Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему
Данная статья познакомит воспитателей как правильно составлять занятие. какие приемы использует воспитатель на занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МК СКОУ Школа – сад № 235
Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Выполнила:
Вяткина М.Ф., Дикушнева Т.И.
Воспитатели
2014г.
Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Связная речь является одним из важных компонентов в развитии ребёнка и его успешной адаптации в обществе . Связная речь представляет собой развёрнутые высказывания , находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей . Если в раннем возрасте речь ребёнка ситуативно-экспрессивна , то к концу дошкольного возраста в норме ребёнок овладевает и контекстной речью . У дошкольников с общим недоразвитием речи связная речь развита слабо: пересказы бедны и схематичны , примитивны . Рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление предметов на них ; описательные рассказы отсутствуют . Одним из видов работы по развитию связной речи у дошкольников является проведение занятий по обучению рассказыванию по сюжетным картинкам с использованием опорных картинок и схем . На занятиях нам приходиться вмешиваться в рассказ ребёнка , задавая ему вопросы : «А что дальше?», « Как это произошло ?», «Почему это произошло ? . У воспитанников логопедической группы часто имеется вторичный диагноз : задержка психического развития . Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа . Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа . На занятии по пересказу уточняется словарь детей , звукопроизношение развивается внимание , память , мышление . Для этого педагог может использовать в своей работе следующие д / и : «Узнай по контуру», «На что похоже ?», «Что изменилось ?», «Что перепутал художник ?». В подготовительной группе к школе группе начинается активная работа по развитию навыков пересказа с использованием схем и опорных картинок. Подобные занятия имеют следующую структуру:
- Вводная часть;
- Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;
- Беседа с целью уточнения содержания рассказа;
- Вторичное чтение с установкой на запоминание;
- Соотнесение событий рассказа со схемой;
- Пауза для подготовки детей к ответам.На этом этапе педагог должен напомнить детям план-схему пересказа:
- Пересказ текста несколькими детьми;
- Оценка работы детей.
Пересказ может быть осуществлён по частям несколькими детьми или целиком одним ребёнком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно использовать пересказ по ролям. Обязательной является оценка работы детей. Это важный приём, и им не следует пренебрегать. На занятиях по пересказу, опираясь на схемы и опорные картинки, дети приучаются к умственному труду, у них формируется умение усваивать речевые обороты. Выбор приёмов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности и самостоятельности. В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса. Темп речи. Они приобретают опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям. Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания на занятиях много используются следующие приёмы..
1 Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединённых единой темой.
а)отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ и расположить;
б)отобрать из ряда расположенных картинок объединённых событием, разложить их и составить рассказ;
в) поисковые игры: «Найди недостающий элемент»(т.е. найти место пропавшей картинки в ряду других). «Найди ошибку», и восстановить деформированный порядок.
Г) расположить картинки серии соответственно опорным словам,( опорными словами могут служить как наименование предметов, так и наименование действий);
д) «найди лишнюю картинку»;
е) «разложи картинки»- самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.
2 Обучение детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте-изображение предмета, на втором- действия, на третьем- вновь обозначение уже нового предмета.
3 Наряду с обучением детей цепному рассказыванию широко используется обучение описательному рассказыванию.Сложность обучения описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления . Но при помощи метода моделирования становятся наглядными связи, отношения и свойства предметов и явлений. При составлении рассказов- описаний(животных, птиц, овощей и фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушки) мы используем предметно- схематическую модель, то есть выделяем главное в объекте познания. Схематический символ включает в себя комплекс сенсорных каналов: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Таким образом, через символ» глаз» дети выделяют признаки цвета, формы, величины, способа передвижения, места нахождения; через символ» рука»- фактурные признаки предмета; через символ» рот»- вкусовые ощущения; через символ» ухо»- способы обнаружения предмета, т . д.
Работа по составлению описательного рассказа ведётся последовательно:
1 . рассматривание предмета.
2. составление схемы- плана.
3. словарная работа с опорой на эту схему ,т. е.автоматизация словаря.
4. составление рассказа-описания.
Важно показать детям, что при перестановке порядка описания план рассказа не сломается, в нём не возникнет смысловых пробелов. На основе моделирования используем метод сравнения( например: гуся и петуха, лисы и медведя, яблока и огурца и т.д) Это помогает активизировать мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствующий повышению речевой активности.
Работая с детыми с нарушением речи мы заметили, что они испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала. Например, рассказать о производстве хлеба, одежды, мебели, книги и т.д .ребёнок затрудняется, а вот если схематично показать, то он лучше усвоит, да и ему это интересней. Дети рассказывают: кто принимает участие в изготовлении, что делают эти люди и т.д. т. е. идёт работа над словарём.
У детей логопатов при пересказе даже небольшого рассказа может возникнуть затруднение. Чтобы дети научились строить цельные и связные рассказы, делаем опору на наглядно- графический план.
При рассказывании сказок используем либо графический план, либо модели, что существенно повышает качество их речи, активирует речемыслительную деятельность.
Моделирование используем в разных видах деятельности. На занятиях познавательного характера, коррекционных, применяем его в соответствии с программными темами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В данной статье рассказывается о составление рассказов с использованием опорных картинок и схем, о структуре занятия....
Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья расскажет педагогам о осоенностях использования опорных картинок и схем на занятиях по составлению рассказа....
Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье рассказано об особенностях составления рассказов с использованием опрных схем и картинок....
Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...
«Использование компьютерных программ в обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проблемой развития читательской деятельности занимались многие авторы: Б.Г.Ананьев, М.С.Васильева, В.И.Городилова, Т.Б.Филичева, Л.И.Климанова, Р.Ф.Спирова и др. Исследователями отмечаются ещё большие...
Использование «Коврика-разноцветика» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Увлечь и расположить ребёнка к себе учителю-логопеду помогают различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообра...
«Использование ментальных карт в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Применение ментальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на нагл...