«Использование компьютерных программ в обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Проблемой развития читательской деятельности занимались многие авторы: Б.Г.Ананьев, М.С.Васильева, В.И.Городилова, Т.Б.Филичева, Л.И.Климанова, Р.Ф.Спирова и др. Исследователями отмечаются ещё большие трудности при обучении чтению дошкольников с ОНР, обусловленные недостаточной сформированностью фонетических, семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств (В.А.Ковшиков, А.К.Маркова, В.К.Воробьева, Р.Е.Левина)[31].
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая тем самым большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Цель данной работы изучить предпосылки навыка чтения и разработать систему логопедической работы по обучению чтению дошкольников с ОНР с использование компьютерных программ.
Целевая аудитория – дети с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shlyupikova_g.v.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Структурное подразделение государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области - детский сад «Петушок» г. Нефтегорска
Тема: «Использование компьютерных программ в обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи»
Автор:
Шлюпикова Галина Владимировна
учитель-логопед
Нефтегорск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………...3
Содержание логопедической работы по обучению чтению
с использованием компьютерных программ…………………………………4
Заключение…………………………………………………………………….14
Библиография…………………………………………………………………15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблемой развития читательской деятельности занимались многие авторы: Б.Г.Ананьев, М.С.Васильева, В.И.Городилова, Т.Б.Филичева, Л.И.Климанова, Р.Ф.Спирова и др. Исследователями отмечаются ещё большие трудности при обучении чтению дошкольников с ОНР, обусловленные недостаточной сформированностью фонетических, семантических и грамматических компонентов языковой системы, нарушением коммуникативной способности в целом, снижением мотивации к письменной и устной речи, трудностями реализации языковых средств (В.А.Ковшиков, А.К.Маркова, В.К.Воробьева, Р.Е.Левина)[31].
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая тем самым большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.
Цель данной работы изучить предпосылки навыка чтения и разработать систему логопедической работы по обучению чтению дошкольников с ОНР с использование компьютерных программ.
Целевая аудитория – дети с общим недоразвитием речи III уровня подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.
Содержание логопедической работы по обучению чтению с использованием компьютерных программ
Как показывают данные ряда авторов А.Н.Корнева (1995г.), М.З.Кудрявцева (1995г.), Г.А.Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи обучение чтению происходит почти в два раза медленнее, чем у нормально говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном отклонении от нормы формирования фонематической, фонетической систем, мелкой моторики.
Поэтому обучению чтению должна предшествовать определенная коррекционно-логопедическая работа:
Подготовительный этап
Цель: сформировать неречевые предпосылки к чтению
Направления:
- Формирование сукцессивных функций
- Формирование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти
- Формирование пространственных представлений
- Формирование межанализаторного взаимодействия
Основной этап
Цель: сформировать элементарные навыки чтения
Направления:
- Формирование звукобуквенного анализа и синтеза слова
- Формирование навыка слогового чтения
Этап закрепления
Цель: автоматизировать навык чтения
Остановимся теперь на заданиях компьютерных программ к каждому из направлений.
Направления подготовительного этапа.
Формирование сукцессивных функций.
Своевременное и систематическое развитие сукцессивных функций позволит подготовить почву для развития устной формы речи, прежде всего, звуко-слоговой структуры слова и синтаксических операций.
Для формирования этих функций предлагаются задания компьютерной программы «Все о времени». С помощью нее заучиваются такие автоматизированные ряды как времена года, части суток, дни недели, месяцы.
Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», задание “Колокольчики”, инструкция: «Повтори ритм, который задали колокольчики». Задание “Лес”. Нужно прослушать звуки, определить, к какому времени года они относятся, назвать времена года в правильной последовательности.
Из компьютерной программы «Баба-Яга учится читать» предлагается задание “Лягушки – хохотушки”. Инструкция следующая: «Помоги Мишутке перейти через болото. Прослушай предложение, повтори его, дополнив окончание фразы. Щёлкните мышью по кочке с правильным ответом. Всего можно сделать 5 ошибок».
Для формирование зрительного, слухового восприятия, внимания, памяти используется задание “Липа” из компьютерной программы «Баба-Яга учится читать». На Липе сидят жуки и грызут её. Нужно щелкнуть по жукам мышью и запомнить, какие буквы (или слоги) спрятаны у них под крыльями. Если щёлкнуть последовательно по двум жукам с одинаковыми буквами (слогами), то они упадут с дерева. Жуки прилетают два раза.
Из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся говорить правильно» используем задание “Транспорт”. Нужно посмотреть, запомнить последовательность и повторить её, выбирая нужные транспортные средства. Задание “Наш дом”, нужно послушать звуки и определить, в каких комнатах они звучат. И задание “Лес”. Инструкция, к заданию следующая: «Послушай звуки, определи, к какому времени года они относятся».
Формирование пространственных представлений.
Для этого направления используются задания “Прыжки по лианам”, “Повтори за Мартынычем”, “Где наш банановый десерт” компьютерной игры «Кузя в Джунглях». Задания помогут ориентироваться в таких понятиях как вперед, назад, налево, направо, середина.
Формирование межанализаторного взаимодействия.
Большое внимание должно уделяться развитию межанализаторного взаимодействия, т.к., психофизиологической основой сложных процессов перекодирования информации при соотнесении стимулов разной модальности (звук-буква) является взаимодействие анализаторных систем.
Восприятие и воспроизведение ритмов. Из компьютерной программы «Развитие речи. Учимся говорить правильно» используем задание “Дождик”. Инструкция следующая: «Повтори заданный ритм». Сюда же можно отнести различные виды задания направленные на формирование фонематического восприятия, такие как “Голосистые звуки”, “Безголосые звуки”. Инструкция задания: «Подними флажок, когда услышишь звук [а].
Из программы «Игры для Тигры» можно пользоваться заданием “Звуковые часы” из модуля “Слова”. При запуске упражнения стрелка на циферблате звуковых часов приходит в движение, а затем останавливается на одной из картинок. Далее в окошках правой части экрана появляются три картинки, одна из которых является парной выпавшей. Ребёнку необходимо выбрать картинку, название которой является парным по звучанию с выпавшей. При правильном выполнении задания тигрёнок хвалит ребёнка, и стрелка часов движется дальше. При неправильном – тигрёнок просит попробовать ещё раз. При этом даётся две попытки исправить ошибку, которые фиксируются на звоночке в верхней части часов в виде цветных полос. Они служат индикатором правильности повторного выполнения предложенного задания (зеленый цвет – задание выполнено, верно, красный – неверно). Для смены картинок на циферблате необходимо воспользоваться кнопкой «рестарт». К этому упражнению можно добавить следующее иллюстрационный материал озвучивается логопедом и когда ребенок услышит парный звук в слове к исходной картинке хлопнуть в ладоши.
Переходим к основному этапу.
Для формирования звукобуквенного анализа будем использовать задания следующих компьютерных программ:
«Игры для Тигры», блок «Фонематика», упражнения модуля «Слова» задание “Четвертый лишний”. Ребёнок должен указать, какая из предложенных картинок лишняя, то есть не содержит заданный звук. Если задание выполнено верно, то тигрёнок хвалит ребёнка, выбранная картинка обводится цветной рамкой, и в качестве сюрприза в левой части экрана появляется орешек. Если задание выполнено неверно, то тигрёнок подбадривает ребёнка и в левой части экрана появляется скорлупа от орешка. Ряд орешков и скорлупок является оценочной шкалой и указывает количество правильных и неправильных ответов. Из модуля «Анализ» применяем игру “Поезд”. Перед началом упражнения логопед производит выбор иллюстрационного материала по принципу наличия определенного звука, воспользовавшись кнопками в верхней части экрана. Задания упражнения направлены на определение положения (места) звука в слове по отношению к другим (в начале, в середине, в конце слова). Ребёнку необходимо определить, в какой части слова находится заданный звук и поместить картинку в соответствующее окошко вагона. По мере выполнения задания (распределение картинок по соответствующим группам – окошкам вагона) количество картинок, отнесенных к данной группе, отображается индикаторами (квадратиками, находящимися под соответствующим окошком). Ребёнку необходимо определить, в какой части слова находится заданный звук и поместить картинку в соответствующее окошко вагона.
Из игры «Смешарик.Букварик» пользуемся игрой 2 “Приключения в лесу”. Инструкция: «Определить с какого звука начинается название предмета, встретившегося нам в лесу на дороге. Выполнив задание правильно, мы узнаем верный путь». Игра 3, данной компьютерной игры, поможет ребенку в делении звуков на гласные и согласные. Инструкция: «Необходимо помочь друзьям правильно разложить все гласные звуки в красную коробку, а согласные звуки в синюю коробку».
Далее предлагаются задания на обозначения звука буквой. Компьютерная программа «Баба Яга учится читать» задание “букварик”. Вместе с Бабой-Ягой, в этой игре, ребенок повторяет буквы. Щелкните мышью по любой букве внизу экрана. Баба-Яга покажет эту букву, предмет, который начинается с этой буквы, и расскажет стишок. Задание “Муравей” – игра на сопоставление звуков и букв. Определяем, на какой звук начинается название предмета на картинке. Нужно помочь муравью выбраться из лабиринта. На каждой развилке две буквы и картинка, нужно повернуть в проход с той буквой, на которую начинается название предмета на картинке. Если ребенок ошибается, гаснет свечка. Если погасла последняя свеча, муравей остается в темноте и нужно начинать всё сначала.
И ещё два задания на запоминание буквенного знака из этой же программы, “Ворон-трубач” и “Кот в избушке”. В первом задании нужно помочь Ворону сыграть на трубе. Из трубы вылетают буквы, написанные правильно и в обратную сторону. Нужно перевернуть все неправильные буквы, щелкнув по ним мышкой. Щелчок по правильной букве считается ошибкой. Всего можно сделать 7 ошибок. А в задании “Кот в избушке” чтобы собрать букву из фрагментов, нужно чётко представлять её начертание. В окне избушки – буква, разрезанная на 4 части, причём каждая часть повёрнута. Нужно так развернуть четвертушки, чтобы в окошке получилась буква. Для этого пощёлкайте по углам окна. Всего нужно восстановить 8 букв.
После выделения звука и его характеристики, обозначения звука буквой, запоминания буквенного знака вновь усвоенная буква включается в слог. Знакомство со слогом при введении каждой новой буквы, начинается, как правило, именно с закрытого слога. После на основе сравнения дети читают открытые слоги. Далее вводится закрытый трехбуквенный слог, сначала равный слову (сом, нос, сон), затем являющийся частью слова (сос-на). И позднее слоги со стечением согласных. Стечение двух согласных первоначально предлагается в конце, а затем в начале целого слова (мост, слон).
В игре «Веселая азбука» главный герой заяц показывает, как из букв получаются слоги. Короткий мультик. Заяц-фокусник приближает М к У, молния, гром, получается МУ. Содержательно и, главное, не так утомительно долго. Затем интерактивная игра “составление слогов”. Две банки. В каждой – по несколько букв, в зависимости от уровня сложности. Заяц просит составить определенные слоги. Надо выбрать по букве из каждой банки.
Из компьютерной игры «Баба-Яга учится читать» нужный слог складываем в задание “Слогарик”. Прослушиваем задание Ворона и складываем нужный слог на грифельной доске из букв, расположенных слева. Нужно выбрать букву и тащить ее мышью на квадратик на доске.
Затем опять пользуемся программой «Веселая азбука», а именно интерактивной игрой “Составление слов из слогов”. На картинке несколько гирь расставлены вперемежку, надо их переставить, чтобы получить нужное слово. Если все правильно, то слово демонстрируется.
Из компьютерной программы «Смешарик.Букварик», игра 1 «Паровозик» помогает определить сколько слогов в слове. Нужно помочь Лосяшу собрать вещи для путешествия Кроша и Нюши. Только вещи нужно разложить так, чтобы в первом вагоне лежали вещи, в котором один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.
Правильно составить слово из заданного набора букв – трудная задача! Задание “Гуси – сторожа” из компьютерной программы «Баба-Яга учится читать» поможет ее решить. Инструкция: «Постройте гусей в таком порядке, чтобы получилось название предмета, изображенного на картинке. Тащите их мышью на нужное место».
Компьютерная программа «Игры для Тигры». Из модулей «Анализ» используем задания “Составь слово”. Нужно определить первые звуки в названиях предъявленных картинок и составить из них слово. После выполнения задания рекомендуется предложить ему определить количество букв и слогов в полученном слове, провести его звуковой анализ. Для дифференциации сложности заданий программой предусмотрена возможность выбора количества букв в слове (кнопка выбора количества букв расположена в верхней части рабочего экрана): 3 варианта (составь слово из 3 букв, 4 букв, 5 букв).
Задания на формирование звукобуквенного синтеза следующие:
Упражнение “Составь слово из…”, из модуля «Синтез», компьютерной программы «Игры для Тигры». Упражнение позволяет работать над формированием и развитием навыка звукового синтеза у детей. В процессе выполнения упражнений ребёнку необходимо расположить предложенные буквы, заключенные в мыльных пузырях, в нужном порядке, чтобы получилось слово – название картинки. Изображение частично спрятано под кляксой на мольберте. По мере выполнения задания клякса уменьшается, подтверждая правильность выбранного порядка букв. После выполнения задания рекомендуется определить количество букв и слогов в полученном слове, провести его звуковой анализ.
Из компьютерной программы «Баба-Яга учится читать», воспользуемся заданием “Мышиная переправа”. Игра помогает ребёнку понять, как из слогов образуется слово, и даёт многочисленные примеры для тренировки. Переведите мышек на другой берег речки. Чтобы навести переправу, нужно из слогов составить название предмета, изображенного на картинке. Слоги показывают рыбки, их нужно выловить в правильной последовательности. Всего нужно перевести шесть мышек.
Заключительный этап работы – этап закрепления.
Упражнение «Закончи предложения» компьютерной программы «Учимся читать» направлены на обучение детей чтению, развитию словарного запаса. Детям предлагается по три предложения, в каждом из которых отсутствует одно последнее слово. На месте недостающего слова изображены цветные овалы. Внизу на экране находятся четыре картинки. Детям предлагается подобрать к каждому предложению подходящую картинку – слово. При этом одна картинка лишняя. Выбор производиться следующим образом: сначала ребенку надо кликнуть компьютерной мышкой на тот овал, куда он собирается вставить картинку. После этого кликнуть на подходящую картинку – слово. Если выбор сделан правильно, то картинка переместиться на отведенное место.
Задание “Белка” компьютерной программы «Баба-Яга учится читать» развивает навык чтения слов и сообразительность. В задании нужно помочь Белке открыть дверцу. Для этого нужно уметь читать слова. Прочитать слово и сравнить его с названием предмета на картинке. Затем исправить одну букву в слове, чтобы оно соответствовало картинке. Для этого нужно перетащить правильную букву из списка внизу на положенное место. При неправильном ответе один бельчонок спрыгивает с ветки. После четырех ошибок белка бежит искать бельчат и игру придётся начать сначала. И упражнение “Грибная охота”. В этой игре нужно получить из одного слова другое, убрав лишние буквы. В этой самой трудной игре допустима тактичная помощь родителей, которые должны обсудить какие буквы войдут в новое слово, а лишние ребёнок должен убрать самостоятельно.
Ещё несколько заданий из компьютерной программы «Учимся читать» задание “Чтение строчек наоборот по буквам”. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребенок не замечает ошибки). “Чтение пунктирно написанных слов”. Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал, и написанные слова частично разрушились; необходимо наперекор этому нарушению все-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), нормальное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
“Чтение только второй половины слов”. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: -ние -лько -рой -вины -ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
“Поиск в тексте заданных слов”. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память.
“Чтение текста через слово”. Читать следует не как обычно, о перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа посвящена процессу формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста подготовительной группы с общим недоразвитием речи на основе теории и практики психолого – педагогических литературных данных.
Для успешного процесса обучения чтению, мы предлагаем включить в коррекционный процесс компьютерные программы, так как считаем, что компьютерные программы, при их правильном использовании в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи, помогут решить проблему обучения чтению и могут быть одним из способов познания окружающего мира.
Основные этапы коррекционно-логопедической работы, с включением компьютерных программ, следующие:
Подготовительный этап.
Компьютерные программы: «Все о времени», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Баба-Яга учится читать», «Кузя в Джунглях», «Игры для Тигры».
Основной этап.
Компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Смешарик. Букварик», «Баба Яга учится читать», «Веселая азбука».
Этап закрепления.
Компьютерные программы: «Учимся читать», «Баба-Яга учится читать».
Описанные этапы работы способствуют эффективной коррекции речевых недостатков при общим недоразвитии речи, позволяют повысить интерес и мотивацию детей к занятиям.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2007. № 3.
- Горчакова А.М. Система коррекционно-логопедической работы по формированию сукцессивных функций у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Логопедия. – 2004. - № 1 (3). – С.24-31.
- Игры для Тигры (компьютерная логопедическая программа коррекции общего недоразвития речи) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.razvivalki.ru/?f=3116 (дата обращения 13.12.2019)
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
- Компьютерная программа «Баба-яга учится читать» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://comp.potrebitel.ru/?action=model_item&num_id=72&cat_id=293&gud_id=9117 (дата обращения 13.12.2019)
- Компьютерная программа «Кузя в Джунглях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mult-games.ru/game/igra-kyzya-v-djunglyah (дата обращения 15.12.2019)
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1983. – 3 – 11с.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. — М., 1994
- Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов // Эльконин Д.Б. как учить детей читать. – М.: Знание, 1976. – 64 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0157/3_0157-1.shtml (дата обращения 12.12.2019)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.
Консультация для педагогов. В материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...
ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи». ...
Систематизация речевого материала по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
Карточки-задания...
Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...
Обучение Чтению детей с общим недоразвитием речи
В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕН МЕХАНИЗМ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ, ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.КРАТКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР....
"Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи"
Статья рассказывает о системе зрительных и жестовых символов, применяемой на занятиях по формированию фонетической стороны речи...
Готовность к овладению чтением дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретический материал для педагогов старших групп о готовности детей к овладению грамотой....