Развитие мелкой моторики, как одно из направлений работы по развитию речи детей.
консультация по развитию речи на тему
Развитие мелкой моторики рук - это основа для всестороннего развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики, как одно из направлений работы
по развитию речи детей.
Ощущение и восприятия- первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств- орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств восприятий.
Целью работы является влияние целенаправленного развития мелкой моторики на повышение эффективности речи у детей.
Работа делится на несколько этапов. Начинается работа по развитию мелкой моторики с нормализации кисти рук и пальцев.
l-Этап. Подготовительный.
Привлечение внимания ребенка к собственным рукам. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений.
1. Расслабить руки ребенка.
Для этого руки ребенка не резко вверх поднимают и легко опускают. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляется чувство собственных рук.
2.После этого проводится массаж кистей рук.
Используются следующие упражнения:
а) поглаживание кистей.
б) сжимание и разжимание в кулак.
в) сгибание и разгибание пальцев рук поочередно.
Игровые упражнения
«Большой-маленький»
Цель: Формировать зрительно-слуховое восприятие в процессе игры. Расширять пассивный словарь детей в процессе выполнения игровых действий.
«Ладушки»
Цель: Расширять пассивный словарь в процессе игровых действий. Развивать чувство собственных рук.
Также это могут быть такие упражнения : «Сделай до свидания», «Дай руку», «Поздоровайся с лялей», «Пожалей куклу», «Птички полетели» и др. Этот подготовительный этап продолжается в течении 1 месяца. Занятия проводятся ежедневно по 3-5 минут с 2-3 детьми. Когда дети достаточно правильно и свободно справляются с этими заданиями, мы переходим к следующему этапу.
ll- Этап. Тактильный.
Развитие ощупывающих движений рук и тактильных ощущений. Нужно раздражать руки ребенка : теплое, холодное, твердое , мягкое, тяжелое ,легкое, пушистое, колючее. В последующем на каждом занятии, дать 1-2 упражнения на развитие ощупывающих движения. Это могут быть различные по форме. Величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки.
Игровые упражнения
«В гости пришла собачка Жучка»
Цель: Закреплять в активном словаре детей слова, обозначающие название домашних животных. Активизировать словарь (пушистое, мягкое, теплое), учить, развивать и называть некоторые части тела животных (хвост, голова, лапы), повторять эти слова за воспитателем. Развивать у детей тактильные ощущения.
Примечание: Воспитатель старается, чтобы все дети участвовали в действиях. Воспитатель следит за тем, чтобы дети старались повторять слова за воспитателем.
«Чудесный мешочек»
Цель:Развивать у детей тактильные ощущения. Познакомить детей с названием предметов (мяч, пластилин, ветка от елки, кошка). Активизировать словарь (резиновый, мягкий, холодный, теплый, колючий, пушистый).
Примечание: Воспитатель старается, чтобы все дети участвовали в действиях. Воспитатель следит за тем, чтобы дети старались повторять слова за воспитателем.
Этот этап, тактильный, продолжается 1 месяц. Занятия проводятся ежедневно по 5-7 минут с 2-3 детьми. Один раз в неделю можно провести подгрупповое занятие с половиной группы. После завершения этого этапа мы постепенно переходим к следующему этапу.
lll-Этап. Стимулирующий.
На данном этапе проводится стимулирующие занятия с игрушкой, которую ребенок приводит в движение (показать машину, провезти паровозик, покатать мяч и т.д. ) На этих занятиях нужно постараться стараюсь, чтобы дети сопровождали свои действия речью.
Игровые упражнения
«Машина поехала»
Цель: Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми.
Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Примечание: Стараться, чтобы ребенок обязательно повторял действия и повторял слова за воспитателем. Во время занятия воспитатель со всеми детьми должен охарактеризовать машину : твердая, пластмассовая, синяя.
«Покатай мячик»
Цель: Учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми.
Побуждать к воспроизведению слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
Примечание: Воспитатель учит малышей катать мячик по полу, каждый раз побуждая его к повторению звукоподражаний (оп-па) и слов, а также действий.
Так же это могут быть упражнения : «Постучи по бубну», «Оттолкни мячик», «Поиграем на барабане» и др.
На данном уровне занятия проводятся ежедневно в течении 1 месяца по 5-6 минут. Когда дети освоили эти задания, переходим к следующему этапу. От этапа к этапа усложняются задания.В основе каждого этапа лежит предыдущий этап.
lV- Этап. Действенный.
Формирование у детей ясельного возраста манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. На этих занятиях с игрушками можно предложить ребенку выполнить следующие задания, различные по трудности движения:
- произвольно отпускать игрушку при помещении ее в коробку;
- вынуть-вложить игрушку, переложить из руки в руку;
-открыть-закрыть коробку, крышку;
- положить один на другой кубик;
- снять;
- собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;
- брать предметы сразу двумя руками.
Игровые упражнения
«Постоим домик для собачки»
Цель: Учить ребенка простому конструированию ставить кубик на кубик. Обучить пониманию и выполнению инструкций : возьми кубик, поставь на стол, позови собачку. Побуждать детей произносить слова : дай, на, иди, домик. Развивать мелкую моторику рук.
Примечание: На занятии все дети должны включаться в работу.
«Воткни грибочки»
Цель: Учить детей выполнять простые речевые инструкции, сопровождаемые показом действий (вынь грибок, положи на стол, воткни грибок). Пробуждать произносить слова так, дай. Развивать мелкую моторику рук.
Примечание: Побуждать ребенка к повторению слов и действий.
«Передай другому»
Цель: Учить детей называть свое имя и различать сверстников по имени. Сопровождать игровые действия фразами: дай мяч (машинку, куклу)на мяч (машинку, куклу).
Примечание: Взрослый следит за тем, чтобы дети свои действия сопровождали речью.
Длительность действенного этапа 2,5-3 месяца. Продолжительность игровых занятий от 7 до 10 минут. После усвоения этих занятий перехожу к следующему этапу ,где задания усложняются.
V-Этап. Принцип «пирамиды»
На этом этапе можно собирать и разбирать пирамидки различных форм, матрешки, ведерки. Вначале мы брали пирамидки до 3-5 колец одного цвета, активизирую внимание детей на цвет. Потом усложнять эти занятия, увеличивая количество колец и потом пирамидку сразу с несколькими цветами, и различными по размеру кольцами.
Примечание: Кольца, ведерки, матрешки раскладываются беспорядочно, чтобы ребенок мог прикладывать, соотносить последовательно от большого к маленькому. Если ребенок ошибся, поправить допущенную ошибку вопросами, помочь, чтоб ребенок задумался и сам постарался добиться цели.
Игровые упражнения
«Собери пирамидку»
Цель: Закреплять в активной речи название основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) в процессе установления тождества и различия предметов по цвету, выделять цвет из 2-3 других, самостоятельно определять цвет предмета по формированию фразовой речи, состоящих из простых предложений.
Примечание: В зависимости от характера допущенной ошибки, воспитатель обращает внимание на цвет или величину неправильно надетого кольца.
«Матрешки»
Цель: Формировать понятие о количестве предметов (один, много). Развивать мелкую моторику рук. Учить выполнять инструкции.
Примечание: Следует добиваться , чтобы одновременно ребенок действовал пальчиками и говорил (называл предмет). Воспитатель все свои действия должен сопровождать речью. После этого переходим к следующему этапу- более сложному.
Vl-Этап. Аналитический.
Работа над мелкой моторикой пальцев рук, одновременно решаются умственные задачи, усложняются задания, формируя навыки самостоятельного бытового обслуживания, формируются понятия – одежда, домашние и дикие животные, овощи и фрукты .
Работа на этом этапе начинается с мелкими деталями, шнуровкой, молниями, кнопками, липучками, крючками, пуговицами. Это очень хорошие средства для развития мелкой моторики рук и детям очень интересно застегивать и расстегивать пуговицы, молнии (при этом в карманчик можно что-то положить). И это подводит детей к тому, чтобы они самостоятельно могли одеваться, т.е. воспитанию навыков самостоятельного бытового обслуживания. Здесь использую тся дидактические игры: «Оденем куклу» (на крючках), «Найди маму»(карманчики), «Овощи и фрукты»(на липучках) – одновременно решаются умственные задачи.
Игровые упражнения
«Что надела девочка»
Цель: Продолжать работу по формированию речи, состоящей из простых распространенных предложений, совершенствовать фонематическую сторону речи, ее грамматический строй. Закреплять в активном словаре детей название отдельных предметов одежды, обуви. Дать представление об основных действиях с предметами одежды, обуви.
Пособия: Плоскостная кукла с крючками, плоскостное изображение одежды и обуви, кукла Катя с комплектом одежды.
Примечание: После того как куклы одеты, можно спросить детей, что они одевают, когда идут гулять. Также во время одевания на прогулку воспитатель может спросить у ребенка, что он одевает.
На этом этапе постепенно усложняются задания. На этом этапе важно добиться от детей полных ответов на вопросы. Продолжительность игровых занятий 10-15 минут. После этого можно переходить к следующему этапу.
Vll- Этап. Расскажи стихи руками .
На данном этапе проводятся занятия- игры с целью координации движений рук, ног и артикуляционного аппарата. Эти занятия-игры обязательны, т.к. у детей плохо сформирован артикуляционный аппарат.
Игровые упражнения
«Хлоп-хлоп ручками»
Цель: Способствовать активизации и концентрации внимания. Учить детей понимать и выполнять по подражанию простые инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Примечание: В процессе упражнений воспитатель следит за тем , чтобы ребенок не только повторял его движения, но и соотносил их с инструкциями.
«Дружно ручки поднимаем»
Цель: Способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять упражнения по инструкции самостоятельно. Совершенствовать моторику.
Пособия: карточка с текстом.
Примечание: Текст стихотворения дети должны хорошо знать. Роль воспитателя в этом случае сводится к контролю за правильным выполнением инструкций.
«Зайка»
Цель: Способствовать активизации и концентрации внимания. Учить детей понимать и выполнять по подражанию простые инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка.
Пособия: карточка с текстом.
Воспитатель следит, чтобы дети выполняли движения и проговаривали слова текста.
Этот этап работы можно включать постепенно в аналитический этап, в качестве игр с пальчиками. Такие игры как : «ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик», «Коза рогатая». Это хорошо для тренировки пальцев рук. На этом этапе воспитатель следит, чтобы дети не только выполняли действия, но и проговаривали слова.
Вся работа по развития мелкой моторики пальцев рук , с l этапа по Vll этап, строится по принципу «пирамиды» - от простого к сложному. Следует помнить, что развивать тонкие движения пальцев рук необходимо у всех детей независимо от того ,как развита речь ребенка. Если же развитие речи отстает, то на тренировку его пальцев следует обратить особое внимание.
Игры и занятия для развития мелкой моторики пальцев рук желательно проводить индивидуально, иногда с небольшой подгруппой детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-318105-1382183226.jpg)
Основные направления работы по развитию мелкой моторики и ее значение в жизни ребенка.
Развитие мелкой моторики очень важно для каждого ребенка.Ее развитие происходит естественным образом,начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.Сначала ребенок учится хватать предмет,посл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/21/picture-649942-1437466998.jpg)
Нетрадиционные методы работы по развитию мелкой моторики как одного из условий преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
Презентация опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-349066-1384877462.jpg)
Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/28/picture-1264408-1598628316.jpg)
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-1121666-1551191459.jpg)
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/30/picture-1052779-1543571805.jpg)
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/20/picture-1316798-1613851724.jpg)
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...