"Овощи. Огород" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тиханова Надежда Александровна
Образовательные цели: - Закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о сборе урожая, о пользе овощей, о заготовке овощей на зиму; - Упражнять в образовании относительных прилагательных по теме "Овощи. Огород"; - Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе. Развивающие цели: - Совершенствовать навыки слогового анализа; - Координировать речь с движениями; - Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, мышление; - Развивать общую и ручную моторику - Развивать связную речь. Воспитательные цели: - Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность; - Воспитывать умение работать в коллективе; - Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_korrektsionno.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно - развивающего занятия с использованием ЭОР по теме "Овощи. Огород" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цели:

Образовательные цели:

- Закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о сборе урожая, о пользе овощей, о заготовке овощей на зиму;

- Упражнять в  образовании относительных прилагательных по теме "Овощи. Огород";

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

Развивающие цели:

- Совершенствовать навыки  слогового  анализа;

- Координировать речь с движениями;

- Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, мышление;

- Развивать общую и ручную моторику

- Развивать связную речь.

 Воспитательные цели:

- Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность;

- Воспитывать умение работать в коллективе;

- Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.

 Оборудование: ноутбук, проектор, экран, муляжи овощей, сюжетные картинки по теме "Овощи.Огород", мяч.

 

План и ход занятия:

I. Организационный момент.

  Дети заходят в кабинет и встают около стульчиков.  

 На экране контурное изображение овощей 

Воспитатель предлагает сесть тому, кто угадает овощ по контуру и отхлопает название по слогам (помидор, огурец, лук, горох и т.п.)

Дети угадывают овощ по контуру, отхлопывают название овоща по слогам и  садятся на свои места.

 

II. Основная часть.

1.Обобщение и закрепление знаний по теме "Овощи".

 Воспитатель беседует с детьми о том, когда собирают урожай овощей, где растут овощи, в чем их польза, что из них готовят и т.д.

Беседа сопровождается показом муляжей овощей, рассматриванием сюжетных картинок по теме "Огород. Овощи".

 Дети принимают активное участие в беседе.

 2. Подбор однородных прилагательных к существительнымИгра «Подбери слово».

Воспитатель: "Огурец какой?"

Дети:"Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный".

 Воспитатель:"Помидоры какие?"

Дети: "Красные, крупные, кислые, кисло-сладкие, мягкие, сочные, гладкие, спелые, зрелые, неспелые, красивые".  И т. д.

 3. Самомассаж фаланг пальцев.

 Дети вместе  с логопедом произносят слова и выполняют самомассаж фаланг пальцев.

Вырос у нас чесночок,            Указательный

Перец, томат, кабачок,            Средний                     левой руки

Тыква, капуста, картошка,      Безымянный

Лук и немножко горошка.      Мизинец

Овощи мы собирали,              Мизинец

Ими друзей угощали,              Безымянный              правой руки

Квасили, ели, солили,             Средний

С дачи домой увозили.           Указательный

Прощай же на год,                  Большой палец левой руки

Наш друг – огород!                Большой палец правой руки

 4. Образование относительных прилагательных.

Игра с мячом "Из чего сделано?"

 Дети стоят вокруг логопеда.

Воспитатель       по очереди бросает каждому ребёнку мяч и задает вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч воспитателю.

Воспитатель: Салат сделан из свеклы. Он какой?

Ребёнок: Свекольный.

Воспитатель: Сок из моркови. Он какой?

Ребёнок: Морковный.

Воспитатель: Пюре из картофеля. Оно какое?

Ребёнок: Картофельное.

Воспитатель: Суп сварили из гороха. Он какой?

Ребёнок: Гороховый.

Воспитатель: Пирог из капусты. Он какой?

Ребёнок: Капустный.

 5. Развитие общей моторики. Координация речи с движением.

Упражнение «Урожай».

В огород пойдём,        Дети идут по кругу, взявшись за руки, произносят слова.

Урожай соберём.

Мы морковки натаскаем       Дети выполняют соответствующие  движения.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,             

Круглый, сочный, очень вкусный,         Дети показывают руками круг – 3 раза.

Щавеля нарвём немножко         Детивыполняют соответствующие  движения

И вернёмся по дорожке.                       Детиидут по кругу, взявшись за руки.

 

6. Игра - презентация "Четвертый лишний" по теме "Овощи"

На экране изображения 

Морковь, помидор, малина, огурец.

Свекла, яблоко, капуста, картофель.

Дети называют, что изображено, определяют, что лишнее, объясняют почему.

7. Составление загадок - описаний об овощах с использованием схемы.

 На экране схема: цвет, форма, размер овоща, место произрастания (на земле, в земле), вкус овоща, что можно из него приготовить. 

Воспитатель  предлагает образец загадки: «Сейчас я  составлю загадку по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои загадки о  других овощах».

Пример: Этот овощ красный, круглый, маленький. Растет на земле. По вкусу он кисло - сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, кетчуп.

Дети загадывают друг другу загадки-описания об овощах с использованием схемы.

 III. Заключительная часть.

  Воспитатель: "О чем мы говорили сегодня на занятии, чем занимались?"

Дети  отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Грамматика, словарная работа, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, работа с родителями, изодеятельность, литература для чтения по лексическим темам ...

Психолого-педагогическая коррекция общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Теоретический материал о важности коррекции общей и мелкой моторики у детей, а также некоторый практический материал....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

Коррекция общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека разработанна с учетом возрастных особенностей детей. Упражнения направлены на развитие координации речи с движениями....