опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии детей
методическая разработка по развитию речи на тему
Использование мнемотаблиц в развитии детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_k_prezentatsii.docx | 21.47 КБ |
prezentatsiya_mnemotekhnika.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте!
Сегодня я хотела бы рассказать как я использую мнемотехнику в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Слайд № 2
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,воображение, связную речь.
Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?
Слайд № 3
Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.
Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.
Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд № 4
Методика работы с мнемотаблицами
- Рассматривание таблицы и разбор того, что изображено;
- Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
- После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминая.
Слайд №5
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Но я уже в младшем возрасте начала использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
В своей работе я использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. постепенно подойти к обучению монологической речи.
Слайд № 6
В развитии речи я использую мнемотаблицы в разделе связная речь при составлении описательных рассказов, для пересказа сказки и заучивания стихотворения.
Слайд № 7
Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета
Слайд №8
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.
Слайд № 9
Пересказ сказки
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Пройденный материал мы с детьми постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.
В результате использования мною мнемотаблиц:
У детей: расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.
Слайд № 10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мнемотехника , или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Структура мнемотехники
Методика работы с мнемотаблицами Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов . Преобразование символов в образы . Пересказ при помощи символов .
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей среднего возраста Составление описательных рассказов Пересказ сказки Заучивание стихотворения
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ. В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.
Пересказ сказок
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.
Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...
Опыт работы по направлению "Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы с гистограммами...
Опыт работы по теме: «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через театрализованные игры»
СодержаниеВведение ………………………………………………………………………..3-41. Теоретические основы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.1.1. Основные направления социально-личностного развития ребе...
Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....
Памятка для родителей."Использование мнемотаблиц в развитии детей дошкольного возраста".
В этой памятке раскрывается понятие мнемотехника. И как она влияет на всесторонее развитие личности дошкольника....
Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"
Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"...
Опыт работы по использованию Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую завис...