Комплекс занимательных дыхательных упражнений
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Данный КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
позволит воспитать у детей младшего дошкольного возраста правильный дыхательный ритм, активизировать мышцы губ. Развить правильное речевое дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dykhatelnye_uprazhneniya.zip | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка № 1 1. Воспитание интонационной выразительности речи. Игра «Узнай по интонации» Сначала логопед, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивлённого, весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова: «Ай-ай-ай», «Ой-ой-ой», «Ох-ох-ох» и т.п. Дети отгадывают, кого изобразил говорящий. 2. Работа над чёткостью дикции и интонационной выразительностью речи. Проговаривание потешки Г.Лагздыня «Петушок» Петушок, петушок, Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу. | Карточка № 2 1. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 5. Исходное положение – см. упражнение № 1. Счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно. Считать спокойно, плавно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в лёгких всё время был запас воздуха. 2. Работа над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. Проговаривание потешки. Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки белые. |
Карточка № 3 1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Логопед отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди. Продавец. Продавец ребятам рад. В магазине для ребят Есть матрёшки расписные, Есть машинки заводные. 2. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 5 (закрепление). | Карточка № 4 1. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 5 (повторение) 2. Преодоление твёрдой атаки гласных Проговаривание предложений типа: Ася умывается. Игорь играл. Алла ушла. Оля идёт. И т.п. |
Карточка № 5 1. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание стихотворения с куклой би-ба-бо. Логопед задаёт ритм и темп декламации с помощью куклы би-ба-бо, затем это же пробуют сделать по очереди и дети. Почтальон. Кто приносит нам газеты И от бабушки приветы? Их приносит почтальон. С толстой сумкой ходит он. В. Степанов | Карточка № 6 1. Работа над чёткостью дикции. Воспитание ясной шёпотной речи в потешках, отработанных на индивидуальных занятиях по звукопроизношению. 2. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 6. Счёт на выдохе от одного до пяти и обратно; добрать воздух – счёт от пяти до одного. |
Карточка № 7 1. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 6 (повторение). 2. Развитие тембровой окраски и высоты тона. Чтение стихотворения К.Чуковского «Путаница» (дети произносят только звукоподражания). | Карточка № 8 1. Работа над интонационной окрашенностью речи. Проговаривание потешки «Солнышко» с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.) Солнышко Солнышко, солнышко, Золотое донышко, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. 2. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 6 (закрепление). |
Карточка № 9 1. Развитие длительного плавного выдоха. Упражнение «Осенние листочки». На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Рассматриваем их, называем, определяем цвет. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. (Повторяем 3 – 5 раз). 2. Преодоление твёрдой атаки гласных. Упражнение «Укачаем куклу». Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол. Логопед показывает, как нужно укачивать куклу, протяжно, на мягкой атаке распевая: «А-а-а».(Повторяем 3 – 5 раз). | Карточка № 10 1. Развитие глубокого вдоха. Упражнение «Узнай овощ». Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом. Дети рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем всем по очереди логопед завязывает глаза; ребёнок должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч. 2. Преодоление твёрдой атаки гласных. Упражнение «Поезд». Логопед показывает картинку, на которой изображён поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у…»Дети повторяют 3 – 5 раз. |
Карточка № 11 1. Развитие глубокого вдоха. Упражнение «Узнай фрукт». Логопед ставит на стол перед детьми блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, называют их. Логопед разрезает фрукты; дети нюхают, запоминают запахи. Логопед всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно логопед напоминает, как делается глубокий, длинный вдох. Следим, чтобы дети не поднимали плечи. 2. Преодоление твёрдой атаки гласных. Пение гласных. Упражнение «Лесенка». Пропевание гласных А, У с повышением и понижением тона. Логопед показывает детям, как «голос поднимается и опускается по лесенке». | Карточка № 12 1. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Игра «Эхо». Логопед показывает картинку, на которой дети в лесу кричат «Ау!». Дети делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «Ау!» (Повторяем 3 – 5 раз). 2. Развитие ритмичной, выразительной речи, координации движений, ориентировки в пространстве. Игра «Дождик, дождик» («Игры в логопедической работе с детьми») Стулья расставлены по кругу, их на один меньше, чем играющих. Дети ходят в середине круга и говорят: Дождик, дождик, что ты льёшь, Погулять нам не даёшь! После этого дети бегут к стульчикам. Тот, кому не хватило стульчика – проиграл. (Повторяем 3 – 5 раз). |
Карточка № 13 1. Развитие длительного, плавного выдоха. Игра «Пароходы». На высоком столе стоит таз с водой. Дети встают вокруг стола, опускают в воду бумажные кораблики. Необходимо, чтобы парус кораблика находился на уровне рта ребёнка. По команде логопеда дети набирают воздух через нос и начинают медленно и плавно дуть на парус своего кораблика. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи, дули, держа губы трубочкой, не раздувая щёк. Делаем 3 – 5 вдохов и выдохов. Победит тот, кто перегонит кораблик к противоположному краю таза. 2. Работа над Чёткостью дикции. Чтение стихотворения А.Барто «Мячик». Логопед читает стихотворение сам, чётко артикулируя; затем просит прочесть так же каждого ребёнка; в заключении стихотворение декламируется хором. | Карточка № 14 1. Развитие физиологического дыхания. Упражнение № 1. Диафрагмальное дыхание лёжа. Ребёнок ложится на спину на ковёр; левую руку кладёт на живот, а правую – на грудь. Предварительно логопед показывает ребёнку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребёнка к своему животу. По команде логопеда ребёнок вдыхает, выпячивает живот и выдыхает, втягивая живот. Если упражнение у ребёнка не получается, то полезно производить усиливающееся к концу выдоха лёгкое надавливание рукой на живот. Обучение диафрагмальному дыханию нужно проводить индивидуально. Только обучив каждого ребёнка, можно проводить упражнения с подгруппой. 2. Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением. |
Карточка № 15 1. Развитие физиологического дыхания. Упражнение № 1 (закрепление). 2. Развитие длительного, плавного выдоха. Упражнения с дыхательным тренажёром. Тренажёр представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребёнок выполняет упражнение стоя. Логопед следит, чтобы плечи ребёнка не поднимались. Ребёнок берёт конец трубочки в рот, делает глубокий вдох и дует, не раздувая щёк, так, чтобы шарик поднимался, но не падал. | Карточка № 16 1. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 3. Исходное положение – см. упражнение №1. Дети считают от 1 до 5. 2. Развитие силы голоса. Игра «Вьюга» («Игры в логопедической работе с детьми» стр. 51) Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Логопед: Вьюга начинается. Дети стоят, спины прямые; делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: у-у-у… Логопед: Сильная вьюга. Дети увеличивают силу голоса. Логопед: Вьюга затихает. Дети уменьшают силу голоса. Логопед: Вьюга кончилась. Дети затихают. |
Карточка № 17 1.Развитие речевого дыхания. Упражнение № 3 (повторение). 2. Преодоление твёрдой атаки гласных. Пропевание гласных с повышением и понижением тона. Упражнение «Лесенка». Логопед объясняет детям, что голос как бы поднимается и опускается по лесенке, показывает это детям. Дети выполняют упражнение вместе с логопедом, потом самостоятельно. | Карточка № 18 1. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 4. Исходное положение – см. упражнение № 1. Дети делают глубокий вдох на три счёта, задерживают дыхание, медленно выдыхают на счёт от 1 до 5. 2. Развитие силы голоса Игра «Кто кого?» («Игры в логопедической работе с детьми» стр. 52). Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл. |
Карточка № 19 1. Развитие речевого дыхания. Упражнение № 4 (Повторение). 2. Развитие речевого дыхания. Игра «Приятный запах» («Игры в логопедической работе с детьми» стр. 43). Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и т.п. Нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах». | Карточка № 20 1. Развитие физиологического дыхания. Упражнение № 2. Диафрагмальное дыхание стоя. Для правильной постановки тела вначале ребёнок дышит, прислоняясь затылком, спиной и пятками к стене. Методика дыхания такая же, как в упражнении № 1. 2. Работа над темпом и ритмом речи, координация речи с движением. Упражнение «Помощники» Раз, два, три, четыре (Дети сжимают и разжимают кулачки) Мы посуду перемыли (Трут одной ладошкой другую) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку (Загибают пальчики по одному , начиная с большого) Мы посуду перемыли, (Трут одной ладошкой другую) Только чашку мы разбили (Загибают пальчики). Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился. |
Карточка № 21 Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох. Игра «Мыльные пузыри» проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется использовать самодельные мыльные пузыри). Взрослый знакомит ребёнка со способом действия с игрушкой и побуждает его выдувать мыльные пузыри через колечко. | Продолжение к карточке № 20. 2. Упражнение «Гномики-прачки». Жили-были в домике (Дети сжимают и разжимают кулачки) Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Мики (Правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого). Раз, два, три, четыре, пять, (Правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого) Стали гномики стирать: (Трут кулачками друг о друга) Токи – рубашки, пики – платочки (Опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого) Лики – штанишки, Чики – носочки, Мики умница был, Всем водичку носил. |
Карточка № 22 Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, стимулировать мышцы гортани. Занятие проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе. | Карточка № 23 Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания. Ребёнок дует через трубочку, свёрнутую из плотной бумаги, на ватку или пёрышко, лежащие на столе. |
Карточка № 24 Цель: учить контролировать силу воздушной струи. Упражнение «Тихий ветерок»: взрослый даёт образец длительного ротового выдоха, сопровождая показ двустишьем: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок!» Контролировать силу воздушной струи можно, используя султанчики, цветы, веточки. | ПУЗЫРЬ Цель: развитие длительного плавного вдоха. Активизируя мышцы губ. Автоматизация и дифференциация звуков С – Ш. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу: «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга, произнося С (или Ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул!» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (Воздух медленно выходит: ССС – или ШШШ). |
УПРАЖНЕНИЕ «СБОР УРОЖАЯ» Цель: воспитание правильного дыхательного ритма – вдох – пауза – длительный вдох. Дети стоят прямо, поднимают руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох – пауза 3 сек., сорвать яблоки. Опустить руки – выдох, положить их в корзину 3 – 4 раза. | ОДУВАНЧИКИ Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация мышц губ. Предлагает на полянке сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз. |
УПРАЖНЕНИЯ:
| УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ Постепенно широко разводить руки в стороны, глубокий вдох. Проговаривать слова на одном выдохе, постепенно сводя руки перед грудью. Резкий остаточный выдох, плечи обхватить руками накрест. Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свёклу. Ох! |
ПРИЯТНЫЙ РАЗГОВОР Цель: развитие фразовой речи на плавном выдохе. Оборудование: один душистый цветок или надушенный носовой платок. Дети нюхают цветок. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо», «Очень хорошо», «Очень приятный запах», «Очень ароматный цветок» («Ароматное яблоко»). | ЭХО Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: А. Другая группа – тихо отзывается: А. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, иа, ио … |
УПРАЖНЕНИЕ «ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ» Цель: развитие плавной речи, фразовой речи на плавном выдохе (цветок, надушенный платок). Дети нюхают и на выходе произносят слово или фразу: «Хорошо», «Очень хорошо», «Очень приятный запах». | ИГРА «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ» Цель: добиться умения на одном выдохе произносить фразу из 4х слов. Картинки по временам года. К ним – с приметами времён года. Когда дети купаются в реке? Ответ: «Дети купаются в реке летом» и кладёт картинку к «лету». |
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАДУЙ СВЕЧУ» Цель: учить детей делать спокойный выдох через рот. Дети дуют на «свечу», произнося шёпотом Ф-Ф-Ф (свеча – указательный палец руки). УПРАЖНЕНИЕ «КТО СДУЕТ ВАТКУ ДАЛЬШЕ» Положить на ладонь ребёнка маленький комочек ваты. Держа ладонь с ватой на уровне рта, дети на выдохе сдувают ватку на пол. | УПРАЖНЕНИЯ Цель: развивать правильное речевое дыхание. 1. Предложить детям сделать короткий спокойный вдох через нос. Задержите на 2 – 3 сек воздух в лёгких, затем – плавный выдох через рот. 2. Спокойно поднимать руки в стороны до уровня плеч. (вдох) и делать выдох на звук С – С – С, опуская при этом руки вниз (длинный ветерок). |
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕДИ СВОЙ КОРАБЛИК» Дуть на плавающие игрушки. Таз с водой, кораблики, лодочки, сделанные из бумаги. УПРАЖНЕНИЕ «ВЕРТИТ МЕЛЬНИЦА КРЫЛО» Дуть на вертушки. УПРАЖНЕНИЕ «НА ВЫДОХЕ ПОДУТЬ» На пригоршни рук – имитировать: на горячий чай, на озябшие руки, на горячий пирог, произнося при этом шёпотом: Ф – Ф – Ф… | УПРАЖНЕНИЕ «БАБОЧКА, ЛЕТИ» Цель: добиться длительного ротового выдоха. Бабочки сделаны из бумаги и закреплены на нитках к цветку. Следить, чтобы при выдохе дети не поднимали плечи, дуть на одном выдохе. УПРАЖНЕНИЕ «ДУЮТ ВЕТРЫ СИЛЬНЫЕ, ДУЮТ ВЕТРЫ СЛАБЫЕ» Дуть на полоски тонкой бумаги. Силуэты птиц, насекомых, цветов, листьев, подвешенных на нитках, сдувание пушинок с поверхности. |
УПРАЖНЕНИЕ «МАЯТНИК» Цель: воспитание правильного дыхательного ритма: вдох – пауза, длительный выдох. Дети сидят по-турецки, руки на затылке: делают спокойный вдох, пауза 3 сек, наклон вперёд – выдох. | УПРАЖНЕНИЕ «ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ» Цель: учить делать длительный непрерывный выдох. Оборудование: яркие, красивые птички, сделанные из бумаги. Следует учить детей, чтобы не надували щёки, на одном выдохе. УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЙ ОДУВАНЧИК РАНЬШЕ УЛЕТИТ» Предложить детям пушинку (вату, пёрышки) и дать задание сдуть все пушинки за 3 – 4 раза. |
ВЬЮГА Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. По сигналу «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…, по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» замолкают. Следить, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. в этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – тише. | ГУДОК Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук У – сначала громко, а затем постепенно всё тише. Опустив руки, замолкают. Вначале сам педагог показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук. Остальные делают только движения руками. |
ДУЕТ ВЕТЕР Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес.» (Все берутся за руки и ведут хоровод). Педагог: «Идём мы полем, светит солнышко, дует мягкий ветерок и колышет травку, цветочки» (Дети и педагог останавливаются). «Ветерок дует тихо, вот так: В –В – В (тихо и длительно произносит звук В)». Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: В – В – В» (Педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом). Следить, чтобы дети, повторяя за взрослым, соблюдали ту же силу голоса. | УПРАЖНЕНИЕ «СЫГРАЕМ НА ГАРМОШКЕ» Цель: воспитание правильного дыхательного ритма. Вдох – пауза – длительный выдох. Дети стоят прямо, руки на поясе. Вдох – пауза – наклон влево – медленный выдох. То же в правую сторону (3 – 4 раза). |
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ Накрытые крышкою в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свёкла, ох! И суп овощной оказался неплох! Постепенно приседать, поднимая руки вверх – вдох. Проговаривать слова на одном выдохе, постепенно опуская руки вниз и поднимаясь. Резкий остаточный выдох и наклон вниз, руками коснуться пола. Подняться, вдохнуть, проговорить. | КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЦЕЛЬ: воспитание правильного дыхательного ритма, активизация мышц губ. Развитие правильного речевого дыхания. Добиваться длительного ротового выдоха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дыхательных упражнений.
Комплекс дыхательных упражнений....
Комплекс физических и дыхательных упражнения китайской оздоровительной гимнастики Цигун «Комплекс У Цинь Си»
Комплекс У Цинь Си «Игры пяти животных» лёгок в освоении, упражнения этого комплекса несложные, им могут заниматься люди всех возрастных групп, с различным уровнем физической подготовки. Упражнения эт...
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Дыхательная практика (комплекс дыхательных упражнений)
Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик, практик и видов правильного дыхания. Некоторые ...
Занятие «Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями»
Комплекс гимнастических упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями....
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...
Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений...