Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Дикушнева Татьяна Ивановна

Данная статья познакомит воспитателей как правильно составлять занятие. какие приемы использует воспитатель на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МК СКОУ Школа – сад № 235

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Выполнила:

Вяткина М.Ф., Дикушнева Т.И.

Воспитатели

2014г.


Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 Связная речь является одним из важных компонентов в развитии ребёнка и его успешной адаптации в обществе . Связная речь представляет собой развёрнутые высказывания , находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей . Если в раннем возрасте речь ребёнка ситуативно-экспрессивна , то к концу дошкольного возраста в норме ребёнок овладевает и контекстной речью . У дошкольников с  общим недоразвитием речи связная речь развита слабо:  пересказы бедны и схематичны , примитивны . Рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление предметов на них ; описательные рассказы отсутствуют . Одним из видов работы по развитию связной речи у дошкольников является проведение занятий по обучению рассказыванию по сюжетным картинкам с использованием опорных картинок и схем . На занятиях нам приходиться вмешиваться в рассказ ребёнка , задавая ему вопросы : «А что дальше?», « Как это произошло ?», «Почему это произошло ? . У воспитанников логопедической группы часто имеется вторичный диагноз : задержка психического развития . Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа . Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа . На занятии  по пересказу уточняется словарь детей , звукопроизношение  развивается внимание , память , мышление . Для этого педагог может использовать в своей работе следующие д / и : «Узнай по контуру», «На что похоже ?», «Что изменилось ?», «Что перепутал художник ?». В подготовительной группе к школе группе начинается активная работа по развитию навыков пересказа с использованием схем и опорных картинок. Подобные занятия имеют следующую структуру:

  • Вводная часть;
  • Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе;
  • Беседа с целью уточнения содержания рассказа;
  • Вторичное чтение с установкой на запоминание;
  • Соотнесение событий рассказа со схемой;
  • Пауза для подготовки детей к ответам.На этом этапе педагог должен напомнить детям план-схему пересказа:
  • Пересказ текста несколькими детьми;
  • Оценка работы детей.

Пересказ может быть осуществлён по частям несколькими детьми или целиком одним ребёнком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно использовать пересказ по ролям. Обязательной является оценка работы детей. Это важный приём, и им не следует пренебрегать. На занятиях по пересказу, опираясь на схемы и опорные картинки, дети приучаются к умственному труду, у них формируется умение усваивать речевые обороты. Выбор приёмов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности и самостоятельности. В процессе такой работы дошкольники учатся использовать различные интонации, силу голоса. Темп речи. Они приобретают опыт передачи переживаний действующих лиц и своего отношения к описанным персонажам, событиям, действиям. Для активизации содержательной и языковой сторон речевого высказывания на занятиях много используются следующие приёмы..

1 Игры на усвоение правильного расположения картинок серии объединённых единой темой.

а)отобрать из ряда сюжетных картинок те, которые иллюстрируют  прочитанный рассказ и  расположить;

б)отобрать из ряда расположенных картинок объединённых событием,  разложить их и составить рассказ;

в) поисковые игры: «Найди недостающий элемент»(т.е. найти место пропавшей картинки в ряду других). «Найди ошибку», и восстановить деформированный порядок.

Г) расположить картинки серии соответственно опорным словам,( опорными        словами могут служить как наименование предметов, так и наименование действий);

д) «найди лишнюю картинку»;

е) «разложи картинки»- самостоятельно разложить картинки в последовательности рассказа и составить смешной или грустный рассказ.

 2 Обучение детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте-изображение предмета, на втором- действия, на третьем- вновь обозначение уже нового предмета.

3 Наряду с обучением детей цепному рассказыванию широко используется обучение описательному рассказыванию.Сложность обучения описанию состоит в том, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопляемого жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления . Но при помощи метода моделирования становятся наглядными связи, отношения и свойства предметов и явлений. При составлении рассказов- описаний(животных, птиц, овощей и фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушки) мы используем предметно- схематическую модель, то есть выделяем главное в объекте познания. Схематический символ включает в себя комплекс сенсорных каналов: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Таким образом, через символ» глаз» дети выделяют признаки цвета, формы, величины, способа передвижения, места нахождения;  через символ» рука»- фактурные признаки предмета; через символ» рот»- вкусовые ощущения; через символ» ухо»- способы обнаружения предмета, т . д.

Работа по составлению описательного рассказа ведётся последовательно:

1 . рассматривание предмета.

2. составление схемы- плана.

3. словарная работа с  опорой на эту схему ,т. е.автоматизация словаря.

4. составление рассказа-описания.

Важно показать детям, что при перестановке порядка описания план рассказа не сломается, в нём не возникнет смысловых пробелов. На основе моделирования используем метод сравнения( например: гуся и петуха, лисы и медведя, яблока и огурца и т.д) Это помогает активизировать мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствующий повышению речевой активности.

Работая с детыми с нарушением речи мы заметили, что они испытывают большие трудности в последовательности изложения речевого материала. Например, рассказать о производстве хлеба, одежды, мебели, книги и т.д .ребёнок затрудняется, а вот если схематично показать, то он лучше усвоит, да и ему это интересней. Дети рассказывают: кто принимает участие в изготовлении, что делают эти люди и т.д. т. е. идёт работа над словарём.

У детей  логопатов при пересказе даже небольшого рассказа может возникнуть затруднение. Чтобы дети научились строить цельные и связные рассказы, делаем опору на наглядно- графический план.

При рассказывании сказок используем либо графический план, либо модели, что существенно повышает качество их речи, активирует речемыслительную деятельность.

Моделирование используем в разных видах деятельности. На занятиях познавательного характера, коррекционных, применяем его в соответствии с программными темами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данной статье рассказывается о составление рассказов с использованием опорных картинок и схем, о структуре занятия....

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья расскажет педагогам о осоенностях использования опорных картинок и схем на занятиях по составлению рассказа....

Составление рассказа с использованием опорных картинок и схем у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье рассказано об особенностях составления рассказов с использованием опрных схем и картинок....

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

«Использование компьютерных программ в обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проблемой развития читательской деятельности занимались многие авторы: Б.Г.Ананьев, М.С.Васильева, В.И.Городилова, Т.Б.Филичева, Л.И.Климанова, Р.Ф.Спирова и др. Исследователями отмечаются ещё большие...

Использование «Коврика-разноцветика» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Увлечь и расположить ребёнка к себе учителю-логопеду помогают различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообра...

«Использование ментальных карт в работе с детьми с общим недоразвитием речи»

Применение ментальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на нагл...