Занятие по развитию речи. Тема: «А в санях сидит царица - белокожа светлолица»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему
Цель: закрепить представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, соглашаться и возражать; совершенствовать умения высказываться логично и связно, объединять в ответе реплики товарищей; отвечать на один и тот же вопрос по-разному; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь.
Методы и приемы: вопросы, художественное слово, слушание, рассматривание, игра, упражнения, сюрпризный момент.
Материал: картины, магнитофон, шкатулка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке беды,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (о зиме.)
Почему зиму называют царицей? (ответы.)
Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
На какой тройке прилетела зима?
Что за скакуны в этой тройке? (ответы.)
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. (ответы.)
- Да, зима царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные.
- Декабрь народ называл «студень», «стужайло».
- Как вы думаете, почему? (ответы.) Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный», и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем? (Январь.)
Январь – просинец, как вы думаете, почему его так называют? (ответы.) В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее. - - А какой же третий месяц зимы? (Февраль.) Февраль – бокогрей. Что это значит? (ответы.)
- Это сложное слово, в нем части сразу двух слов – «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а потом возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок, пригревает, а с другой – ветер холодный подувает. А еще февраль называют коротышкой. Почему? (ответы.)
- Правильно, это самый короткий месяц в году, в нем 28 или 29 дней, а в других месяах сколько? (30 или 31)
Давайте послушаем песню, о зимних месяцах и потанцуем.( Песня «Три белых коня»
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности его труда; развить потребность в книге, стремление научится читать.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять, установленные правила, прилагать определенные усилия, для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие особенности, умение работать коллективно. Все необходимо будущему первокласснику. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Трудовой лагерь», «Библиотека» и т.п. В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а так же их мечты и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубоки по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе, отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители), ведя переписку с детьми других детских садов.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом и тогда при «школе» устраивается спортивный зал и мастерская, «ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.
Сделают игру интереснее так же настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение года они отражают эти события в играх разного содержания, причем наблюдается не просто фотографическое отображение знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то,что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в пионерском лагере, о занятиях в кружках.
Развитию познавательных интересов детей служат «уроки», которые проводятся в «школе». Очень привлекают ребят уроки математики. Учителем обычно выбирают ребенка, который лучше других умеет считать, составлять задачи. Иногда учитель сам собирает учеников, и тогда ход игры определяется его замыслом, его планом. На уроках по родному языку дети читают любимые стихотворения, играют со сказочной азбукой. Лепка, рисование, пение и физкультура – уроки, интерес к которым у детей сохраняется еще от игры в детских садах. Ребята играют небольшими группами, и, что наиболее характерно для уроков по этим предметам, все хотят быть учителем. Играя, дети усваивают несложные понятия и в образе ученика длительное время могут «учится», не чувствуя усталости. Под влиянием рассказов школьников появляются уроки истории, географии, природы.
Готовясь к уроку, учитель задает вопросы воспитателю, обдумывает заранее, что и как он расскажет ученикам.
Часто интерес к предмету, проявившийся у детей во время игр в школу в детском саду, сохраняется у них в школе.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к проведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают более характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать.
Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, Дом пионеров, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются играми, где основные роли выполняют дети. Например, куклы-«пионеры» приходят в гости в детский сад или как младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.
В играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое на первых парах носит еще неустойчивый характер. Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и поэтому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Раскрыть перед детьми ее познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научится читать помогают экскурсии в библиотеку, выставки книг, встречи с людьми, создающими книги, длительные игры по мотивам любимых книг, игры-путешествия, в которых дети используют сведения, почерпнутые из книг, музыкально-литературные утренники и викторины.
Игра способствует привитию нужных для обучения качеств: любознательности, пытливости ума, познавательного отношения к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад "Солнышко
Занятие по развитию речи.
Тема: «А в санях сидит царица - белокожа светлолица»
Цель: закрепить представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, соглашаться и возражать; совершенствовать умения высказываться логично и связно, объединять в ответе реплики товарищей; отвечать на один и тот же вопрос по-разному; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь.
Методы и приемы: вопросы, художественное слово, слушание, рассматривание, игра, упражнения, сюрпризный момент.
Материал: картины, магнитофон, шкатулка.
Ход занятия:
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке беды,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (о зиме.)
Почему зиму называют царицей? (ответы.)
Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
На какой тройке прилетела зима?
Что за скакуны в этой тройке? (ответы.)
- Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. (ответы.)
- Да, зима царица трех месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные.
- Декабрь народ называл «студень», «стужайло».
- Как вы думаете, почему? (ответы.) Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный», и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же. Какой месяц следует за декабрем? (Январь.)
Январь – просинец, как вы думаете, почему его так называют? (ответы.) В январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее. - - А какой же третий месяц зимы? (Февраль.) Февраль – бокогрей. Что это значит? (ответы.)
- Это сложное слово, в нем части сразу двух слов – «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а потом возвращаются метели да морозы. Вот и получается, что с одной стороны бок, пригревает, а с другой – ветер холодный подувает. А еще февраль называют коротышкой. Почему? (ответы.)
- Правильно, это самый короткий месяц в году, в нем 28 или 29 дней, а в других месяах сколько? (30 или 31)
Давайте послушаем песню, о зимних месяцах и потанцуем.( Песня «Три белых коня»
Подготовить ребенка к школе – это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником, возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности его труда; развить потребность в книге, стремление научится читать.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять, установленные правила, прилагать определенные усилия, для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие особенности, умение работать коллективно. Все необходимо будущему первокласснику. Воспитанию, развитию и закреплению качеств личности, необходимых будущему школьнику, способствуют такие игры, как «Школа», «Трудовой лагерь», «Библиотека» и т.п. В них отражаются имеющиеся у детей представления о школе, правилах школьного поведения, требованиях учителя, а так же их мечты и желания. Однако интересной по содержанию, творческому замыслу, с большим количеством ролей игра будет тогда, когда у детей имеются достаточно четкие представления о том, что они собираются изображать. Разрозненные впечатления о школе не всегда отражаются в играх, а если и отражаются, то, как правило, эти игры носят однообразный характер, неглубоки по содержанию. Возникают они в основном по совету воспитателя или по инициативе, отдельных, наиболее активных ребят. Остальные дети, не имея достаточных представлений о школе, в начале игры поддерживают инициативу организатора, потом интерес угасает, и они переключаются на другие игры.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им (причем рассказывать в соответствии с темой проведенной экскурсии должны как воспитатели, так и родители), ведя переписку с детьми других детских садов.
Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа. Такие наблюдения помогут воспитателю намечать конкретные задачи своей дальнейшей работы.
Поддерживая интерес к играм на школьные темы, надо по ходу игры напоминать детям о том, чем занимаются ученики в школе, с помощью наводящих вопросов восстанавливать в их памяти известные им факты и случаи, вносить предложения, советовать. Например, воспитатель может напомнить, что в школе ребята не только учатся, но и трудятся, занимаются спортом и тогда при «школе» устраивается спортивный зал и мастерская, «ученики» отправляются в туристический поход или собирают растения для гербария.
Сделают игру интереснее так же настольные дидактические игры: «Арифметическое лото», «Сказочная азбука» и др.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм «Первое сентября», «Праздник букваря», «Школьная мастерская», «Соревнование на стадионе». В течение года они отражают эти события в играх разного содержания, причем наблюдается не просто фотографическое отображение знакомых фактов, а сложный синтез реальных явлений с плодами детской фантазии. Именно в игре дети практически реализуют то,что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьниками они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в пионерском лагере, о занятиях в кружках.
Развитию познавательных интересов детей служат «уроки», которые проводятся в «школе». Очень привлекают ребят уроки математики. Учителем обычно выбирают ребенка, который лучше других умеет считать, составлять задачи. Иногда учитель сам собирает учеников, и тогда ход игры определяется его замыслом, его планом. На уроках по родному языку дети читают любимые стихотворения, играют со сказочной азбукой. Лепка, рисование, пение и физкультура – уроки, интерес к которым у детей сохраняется еще от игры в детских садах. Ребята играют небольшими группами, и, что наиболее характерно для уроков по этим предметам, все хотят быть учителем. Играя, дети усваивают несложные понятия и в образе ученика длительное время могут «учится», не чувствуя усталости. Под влиянием рассказов школьников появляются уроки истории, географии, природы.
Готовясь к уроку, учитель задает вопросы воспитателю, обдумывает заранее, что и как он расскажет ученикам.
Часто интерес к предмету, проявившийся у детей во время игр в школу в детском саду, сохраняется у них в школе.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к проведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее значение, что считают более характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовлетворение от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать.
Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется прежде всего при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых порах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющий ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, Дом пионеров, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются играми, где основные роли выполняют дети. Например, куклы-«пионеры» приходят в гости в детский сад или как младшие сестры и братья «школьников» присутствуют на праздниках.
В играх закрепляется положительное отношение детей к школе, которое на первых парах носит еще неустойчивый характер. Школа в сознании ребенка тесно связана с книгой, и поэтому формирование положительного отношения к школе во многом зависит от воспитания у детей потребности в книге. Раскрыть перед детьми ее познавательную ценность, воспитать потребность в ней, желание научится читать помогают экскурсии в библиотеку, выставки книг, встречи с людьми, создающими книги, длительные игры по мотивам любимых книг, игры-путешествия, в которых дети используют сведения, почерпнутые из книг, музыкально-литературные утренники и викторины.
Игра способствует привитию нужных для обучения качеств: любознательности, пытливости ума, познавательного отношения к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".
Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов....
Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...
План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с»
Цель: Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з– с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.Задачи:1.Воспитывать умение произносить слова со звуками «С» и «З...
Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".
Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: звуки щ – ч».
Цель: упражнять детей в правильном произношении звука щ и дифференциации звуков щ – ч....