Нетрадиционные методы работы по развитию мелкой моторики как одного из условий преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ
презентация по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Мотивация педагогов на использование нетрадиционных приёмов по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ, способствующих коррекции речевых нарушений. Обучить педагогов методике организации и проведения нетрадиционных методов и приёмов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста. Задачи: Познакомить с теоретическими основами развития мелкой моторики у дошкольников, способствующих преодолению общего недоразвития речи. Обогатить и совершенствовать методологические основы профессионального мастерства педагогов. Познакомить с нетрадиционными методами и приёмами развития мелкой моторики как одного из условий преодоления общего недоразвития речи у детей в группе компенсирующей направленности.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения пальцами. И.П.Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Нетрадиционные методы работы – заучивание стихов руками, различные виды массаж и самомассажа , рисование верёвочкой, выполнение фигур из палочек, выполнение фигур с помощью пальцев (пальцевая йога) пальчиковые игры, бисерография игротеренинг , медиоигротренинг , глинотерапия , воскотерапия , пескотерапия (песок модно заменить на манку или соль).
Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений, массажа с предметами Создать мотивацию перед разучиванием упражнений. Предметы (ручка, карандаш, катушка) во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании карандаша, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения Присвоение каждому упражнению названия. Пальчиковая гимнастика с карандашом начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа . Установка взрослого прилагать усилия при разучивании и повторении упражнений создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.
Установка на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон. Число упражнений и их продолжительность взрослый регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Критерием качества служит появление усталости: легкая – показатель правильной мышечной нагрузки; сильная (потливость- признак переутомления). В этом случае инструкция взрослого: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки и прекратите гимнастику», «Если упражнение перестало получаться, прекратите гимнастику» и т.д. В свободное от занятий время продолжительность пальчиковой гимнастики (как и любой другой доходит до 10 минут). Всегда начинаем с правой руки, а затем обязательно организуем массаж левой руки. Расслабление кисти рук после каждого упражнения (карандаш кладется на стол). Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержание позы.
Массаж с помощью карандаша Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует: ладони и пальцы (катание карандаша между ладонями, пальцами); самомассаж кончиков пальцев поверхностей внещней стороны кисти рук, самомассаж подушечки большого пальца (Ручку в низ, Пружинка, Спускаемся по лесенке, Крючки, Насос, Качели и другие упражнения) межпальцевые зоны.
Статические упражнения ( пальцевая йога) Кольцо, коза, три богатыря, заяц, вилка ( по 2-3раз а под счет 10)
Упражнения без речевого сопровождения «Пальчики здороваются», «Человечек», «Корни деревьев», «Очки», «Человечек» Упражнения для развития силы тонуса . “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”. Упражнения, направленные на координацию движения : “Гусь-курица-петух” “Кулак – ребро – ладонь”
Массаж Восточный массаж: Су-Джок Особое место в методике Су- Джок отводится большому пальцу. Массаж ладоней рук . Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики. Движения соответствуют тексту. Вы длинней найдёте вряд ли. Клювом меряться пришли Аисты и журавли
Самомассаж подушечек пальцев. Правая рука Большой палец - дети любят всех зверей: Указательный палец - птиц и ящериц, и змей, Средний палец - пеликанов, журавлей, Безымянный палец - бегемотов, соболей, Мизинец - голубей и глухарей, Левая рука Большой палец - и клестов, и снегирей. Указательный палец - любят горного козла, Средний палец - обезьянку и осла, Безымянный палец - дикобраза и ежа, Мизинец - черепаху и ужа.
Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские мячи» Вы видали циркача? Мяч идёт вокруг мяча! Кружит с видом знатока, Будто шмель вокруг цветка.
Выполнение фигур из палочек и пальцев рук сопровождая повторением стихов Крыльями бабочка Машет, летает С цветка на цветок – Нектар собирает Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет - Кисонька – Мурысонька . Где была? - На мельнице.
Пальчиковые игры и гимнастика Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов - потешек. ( н-р : «Сорока» «Замок» и др.)
Рассказывание стихов руками Графические задания Теневой театр
Медиоигротренинг Цель: оказывать избирательное воздействие на отдельные группы мышц, нормализация тонуса мышц и стимуляция активных движений, улучшение регуляции вегетативных функций Пескотерапия Глинотерапия воскотерапия
В конце каждый из вас на небольших листочках осмыслит и отметить на вопросы: Как я себя чувствовала во время занятия… Я не напрасно провёла час, потому что.. Главным для меня и моего профессионализма было.. За этот час я поняла…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста
Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Материал в помощь родителям и педагогам по развитию мелкой моторики....
Развитие мелкой моторики ребёнка - один из путей профилактики речевых нарушений
Всем известно, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямойзависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнемразвития общей моторики он совпадает не всегда ). Если р...
Консультация для педагогов и родителей. " Игры с массажным мячом, как один из методов работы для развития мелкой моторики рук и речи детей с ДЦП."
В материале даются рекомендации по использованию массажного мяча "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...
Консультация для родителей: "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".
Консультация, рекомендации для родителей по использованию различных предметов для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста....
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...
«Влияние мелкой моторики рук как одного из условий преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ»
Использование приёмов по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ, способствующих коррекции речевых нарушений....