Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Сопряжённая гимнастика
«Цветок» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Вырос высокий цветок на поляне. | Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. | Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу. |
Утром весенним раскрыл лепесток. | Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе-врозь (несколько раз). | Рот широко открыть-закрыть (в соответствии с движениями пальцев). |
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки. | Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. | Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку. |
или театр пальчиков и языка
«Кукушка» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Летела кукушка мимо сада.
| Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев. | Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз. |
Поклевала. | Руки согнуты в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью ладони- «птица клюёт». | Выполнять упражнение «Лошадка». (Поцокать языком четыре раза). |
Всю рассаду | Положение рук поменять, движения повторить. | Выполнять упражнение «Лошадка». |
И кричала: «Ку-ку-мак!» | Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать- «Птица раскрывает и закрывает клюв». | Округлить губы, как при произнесении звука (о), Закрыть рот. |
Лягушонок мимо плыл, щёки раздувая | Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения | Поочерёдно надувать щёки |
Ножкой дрыгал влево-вправо, | Разводить пальцы в стороны, затем соединять | Выполнять движения языком влево-вправо |
Устали не зная | Разводить руки в стороны «плыть» | Повторить движения языком |
«Осьминог» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Много ног у осьминога | Сжать кулаки и развернуть к себе, поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших. | Высунуть язык «иголочкой». |
Все они ему нужны | Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки. |
Заменяют ему руки | Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших. | Высунуть язык «иголочкой» |
Очень ловкие | Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. | Попеременно надувать и втягивать щёки. |
Они | Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать | Покусать язычок. |
«Пальцы растянуть по шире» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Пальцы растянуть по шире | Пальцы растопырить, напрячь. | Растянуть губы в улыбке. |
Раз, два, три, четыре, пять | Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого. | Вытянуть губы трубочкой. |
Сжать их вместе-три, четыре- | Пальцы сжать в кулак , разжать. | Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать их трубочкой |
И на месте поплясать- | Выполнить движение «фонарики» | Выполнять круговые движения губами, вытянутыми трубочкой |
На носок, | Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки | Высунутый язык с напряжением тянуть к носу |
Потом на пятку- | Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки | С напряжением тянуть язык к подбородку |
Дружно делаем | Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки | С напряжением тянем язык влево |
Зарядку | Коснуться указательным пальцем одной руки указательного пальца другой руки | С напряжением тянуть язык вправо |
«Лиса» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Уж как шла лиса по тропке, | Пальцами «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперёд | Выполнять движения языком вверх-вниз |
Нашла грамоту на тропке | Положение рук поменять, движение повторить | Выполнять движения языком вверх-вниз |
Она села на пенёк | Сжать кулаки, один кулак поставить на другой | Широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении |
И читала весь денёк: | Ладони развернуть от груди | Движения языка влево-вправо |
«Мамочка, мама! | Ладони прижать одну к другой .На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать | Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой» |
Милая моя, | Те же движения выполнять средними пальцами | |
Мамочка мама! | Те же движения выполнять безымянными пальцами | |
Я люблю тебя!» | Те же движения выполнять указательными пальцами | При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы как для поцелуя |
«Мышки» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Раз, два, три, четыре-жили мышки на квартире | Хлопнуть в ладоши, согнуть руки в локтях, левая рука сжата в кулак, правая ладонь раскрыта (менять) | Поочерёдно надувать щёки |
Чай пили, | Кисти рук собрать в «чашечку» | Высунуть широкий язык, на вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка. |
Чашки били, | Резко разомкнуть ладони, развернуть их вниз | Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук (д-д-д) |
По-турецки говорили: | Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения | Широким кончиком языка выполнять движения вперёд-назад по верхней губе «болтушка» |
«Чаби, чиляби, чиляби, чаби» | На каждое слово поочерёдно соединять пальцы рук | То же самое. |
«ОВОЩИ» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Вырос у нас чесночок
| Правая рука: ладонь в горизонтальном положении, пальцы растопырены, массаж указательного пальца, потягивание его. | Рот широко открыт (изображаем круглую форму овощей), закрываем рот. |
Перец, томат, кабачок | Массаж среднего пальца | Чередуем широко открытый рот с улыбкой. |
Тыква, капуста, картошка | Массаж безымянного пальца | Открываем-закрываем рот |
Лук и немного горошка | Массаж мизинца | Широко открытый рот-улыбка |
Овощи мы собирали | Левая рука: Массаж указательного пальца | Широкий язык на нижней губе- «лопаточка» |
Ими друзей угощали | Массаж безымянного пальца | Высунутым языком поочерёдно облизывать губы |
Квасили, ели, солили | Массаж среднего пальца | Кусаем язычок |
С дачи домой увозили | Массаж мизинца | Губы растянуты в улыбке |
Прощай же на год наш друг огород | Руки вверх-шевелим растопыренными пальцами | Вытянутым языком делаем «Часики» |
«Капуста» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы капусту рубим, рубим, | Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу | Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д» |
Мы капусту трём, трём, | Трём кулаки друг о друга | Щёлкать язычком «Лошадки» |
Мы капусту солим, солим, | Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу | Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык |
Мы капусту жмём, жмём | С силой сжимать и разжимать кулачки рук | Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке |
А потом мы капусту в рот кладём- Ам! | Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки | Имитируем процесс жевания с закрытым ртом. |
«В лес за грибами» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
За грибами в лес пошли, | Указательным и средним пальцами имитировать движение ног при ходьбе | Широким языком дотронуться до верхних зубов, затем до нижних зубов (с наружной стороны) |
Много там грибов нашли, | Руки развести в стороны | Прижать язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) |
Встретили косого зайку, | Руки приставить к голове (ушки) | Закусывать то верхнюю, то нижнюю губу |
Убежал от нас зазнайка | Пальцами одной руки «пробежаться» по ладони другой руки | Выполнять движения языком влево-вправо (рот закрыт) |
Мишка ел в кустах малину и отдал нам половину | Руками погладить живот | Имитировать процесс жевания |
Дятел тукал: тук да тук | Указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог | Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук (д-д-д) |
Раздавался громкий звук | Положение рук поменять, повторить движение | Повторить звук (д-д-д). |
«Дятел» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Тук – тук – тук Тук – тук – тук, Раздаётся чей – то стук. | На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. |
Это дятел на сосне | Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. | Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д – д – д - д» |
Долбит клювом по коре. | Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки. |
«Рыбка плавала в пруду» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла | Выполнять руками волнообразные движения | Выполнять движения языком вверх-вниз |
Корм глотала на ходу, | Указательный, средний, безымянный и мизинец соединяются с большим пальцем (каждой руки) | Округлить губы, как при произнесении звука (о), закрыть рот. |
Ротик открывала | Пальцы вместе-соединяем с большими пальцами рук | Открываем и закрываем рот |
«Фрукты» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
По базару ходили мы | Указательный и средний пальцы обеих рук выполняют движения ходьбы по столу | Язык упирается в верхние зубы произнося звук «т-т-т» |
Много груш там и хурмы | Руки поставить на локотки на стол, ладошки друг к другу, одновременно сгибать и разгибать пальцы рук | Упражнение «Лошадка» (быстро щелкать языком) |
Есть лимоны, апельсины, | Сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному мизинец, безымянный | На каждое название с силой упираемся языком в щёки (в левую, правую) |
Дыня, сливы, мандарины, | Средний, указательный, большой пальцы разгибаем | Проводим языком по зубам |
Но купили мы арбуз, это самый вкусный груз | Соединять пальцы обеих рук в шар, отрывая и соединяя их | Надули щёки |
«Гармошка» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Мы играли на гармошке. Громко хлопаем в ладошки. | Соединить ладошки вместе. Хлопать в ладоши. | Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. |
Головой слегка качаем. Руки кверху поднимаем. | Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх. | Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. |
«Киска сердится» | ||
Текст, произносит Взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На скамейки у окошка Улеглась и дремлет кошка. | Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы. |
Кошка глазки закрывает, Кошка спинку выгибает. | Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. | На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы. |
«Часики» | ||
Текст произносит взрослый | Движения или статичная поза | |
Рук | Губ и языка | |
Тик-так, тик-так | Указательными пальцами обеих рук выполнять движения, напоминающие маятник | Кончиком языка тянуться к уголкам рта |
Мы всегда шагаем в такт | Указательными и безымянными пальцами «шагают» по столу | Язык вверх-вниз |
Вправо шаг, влево шаг | Пальцы бегут вправо-влево | Рот открыт повторяем звук (а-а-а) |
«Замок» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На двери висит замок. | Пальцы сцепить в «Замок» | Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы |
Кто открыть его бы смог? | Губы сомкнуть. Изобразить удивление. | |
Постучали, | Постучать одной ладонью по другой. | Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п] |
Покрутили, | Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. | Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо. |
Потянули, | Потянуть ладони в разные стороны. | Растянуть губы в улыбке. |
И открыли. | Развести руки в разные стороны. | Широко открыть рот. |
«Лошадка» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
На лошадке ехали, В огород заехали. | Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи. | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд - назад |
Гоп – гоп! Гоп – гоп! | Хлопки: два коротких, один длинный. | Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. |
На машине ехали, До угла доехали | Повороты руками, которые будто держат руль. | Соединить вместе, расслабленные губы. |
Би –би-би! Би-би –би! | Большим пальцем подавать «сигнал». | Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали» |
Пароходом ехали, До горы доехали. | Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, Вниз – вверх и т.д. | Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л –л -л] |
У-у-у! | Широкое движение рукой сверху вниз. | Вытянуть губы вперёд «трубочкой». |
«Краб» | ||
Текст, произносит взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. Вот на пальму лезет краб. | Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев | Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд - назад |
Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз | Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. | Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю | С напряжением тянуть язык к подбородку |
Ах – ох – иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью мимики и жестов изобразить удивление | |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. Вновь на пальму лезет краб. | Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке - от локтя кончикам пальцев | Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд-назад |
Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех. | Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз | Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз |
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб. На песок сползает краб. | Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю | С напряжением тянуть язык к подбородку |
Ах – ох – иех. Краб внизу, а где орех? | С помощью жестов и мимики изобразить удивления | |
Хром, хром, хром, хром. Две мышки под кустом. Хряп, хряп, хряп | Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки | Имитировать процесс жевания |
Ну и чудик этот краб! | Большими и указательными пальцами оттянуть уши | Высунуть язык |
Пояснительная записка
В пособии представлены комплексы сопряжённой гимнастики для преодоления речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
У многих детей плохо развита речь. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.
Доказано, что становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук:
Почему человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?
И наоборот: почему ребёнок сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Задача педагога- вовремя помочь ребёнку, в системе используя все способы и приёмы развития, активизации речи в том числе такие как:
1.Обыгрывание артикуляционных упражнений.
2.Пальчиковая гимнастика.
3.Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей и пальцев рук).
3.Опора на кинестетические ощущения ребёнка.
4.Использование нетрадиционной Су-Джок терапии и др.
Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике выполняется в достаточно быстром темпе, со сменой поз (сидя на полу, стульях, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.
Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Гимнастика не должна быть утомительной, желательно контролировать время-оно для каждого ребёнка индивидуально (в зависимости от психофизического развития ребёнка).
Не забывайте хвалить детей за каждый успех!
Желаем успеха!
«Лодочка» | ||
Текст, произносит Взрослый | Движения или статическая поза | |
Рук | Губ и языка | |
Две ладошки прижму И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. | Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. | Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх. |
Паруса подниму, Синим морем поплыву, А по буйным волнам Плывут рыбки тут и там. | Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. | Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя. |
Сопряженная гимнастика или театр пальчика и языка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театр пальчиков и языка»
Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие детей...
Театр пальчиков и языка
Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлению этими движениями я использую в своей работе с детьми сопряжённую гимнастик...
Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка
Использование элементов биоэнергопластики...
Сопряжённая гимнастика или театр пальчиков и языка
Сопряжённая гимнастика...
Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка
В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работ...
Сопряженная гимнастика или Театр пальчиков и языка
laquo;Театр«Театр пальчиков и языка» (сопряженная гимнастика языка и пальцев, языка и кистей рук); Такую гимнастику рекомендуется проводить во второй половине года, когда у де...
Биоэнергопластика. «Театр пальчиков и языка» как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики
Наиболее распространённой нетрадиционной формой проведения артикуляционной гимнастики является сказка о Весёлом Язычке. Предлагаемые сказочные истории помогут детям справиться с речевыми трудностями. ...