Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения.
Таков этот народный великий педагог родное слово!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_v_formirovanii_svyaznoy_rechi_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 960.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д. Ушинский доказал : «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!
Развитие речи детей 3-го года жизни следует рассматривать, как подготовительный этап в овладении умением строить связное высказывание. Особенности речевого развития младших дошкольников: Высказывания короткие Отличаются непоследовательностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информированности
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры. Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая. Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника. Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Кроме того, важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.
ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ - Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды. - Демонстрация игрушек, предметов. - Инсценировки с игрушками. - Рассматривание предметных и сюжетных картин. - Знакомство с произведениями художественной литературы. - Игры – инсценировки с использованием театра различных видов. - Комбинированные ситуации, сочетающие несколько перечисленных видов образовательных ситуаций.
Проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова, фразы. Обучение пересказу начинается с знакомых сказок. («Теремок», «Колобок», «Репка»). Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает драматизация с помощью игрушек, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе ). Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы.
Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами. Типы вопросов: Вопрос направляющий совместные пересказывание (вопрос к последнему слову фразы). Используется на занятиях с детьми второго года жизни. помогая пересказывать детям третьего года жизни воспитатель пользуется подсказывающими вопросами (отраженным пересказом). Цель этого приема – добиться от детей не повторение отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста.
Наглядные методы используются чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными: наглядные, словесные, практические
Словесные методы : это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы . К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Важным условием для развития речи детей является создание речевой среды в группах. К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребенка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми. Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств. Центр речевой деятельности является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные: - книжный уголок; - дидактический, наглядный материал; - разные виды театров.
Эффективный прием в работе с детьми младшего дошкольного возраста – это использование малых форм фольклора . Использование народный игр, игровых песенок, потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Например: “Петушок – петушок …”, “Ладушки – ладушки …”, “Идет коза рогатая…”, “Пошел котик на торжок ”, “ Чики – чики - чикалочки ” Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их может педагог использовать как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. Звукоподражание - эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например, поезд едет– чух – чух – чух ; петушок поет – ку-ка – ре – ку ; часы идут – тик – так и т.д.
В работе с детьми используются упражнения на развитие речевого дыхания : «Сдуй снежинку», « Бабочка, лети», «Забей гол», «Задуй свечу» и другие способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию. Самыми эффективными являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой . Этот метод предусматривает: вопросы, указания, объяснения, пояснения, показ. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры : «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры, массажы и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры «Ладушки», « Этот пальчик – дедушка…», « Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук. На занятиях по изодеятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Пескотерапия - это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные связи и общение у них происходят именно там.
Таким образом, активизация речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощрять двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривать с ним в процессе игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста"
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждался вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ими спонтанно в ...
«Методы и приёмы по формированию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста»
описание опыта работы по речевому развитию детей...
Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....
Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи детей первых лет жизни следует рассматривать, как подготовительный этап в овладении умением строить связное высказывание....
Методы и приемы в формировании связной речи у детей младшего дошкольного возраста
К. Д. Ушинский доказал: «Что, усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мысл...