Развитие мелкой моторики, как одно из направлений работы по развитию речи детей.
консультация по развитию речи на тему
Развитие мелкой моторики рук - это основа для всестороннего развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики, как одно из направлений работы
по развитию речи детей.
Ощущение и восприятия- первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств- орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств восприятий.
Целью работы является влияние целенаправленного развития мелкой моторики на повышение эффективности речи у детей.
Работа делится на несколько этапов. Начинается работа по развитию мелкой моторики с нормализации кисти рук и пальцев.
l-Этап. Подготовительный.
Привлечение внимания ребенка к собственным рукам. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений.
1. Расслабить руки ребенка.
Для этого руки ребенка не резко вверх поднимают и легко опускают. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляется чувство собственных рук.
2.После этого проводится массаж кистей рук.
Используются следующие упражнения:
а) поглаживание кистей.
б) сжимание и разжимание в кулак.
в) сгибание и разгибание пальцев рук поочередно.
Игровые упражнения
«Большой-маленький»
Цель: Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игры. Расширять пассивный словарь детей в процессе выполнения игровых действий.
«Ладушки»
Цель: Расширять пассивный словарь в процессе игровых действий. Развивать чувство собственных рук.
Также это могут быть такие упражнения : «Сделай до свидания», «Дай руку», «Поздоровайся с лялей», «Пожалей куклу», «Птички полетели» и др. Этот подготовительный этап продолжается в течении 1 месяца. Занятия проводятся ежедневно по 3-5 минут с 2-3 детьми. Когда дети достаточно правильно и свободно справляются с этими заданиями, мы переходим к следующему этапу.
ll- Этап. Тактильный.
Развитие ощупывающих движений рук и тактильных ощущений. Нужно раздражать руки ребенка : теплое, холодное, твердое , мягкое, тяжелое ,легкое, пушистое, колючее. В последующем на каждом занятии, дать 1-2 упражнения на развитие ощупывающих движения. Это могут быть различные по форме. Величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки.
Игровые упражнения
«В гости пришла собачка Жучка»
Цель: Закреплять в активном словаре детей слова, обозначающие название домашних животных. Активизировать словарь (пушистое, мягкое, теплое), учить, развивать и называть некоторые части тела животных (хвост, голова, лапы), повторять эти слова за воспитателем. Развивать у детей тактильные ощущения.
Примечание: Воспитатель старается, чтобы все дети участвовали в действиях. Воспитатель следит за тем, чтобы дети старались повторять слова за воспитателем.
«Чудесный мешочек»
Цель:Развивать у детей тактильные ощущения. Познакомить детей с названием предметов (мяч, пластилин, ветка от елки, кошка). Активизировать словарь (резиновый, мягкий, холодный, теплый, колючий, пушистый).
Примечание: Воспитатель старается, чтобы все дети участвовали в действиях. Воспитатель следит за тем, чтобы дети старались повторять слова за воспитателем.
Этот этап, тактильный, продолжается 1 месяц. Занятия проводятся ежедневно по 5-7 минут с 2-3 детьми. Один раз в неделю можно провести подгрупповое занятие с половиной группы. После завершения этого этапа мы постепенно переходим к следующему этапу.
lll-Этап. Стимулирующий.
На данном этапе проводится стимулирующие занятия с игрушкой, которую ребенок приводит в движение (показать машину, провезти паровозик, покатать мяч и т.д. ) На этих занятиях нужно постараться стараюсь, чтобы дети сопровождали свои действия речью.
Игровые упражнения
«Машина поехала»
Цель: Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми.
Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Примечание: Стараться, чтобы ребенок обязательно повторял действия и повторял слова за воспитателем. Во время занятия воспитатель со всеми детьми должен охарактеризовать машину : твердая, пластмассовая, синяя.
«Покатай мячик»
Цель: Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми.
Побуждать к воспроизведению слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Примечание: Воспитатель учит малышей катать мячик по полу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражаний (оп-па) и слов, а также действий.
Так же это могут быть упражнения : «Постучи по бубну», «Оттолкни мячик», «Поиграем на барабане» и др.
На данном уровне занятия проводятся ежедневно в течении 1 месяца по 5-6 минут. Когда дети освоили эти задания, переходим к следующему этапу. От этапа к этапа усложняются задания.В основе каждого этапа лежит предыдущий этап.
lV- Этап. Действенный.
Формирование у детей ясельного возраста манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. На этих занятиях с игрушками можно предложить ребенку выполнить следующие задания, различные по трудности движения:
- произвольно отпускать игрушку при помещении ее в коробку;
- вынуть-вложить игрушку, переложить из руки в руку;
-открыть-закрыть коробку, крышку;
- положить один на другой кубик;
- снять;
- собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;
- брать предметы сразу двумя руками.
Игровые упражнения
«Постоим домик для собачки»
Цель: Учить ребенка простому конструированию ставить кубик на кубик. Обучить пониманию и выполнению инструкций : возьми кубик, поставь на стол, позови собачку. Побуждать детей произносить слова : дай, на, иди, домик. Развивать мелкую моторику рук.
Примечание: На занятии все дети должны включаться в работу.
«Воткни грибочки»
Цель: Учить детей выполнять простые речевые инструкции, сопровождаемые показом действий (вынь грибок, положи на стол, воткни грибок). Пробуждать произносить слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.
Примечание: Побуждать ребенка к повторению слов и действий.
«Передай другому»
Цель: Учить детей называть свое имя и различать сверстников по имени. Сопровождать игровые действия фразами: дай мяч (машинку, куклу)на мяч (машинку, куклу).
Примечание: Взрослый следит за тем, чтобы дети свои действия сопровождали речью.
Длительность действенного этапа 2,5-3 месяца. Продолжительность игровых занятий от 7 до 10 минут. После усвоения этих занятий перехожу к следующему этапу ,где задания усложняются.
V-Этап. Принцип «пирамиды»
На этом этапе можно собирать и разбирать пирамидки различных форм, матрешки, ведерки. Вначале мы брали пирамидки до 3-5 колец одного цвета, активизирую внимание детей на цвет. Потом усложнять эти занятия, увеличивая количество колец и потом пирамидку сразу с несколькими цветами, и различными по размеру кольцами.
Примечание: Кольца, ведерки, матрешки раскладываются беспорядочно, чтобы ребенок мог прикладывать, соотносить последовательно от большого к маленькому. Если ребенок ошибся, поправить допущенную ошибку вопросами, помочь, чтоб ребенок задумался и сам постарался добиться цели.
Игровые упражнения
«Собери пирамидку»
Цель: Закреплять в активной речи название основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) в процессе установления тождества и различия предметов по цвету, выделять цвет из 2-3 других, самостоятельно определять цвет предмета по формированию фразовой речи, состоящих из простых предложений.
Примечание: В зависимости от характера допущенной ошибки, воспитатель обращает внимание на цвет или величину неправильно надетого кольца.
«Матрешки»
Цель: Формировать понятие о количестве предметов (один, много). Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять инструкции.
Примечание: Следует добиваться , чтобы одновременно ребенок действовал пальчиками и говорил (называл предмет). Воспитатель все свои действия должен сопровождать речью. После этого переходим к следующему этапу- более сложному.
Vl-Этап. Аналитический.
Работа над мелкой моторикой пальцев рук, одновременно решаются умственные задачи, усложняются задания, формируя навыки самостоятельного бытового обслуживания, формируются понятия – одежда, домашние и дикие животные, овощи и фрукты .
Работа на этом этапе начинается с мелкими деталями, шнуровкой, молниями, кнопками, липучками, крючками, пуговицами. Это очень хорошие средства для развития мелкой моторики рук и детям очень интересно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии (при этом в карманчик можно что-то положить). И это подводит детей к тому, чтобы они самостоятельно могли одеваться, т.е. воспитанию навыков самостоятельного бытового обслуживания. Здесь использую тся дидактические игры: «Оденем куклу» (на крючках), «Найди маму»(карманчики), «Овощи и фрукты»(на липучках) – одновременно решаются умственные задачи.
Игровые упражнения
«Что надела девочка»
Цель: Продолжать работу по формированию речи, состоящей из простых распространенных предложений, совершенствовать фонематическую сторону речи, ее грамматический строй. Закреплять в активном словаре детей название отдельных предметов одежды, обуви. Дать представление об основных действиях с предметами одежды, обуви.
Пособия: Плоскостная кукла с крючками, плоскостное изображение одежды и обуви, кукла Катя с комплектом одежды.
Примечание: После того как куклы одеты, можно спросить детей, что они одевают, когда идут гулять. Также во время одевания на прогулку воспитатель может спросить у ребенка, что он одевает.
На этом этапе постепенно усложняются задания. На этом этапе важно добиться от детей полных ответов на вопросы. Продолжительность игровых занятий 10-15 минут. После этого можно переходить к следующему этапу.
Vll- Этап. Расскажи стихи руками .
На данном этапе проводятся занятия- игры с целью координации движений рук, ног и артикуляционного аппарата. Эти занятия-игры обязательны, т.к. у детей плохо сформирован артикуляционный аппарат.
Игровые упражнения
«Хлоп-хлоп ручками»
Цель: Способствовать активизации и концентрации внимания. Учить детей понимать и выполнять по подражанию простые инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Примечание: В процессе упражнений воспитатель следит за тем , чтобы ребенок не только повторял его движения, но и соотносил их с инструкциями.
«Дружно ручки поднимаем»
Цель: Способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять упражнения по инструкции самостоятельно. Совершенствовать моторику.
Пособия: карточка с текстом.
Примечание: Текст стихотворения дети должны хорошо знать. Роль воспитателя в этом случае сводится к контролю за правильным выполнением инструкций.
«Зайка»
Цель: Способствовать активизации и концентрации внимания. Учить детей понимать и выполнять по подражанию простые инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Пособия: карточка с текстом.
Воспитатель следит, чтобы дети выполняли движения и проговаривали слова текста.
Этот этап работы можно включать постепенно в аналитический этап, в качестве игр с пальчиками. Такие игры как : «ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик», «Коза рогатая». Это хорошо для тренировки пальцев рук. На этом этапе воспитатель следит, чтобы дети не только выполняли действия, но и проговаривали слова.
Вся работа по развития мелкой моторики пальцев рук , с l этапа по Vll этап, строится по принципу «пирамиды» - от простого к сложному. Следует помнить, что развивать тонкие движения пальцев рук необходимо у всех детей независимо от того ,как развита речь ребенка. Если же развитие речи отстает, то на тренировку его пальцев следует обратить особое внимание.
Игры и занятия для развития мелкой моторики пальцев рук желательно проводить индивидуально, иногда с небольшой подгруппой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления работы по развитию мелкой моторики и ее значение в жизни ребенка.
Развитие мелкой моторики очень важно для каждого ребенка.Ее развитие происходит естественным образом,начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Сначала ребенок учится хватать предмет,посл...
Нетрадиционные методы работы по развитию мелкой моторики как одного из условий преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Презентация опыта работы...
Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...