
Дом – сом
Бор – сор
Мода - сода
Мало – сало
Ранки – санки
Тоня – Соня
Клава – Слава
Лайка – сайка
- Конверт4. Задание на листе. Работа по закреплению знаний о место нахождении звука. (в начале слова, в середине, в конце слова).
Прежде чем выполнить задание, поиграем с карандашом:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков кручу,
Непременно, каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Конверт5. Игра «Веселый паровоз».
Задание: Раздели слова на слоги и разложи по вагонам.
Слон Сова Самолет Гусеница
Сыр Слива Собака Экскаватор
Лес Месяц Самовар Гладиолус
Гусь Бусы Подсолнух Смородина
Нос Часы Автобус Велосипед
Солнце Лисица
- Конверт6. Игра «Закончи слово». СХЕМА!!!
Задание: Закончи слово и положи фишку.
Гу…, но…, ло…, поя…, голо..,
Загадка. Ребята, отгадайте загадку и мы узнаем, кто же придумал для нас эти задания:
Он под самой крышей жил,
С добрым мальчиком дружил.
Мог взлететь в одно мгновенье,
А еще любит варенье, кто это?
Ответы детей:
Логопед вносит игрушку Карлсона.
Логопед: - Так вот кто придумал для вас эти игры и задания. А как вы думаете, почему? Что больше всего на свете любит Карлсон?
Ответы детей: болтать, играть и варенье.
Логопед: Ребята, давайте угостим Карлсона вареньем. Но для начала отправимся в сад.
- Физ.минутка: «В саду».
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (шагают по кругу).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши):
Груша, яблоки и сливы, виноград и апельсины (поочередно загибать пальцы).
Будем с дерева срывать (делают хватательные движения)
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх)
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню)
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения).
- Конверт7. Игра «Какое варенье?».
Задание: собрать разрезные картинки.
Логопед: - Ребята, а какое варенье бывает на вкус?
Ответы детей: сладкое, ароматное, вкусное, душистое…
Логопед: - Каким вареньем вы угостите Карлсона?
Ответы детей: - Я угощу Карлсона сладким, ароматным, яблочным вареньем. И тд.
- Итог.Логопед: - Нашим дорогим гостям очень понравилось играть с вами, и Карлсон хочет угостить вас своими подарками, но их название нужно угадать.
Задание Карлсона: «Загадки слов»
Логопед – Наше занятие заканчивается.
Вам интересно было выполнять задания?
С какими звуками мы сегодня играли?
Какое задание было самым трудным? Веселым?
Все ребята молодцы, спасибо и до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...
Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»
Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.Задачи:Коррекционно-обучающая: Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.Закрепить нав...
Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии
Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....
Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии
«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...
Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы
В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....
Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.
В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1. «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...
Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»
Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....