Игры-упражнения для развития фонематического слуха.
картотека по развитию речи (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_slukha.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха.
КРАСНЫЙ-БЕЛЫЙ
ЦЕЛЬ: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
ОБОРУДОВАНИЕ: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.
Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимаем белый.
КТО БОЛЬШЕ?
ЦЕЛЬ: Нахождение звука в названиях предмета по картине.
ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог показывает детям картину, например «ОГОРОД». После рассмотрения картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук
Р(звук С)?
За каждое слово дается картонный кружок.
Выигрывает тот, у которого больше кружков.
ПОЙМАЙ РЫБКУ
ЦЕЛЬ: Активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки(изображенный предмет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука
(например Р), его место в слове(вначале, конце, середине слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?
ЦЕЛЬ: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки на определенный звук.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушаете и отгадаете, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем педагог показывает и называют картинки, которые начинаются, например, со звука «С»:санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: «С».
Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука С.
Назовите мне их. «Дети вспоминают и называют их».
Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Игру можно усложнить.
КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ?
ЦЕЛЬ: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Мяч, фанты.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч, поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-нибудь слово, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
НАЙДИ МЕСТО ДЛЯ СВОЕЙ КАРТИНКИ.
ЦЕЛЬ: Активизация словаря, дифференциация разных звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки, в названии которых, например, есть звук «Ш» или «Ж».
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: Ш – Ш – Ш…….. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: Ж – Ж – Ж…….. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будут звук «Ш» или «Ж»
Если услышите звук «Ш», то картинку нужно положить слева, а если услышите звук «Ж», то ее надо положить справа».
Педагог показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН
ЦЕЛЬ: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ: Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, курица, автобус и т.д.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть звук, например, звук «С», вы должны поднять руку».
Затем он называет ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук «С» встречается в начале, середине и в конце слова.
Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком «С». В процессе игры педагог меняет порядок названия предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов(Аналогичную игру можно повторить с другими звуками).
ЗВЕНИТ - ЖУЖЖИТ
ЦЕЛЬ: Дифференциация звуков «З» - «ЖЖ».
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук «З» или «Ж». Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему свое слово. Если водящий слышит в слове звук «З», то он говорит: «Звенит», если слышит звук «Ж», то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы водящего, и придуманные слова.
ОТСТУКИВАНИЕ СЛОГОВ
ЦЕЛЬ: Обучение слоговому анализу слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: Барабан, бубен.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать.
Произносит отчетливо и громко, например «КОЛЕСО»
Названный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
ТЕЛЕГРАФ.
ЦЕЛЬ: Обучение слоговому анализу слов.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками.
Сначала детям дают двухсложные слова, подбирая их по степени трудности(папа, мама, окно, кровать).
Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова(МА – ШИ – НА, СТОЛ, ДВЕРЬ). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Игра-упражнение на развитие фонематического слуха "Волшебный коврик"
Игра-упражнение на развитие фонематического слуха "Волшебный коврик"(старший дошкольный возраст)...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....