Опыт работы по направлению "Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОЛОВЬЁВСКАЯ СОШ»
Описание системы методической работы по теме
«Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»
2013 г.
Мир вокруг нас меняется – меняются и дети. Современные дошкольники способнее и более чувствительны, чем раньше. Поэтому основная цель современного дошкольного образования – помочь каждому ребёнку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов детских образовательных учреждений. Каждый возрастной период является важной ступенью в развитии детей. Воспитанники подготовительной к школе группы – будущие первоклассники, поэтому главное, что необходимо им, - это положительная мотивация к учению. Задача педагогов – раскрыть потенциал ребёнка, данный ему от рождения, воспитать дущу и характер подрастающего человека, но состоит эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «путь» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе и это отражается в действующих федеральных государственных требованиях при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ № 655 от 23 ноября 2009 года). Одним из четырёх важнейших направлений развития детей является социально – личностное развитие. Которое включает такие образовательные области как «Социализация», «Труд», «Безопасность» и ставит следующие задачи:
-личностное развитие воспитанников;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
-приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств;
-формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту;
-воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
-формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
-формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Развитие личностных качеств является приоритетной задачей не только в направлении социально – личностного развития, но и в трёх других направлениях развития дошкольников: физическом, познавательно-речевом, художественно-эстетическом, поэтому для себя я выбрала методическую работу по теме «Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».
Проблема личности всегда была одной из центральных в педагогике, а проблему воспитания личности можно смело назвать главной проблемой педагогической теории и практики воспитания. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. Великие прогрессивные мыслители и педагоги В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский настаивали на том, чтобы процесс воспитания строился на принципе уважения к личности ребёнка, на необходимости стремиться к воспитанию, прежде всего человека. В.Г. Белинский писал : «Воспитание должно видеть в детях не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы быть впоследствии и тем, и другим, не переставая быть человеком». Крупнейшие педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт видели именно в воспитании личности ребёнка главнейшую задачу воспитательно – образовательной деятельности. Эффективность воспитания они связывали с характером и взглядами самих воспитателей, коими являются педагоги и родители, с теми отношениями, которые складываются у них с детьми. К.Д. Ушинский писал: «…Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В предисловии к своему фундаментальному труду «Человек как предмет воспитания» он наметил обширную программу того, что должен знать педагог о личности своих воспитанников, потому что «кто хочет учить, тот должен снизойти до потребности воспитанника, заглянуть в его душу». В трудах великих классиков педагогической науки А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова, С.Т. Шацкого, В.А. Караковского, Х.Й. Лиймитса, В.И. Петровой, Г.Н. Филонова и др. сформулированы и раскрыты важнейшие принципы педагогического рассмотрения личности ребёнка и процесс её воспитания:
- подход к личности как к активному субъекту;
- социальная обусловленность становления личности;
- развитие личности в процессе воспитания;
- возрастной подход к воспитанию личности;
- определяющее значение воспитания личности в коллективе и др.
А.В. Луначарский писал: «Нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие – это залог широкого распределения труда в обществе. Только разнообразное в своих отдельных человеческих личностях общество, распадающееся на ярко выраженные индивидуумы, представляет действительно культурное, богатое общество. Личность должна гордиться развитием в себе всех способностей для служения целому». Проблемы развития и социализации личности рассматривались и продолжают изучаться не только педагогами, но и философами (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологами и психологами (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Но с точки зрения какой бы науки не рассматривался подход к воспитанию личности и к самому понятию личности, все вышеперечисленные учёные едины в одном: личность как понятие определяется как развивающаяся система отношений ребёнка к миру и с миром с одной стороны, а с другой – к себе и с самим собой. Исключительно важное место в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности” (С.А. Козлова).
Работа над единой методической темой по направлению социально – личностного развития детей начата мной в сентябре 2012 года. Поводом для работы именно в этом направлении послужили несколько факторов: 1. Наблюдения за детьми в процессе различного вида деятельностей показали, что ребята агрессивны к сверстникам, у многих отсутствует чувство коллективизма, не сформированы навыки самообслуживания, в общении со сверстниками и взрослыми замкнуты, наблюдался низкий уровень познавательной активности, быстрая утомляемость и т.п.
2. Мониторинг детей группы по социально – личностному направлению в начале 2012-2013 года методами наблюдений за деятельностью детей, бесед, использования различных дидактических и игровых пособий показала следующие результаты:
Название раздела | Показатели | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Развитие игровой деятельности | 50% 10 детей | 30% 6 детей | 20% 5 детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми | 40% 8 детей | 50% 10 детей | 10% 3 ребёнка |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Чувства принадлежности к мировому сообществу | 30% 7 детей | 45% 9 детей | 25% 5 детей |
Развитие трудовой деятельности | 40% 8 детей | 40% 8 детей | 20% 5 детей |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности | 25% 5 детей | 45% 9 детей | 30% 7 детей |
Характеристика группы | Всего детей, постоянно посещающих группу -21 Списочный состав -21 Девочек -10 из них: 5 лет-5ребёнка, 6 лет –5 детей Мальчики – 11 из них: 5 лет- 0 детей, 6 лет-11 детей |
(Приложение1)
3. Одним из важнейших факторов в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Проведённая в начале учебного года диагностика родителей воспитанников группы (путём анкетирования и индивидуальных бесед) показала неутешительный результат: вопросам социально - личностного развития детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто родителями не осознаётся либо игнорируется важность роли семьи на процесс социализации ребенка – дошкольника, да и сама роль личностного и нравственного развития считается менее важной, чем обучение чтению и письму.
Вышеперечисленные факторы влияли на общую атмосферу в детском коллективе, что препятствовало организации и проведению НОД, режимных моментов, самостоятельной деятельности, а это в свою очередь отразилось бы на успешности освоения детьми образовательной программы.
Изучение проблем воспитания личности детей дошкольного возраста в работах основоположников таких наук как педагогика, психология, социология, философия, а так же современных учёных и педагогов, позволило сформулировать цель и задачи профессиональной деятельности и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении. Следует заметить, что цель и задачи полностью отражают концепцию модернизации российского образования и Федеральные государственные требования к общеобразовательной программе дошкольного образования.
Целью методической работы своего профессионального развития в рамках методической системы считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе и к обучению в школе.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
- Организовать насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, приоритет развивающих и воспитательных задач для благоприятной социализации детей и заложения основ для формирования базовых компетентностей дошкольника.
- Систематизировать работу над совершенствованием профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации образовательного процесса на основе личностно – ориентированного подхода с использованием современных образовательных технологий.
- Создать условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы всех участников образовательного процесса, установление сотрудничества с родителями, заинтересованными организациями, обеспечение научно-консультативной поддержки.
- Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе в соответствии с ФГТ и ФГОС.
- Развитие познавательно – исследовательской деятельности, самостоятельности, инициативности, организаторских способностей; воспитывать чувство коллективизма. - Воспитывать культуру поведения и общения; активно выражать доброе отношение к близким; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков. – Воспитание экологической культуры. – Привлечение родителей к активному взаимодействию с образовательным учреждением. – Формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу и гендерной принадлежности. - Формирование потребности трудиться; развитие трудовых умений и навыков.
В ходе работы над единой методической темой были изучены следующие передовые педагогические технологии: Технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.M. Матюшкин), Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской), Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская и др.), Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин) и др.), что позволило структурировать содержание воспитательно-образовательного процесса на основе передачи детям систем и опытов: Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, что включает в себя основные понятия и термины, факты повседневной действительности; основные законы науки, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленных в обществе и т.п.
Система умений и навыков, т.е. приобретение опыта осуществления уже известных способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфичных для различного вида деятельности.
Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности, что предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности и новых; видение структуры объекта; видение возможных решений одной и той же проблемы.
Опыт и нормы эмоционально – волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.
Может показаться, что по отношению к детям дошкольного возраста всё вышеизложенное звучит слишком высокопарно, но не стоит забывать, что как сказал известный психолог Леонтьев А.Н: «Личностью не родятся, личностью становятся» и становление личности происходит непрерывно, с момента рождения.
Для успешного достижения поставленной цели и решения задач работа по направлению социально – личностного развития детей в нашей группе носит непрерывный характер и осуществляется в организации непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в организации самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений, кружковой работы. В своей работе использую такие образовательные технологии как здоровьесберегающие ( подвижные и спортивные игры, физкультминутки, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, артикуляционная гимнастика, релаксация, пальчиковая гимнастика, самомассаж, коммуникативные игры, игротреннинги и игротерапия, сказкотерапия) , ИКТ, технология проблемного обучения, технология эвристического обучения, личностно-ориентированная технология обучения, технология развивающего обучения и методы – наблюдение; показ предметов, картин, иллюстраций, образца, способов действия; использование кинофильмов, мультимедийных презентаций, музыкального центра; наглядные и дидактические пособия, дидактические, имитационные, театрализованные, интерактивные, сюжетно-ролевые игры и игры -драматизации; показ; рассказ; чтение и обсуждение; беседа; вопросы к детям; обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников ; упражнения; образец и задание; групповые праздники; проблемные ситуации и реализация проектов. При выборе технологий и методов работы ориентируюсь на возрастные, индивидуальные, психологические особенности детей, что позволяет получить максимальный эффект при проведении конкретной деятельности.
В процессе проведения познавательной деятельности, сочетаются фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы, что способствует формированию новых знаний и умений, применению этих знаний и умений, а так же обобщению, систематизации, контролю и коррекции. Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса обучения и воспитания являются: окружающий мир; общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение в НОД; художественная литература; изобразительные средства; сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, игры с правилами; раздаточный материал; театрализованные представления, досуги, утренники и развлечения и т.п. Создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей, проводятся различные мероприятия для повышения педагогической и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания, успешной социализации и личностного развития ребёнка.
Диагностический компонент является частью методической системы. Уровень сформированности интегративных качеств по направлению социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста и успешности освоения программы воспитания и обучения определяется с помощью модели мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в подготовительной группе, автором данной модели является Ю.А. Афонькина. В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Веракса, Е.О. Смирнова и др.). Мониторинговая система разработана на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, носит универсальный характер и допущен к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ №16 от 16.01.2012 года.
Представленная методическая система имеет в образовательно – воспитательном процессе положительный эффект: результатом деятельности в рамках методической системы являются:
1. Результаты диагностики по направлению «Социально –личностное развитие» в конце 2012 – 2013 учебного года (Приложение 2).
2. Результаты мониторинга успешности освоения Основной общеобразовательной программы для группы дошкольного образования МКОУ «Соловьёвская СОШ» (Приложение 3).
3. Результат диагностики по направлению «Социально – личностное развитие» в начале 2013–2014 учебного года (Приложение 4). Анализ результатов диагностики, а так же структуры и содержания воспитательно – образовательной деятельности, обучающего, методического материала, показал, что дети, второй год посещающие группу дошкольного образования, более коммуникабельны, умеют договариваться со сверстниками, более дружелюбны к окружающим, самостоятельны в организации игровой и познавательно – исследовательской деятельности, в создании предметно – игровой среды; более устойчивы такие нравственно –волевые качества, как организованность, ответственность, дисциплинированность и т.п.
4. Тесное взаимодействие с родителями и др. социальными партнёрами по социально – личностному развитию детей (формы взаимодействия: собрания, консультации, анкетирование, оформление информационных стендов, день открытых дверей, индивидуальные беседы, показ деятельности, праздники, конкурсы, творческие мастерские, мастер-классы, акции и т.п.).
5. Разработка программы по организации агитационно-массовой работы с семьёй и лицами, занимающимися воспитанием детей, по вопросам защиты прав детей;
6. Разработка проекта по правовому воспитанию детей дошкольного возраста;
7. Разработка программы по экологическому воспитанию детей в группе дошкольного образования;
8. Разработка открытых мероприятий в рамках взаимодействия с родителями и социальными партнёрами;
9. Разработка интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста, а так же различные дидактические игры.
10. Участие ребят группы в различных всероссийских, муниципальных конкурсах; конкурсах, организованных в МКОУ «Соловьёвская СОШ» (результат конкурса «ОБЖ. Простые правила», организованного Омским центром образовательных инициатив см. Приложение 5).
Используемая литература:
1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, Мозаика – Синтез, 2007 год;
2. Белая К.Ю. «Самообразование педагогов ДОУ» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, -2007. №2. –С. 37-41;
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна -М.: Меж. пед. Академия, 1995. -212 с.
4. Гладышева Н.Н., Мезенцева В.Н. и др. «Рабочая программа воспитателя» Волгоград, Учитель, 2013 год;
5. Кочетова Н.А. и др. «Справочник старшего воспитателя» Волгоград, Учитель, 2013 год;
6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980.
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
8. Мудрик А.В. «Личность школьника и её воспитание в коллективе» Москва, Знание, 1983 год;
9. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития
воспитанников дошкольного образовательного учреждения: Пособие для
руководителей и методистов. -2-е изд., испр. -М.: Айрис-пресс, 2004. -64 с.;
10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – М.: Педагогика, 1984.
11. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. – М.:НИИ ОП АПН СССР, 1989.
Приложение 4
Диагностика по направлению «Социально – личностное развитие»
начало 2013 – 2014 учебного года
Название раздела | Показатели | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Развитие игровой деятельности | 50% 7 детей | 35% 5 детей | 15% 2 детей |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми | 45% 7 детей | 40% 5 детей | 15% 2 ребёнка |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. Чувства принадлежности к мировому сообществу | 40% 7 детей | 35% 4 ребёнка | 25% 3 детей |
Развитие трудовой деятельности | 35% 5 детей | 40% 6 детей | 25% 3 детей |
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности | 35% 5 детей | 40% 6 детей | 25% 3 ребёнка |
Характеристика группы | Всего детей, постоянно посещающих группу -14 Списочный состав -17 Девочек -8 из них: 4 года- 1 ребёнок, 5 лет-3 ребёнка, 6 лет –4 ребёнка. Мальчики – 6 из них: 5 лет- 3 детей, 6 лет-2 детей, 7 лет – 1 ребёнок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ»
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ Сведения об авторе опыта: Кочубей Наталья Анатольевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 105» г. Краснодара, инструктор по физической культуре, 8(861)224-53-80Тема оп...
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка сообщим недоразвитием речи и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления ин...
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возрастаПодготовила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Росто...
Опыт работы музыкального руководителя «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русской классической музыки» Проценко Наталья Викторовна, музыкальный руководитель 1 ой категории
Опыт работы музыкального руководителя...
Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...
Опыт работы на тему "Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста"
В материале описан опыт работы на протяжении трех лет. Опыт работы теоретически обоснован. Сенсомоторное развитие осуществляется в различных видах дятельности - исследовательская, художественно - твор...
Опыт работы. Тема: «Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через краеведение» для аттестации раздел личный вклад
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно – речевой сферы ребенка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истории и культуре родного в сочетании с традиционным...