Сказки Пушкина. Весна
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Алешина Анна

Конспект занятия в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_pushkina.vesna_.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Конспект занятия в подготовительной группе

«Сказки Пушкина. Весна»

             

Цели:

        Закреплять умения рассказывать о своих любимых книгах, инсценировать любимые фрагменты произведений; воспитывать интерес к художественной литературе; закреплять умение передавать на рисунке картины природы, характерные признаки весны; развивать чувство композиции, эстетическое восприятие, чувство цвета; учить приему размывки, рисовать по сырой бумаге.

Материалы и оборудование:

        Листы белой бумаги, акварель, гуашь-белила, кисти, портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина.

           

                                Ход занятия

  1. Вводное слово воспитателя.

- Ученый кот приглашает вас в сказочную страну Лукоморье.

2. Беседа о сказках Пушкина.

- А.С. Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи. Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева. Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницею русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии. Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

        - Послушайте стихотворение «Няне»:

                Подруга дней моих суровых,

                Голубка дряхлая моя!

                Одна в глуши лесов сосновых,

                Давно, давно ты ждешь меня.

                Ты под окном своей светлицы

                Горюешь, будто на часах,

                И медлят поминутно спицы

                В твоих наморщенных руках.

                Глядишь в забытые вороты

                На черный отдаленный путь:

                Тоска, предчувствия, заботы

                Теснят твою всечасно грудь.

- Какие сказки Пушкина вы знаете? Послушайте стихи о сказках.

                Когда я не умел еще читать,

                Мне довелось от бабушки узнать,

                Как черта обманул балда,

                И как он проучил тогда попа,

                И как старуху рыбка наказала,

                Мне бабушка однажды рассказала.

                Про царевну-лебедь и Гвидона,

                И про жадного царя Дадона

                Я из сказок Пушкина узнал,

                Много их уже я прочитал.

                

                Узнал про Лукоморье я в пять лет,

                Не ведая, что Пушкина уж нет,

                Но больше сотни лет его стихи

                И взрослым, и ребятам – всем близки!

                Его стихи, поэмы, сказки

                Мы не устанем повторять.

                И жизни солнечные краски

                В них будем находить опять!

- Пушкин родился  6 июня 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать – Надежда Осиповна. В 1811 году Александр Пушкин поступил в одно из самых престижных учебных заведений того времени – Царскосельский Лицей. Писать стихи Пушкин начал рано. Известно около 100 его лицейских стихотворений. Стихи и проза А.С. Пушкина отличаются такой естественностью и простотой, что кажется, будто они сами собой, без малейшего напряжения, без каких-либо усилий ложились на бумагу. На само деле это совсем не так. Гениальный поэт А.С. Пушкин был великим тружеником. «Когда талант чуждается труда, - считал он, - из-под пера его не выйдет ничего сколько-нибудь значительного».

        - Ответьте на мои вопросы:

- С какого дерева эти листочки? (Показывает дубовые листочки.)

- Где растет этот дуб? (У Лукоморья.)

- Кто там живет? (Русалка, кот, леший и т.д.)

- Из какой сказки пришел кот ученый? Какие еще сказки Пушкина вы знаете?

- Что кричал петушок сидя на спице? (Кири-ку-ку! Царствуй лежа на боку!)

- Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты поп за дешевизною!)

- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой…)

- Как начинает Пушкин «Сказку о Царе Салтане»? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…)

- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»? (Сказка – ложь, да в ней намек…)

- Давайте поиграем в игру «Узнай из какой сказки». Я буду показывать предметы из сказок, а вы будете называть название сказки А.С. Пушкина.

- Из какой сказки корыто? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? (Царица, «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» - «Свет мой, зеркальце, скажи…»)

- Скушали бы вы это наливное яблочко? (Нет, оно отравлено. «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

- Попробуйте отгадать, откуда эти строки:

                В синем небе звезды блещут

                В синем море волны хлещут.

                        «О царе Салтане»

                Буду служить тебе славно,

                Усердно и очень исправно.

                                               «Сказка о попе и работнике его Балде»

                Горе мне!

                Попались в сети оба наших сокола!

                                            «Сказка о золотом петушке» Царь Додон

                Я ль на свете всех милее,

                Всех румяней и белее?

                             Царица, «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

                Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

                А сама-то величава, выступает, будто пава,

                А как речь-то говорит, будто реченька журчит.        

                                                    «О царе Салтане» Описание царевны

                Царь Салтан гостей сажает

                За свой стол и вопрошает:

                «Ой вы, гости-господа,

                Долго ль ездили? Куда?

                Ладно ль за морем, иль худо?

                И какое в свете чудо?

                                                       «О царе Салтане»

                …Чуть опасность где видна,

                Верный сторож, как со сна,

                Шевельнется, встрепенется,

                К той сторонке обернется

                И кричит: «Кири-ку-ку!

                Царствуй лежа на боку!»

                                                          «Сказка о золотом петушке»

                …Только месяц показался,

                Он за ним с мольбой погнался,

                «Месяц, месяц, мой дружок,

                Позолоченный рожок!..

                Ты встаешь во тьме глубокой,

                Круглолицый, светлоокий,

                И, обычай свой любя,

                Аль откажешь мне в ответе?

                Не видал ли где на свете

                Ты царевны молодой?

                                         «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»

- Почему сказка – ложь? (Вымысел.) Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (Сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.) Что объединяет эти сказки? (Волшебные превращения, чудеса.) Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеиваются зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество.) В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло.) Богатое, удивительное наследство – свои сказки – оставил нам А.С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

  1. Рисование на тему «Весна».

- В стране Лукоморье наступила весна. Вспомните характерные особенности весны. Давайте нарисуем разные картины о весне. Воспользуемся приемом размывки. Будем рисовать по мокрой бумаге. (Показывает, как сделать бумагу мокрой и нанести на нее мазки кисточкой.)

- В процессе рисования обратите внимание на передачу характерных особенностей весны. Какие цвета вы используете?

        Дети самостоятельно изображают весну по представлению, используя прием размывки.

  1. Итог занятия.

-Расскажите о том, какой момент весны изображен. Оцените, как это сделано. Отберите наиболее интересные (наиболее выразительные) работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сравнение русской народной сказки"Жадная старуха" и сказки Пушкина "О рыбаке и рыбке"

продолжать развивать монологическую речь детей и коммуникативные навыки...

Досуг, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина "Путешествие по сказкам Пушкина"

Досуг для старших групп детского сада, посвящённый дню рождения А.С.Пушкина...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

«Сказки Пушкина. Весна»

Конспект занятия в подготовительной группе«Сказки Пушкина. Весна»...

Сценарий летнего досуга «Путешествие по сказкам Пушкина», посвященного дню рождения А. С. Пушкина.

Дети встречают ученого кота у дуба, который потерял "силу", то есть листья. Ребята отправляются в путешествие по сказкам А.С. Пушкина, где выполняют задания и получают волшебные листья. Верн...

Сценарий мероприятия по сказкам А. С. Пушкина. Квест по сказкам Пушкина.

Сценарий мероприятия (квест) по сказкам А. С. Пушкина, посвященного 225-летию великого писателя. Мероприятие представляет собой КВЕСТ (прохождение заданий по станциям). Время прохождения квеста 2...

Сценарий летнего досуга-квеста «Путешествие по сказкам Пушкина», посвященного дню рождения А. С. Пушкина.

Сценарий летнего досуга-квеста «Путешествие по сказкам Пушкина», посвященного дню рождения А. С. Пушкина. Цель: прививать любовь к произведениям отечественной литературы, воспиты...