«Использование ментальных карт в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Применение ментальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей. В результате применения ментальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование ментальных карт
в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги, мы хотели поделиться с вами опытом работы использования метода ментальных карт в работе с детьми дошкольного возраста, который является универсальным способом познания окружающего мира.
Ментальная - карта, известная также как интеллект - карта или ассоциативная карта – это инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект - карт изучать предметы и осваивать новые знания становится проще, легче и интереснее.
Метод использования интеллект - карт разработан психологом, специалистом в области развития памяти и мышления Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал способ эффективного запоминания и систематизирования информации.
Основные принципы построения ментальных - карт
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре в виде рисунка, картинки.
- Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Последовательность работы при составлении ментальных – карт
- Работа при составлении ментальных карт велась последовательно:
- На первом этапе - Сбор материала по изучаемой теме
- На втором - Закрепление и обобщение материала
- И в заключении - Развитие связной речи
На этапе сбора материала для ментальной карты по теме «Профессии» мы не только читали художественную литературу, смотрели презентации, играли в с.р.и., но и ходили на экскурсии, на которых дети познакомились профессиями:
Ребята посетили аптеку, где фармацевт рассказала о своей работе, о медицинских препаратах и как нужно быть очень осторожным при приеме лекарств.
Совместно с детьми мы совершили экскурсию в магазин, где дети сами сделали покупку и тем самым увидели, как происходит взаимодействие продавца и покупателя.
Наш детский сад посетили сотрудники Пожарной части №197 п.Гидроторф. Дети поближе познакомились с этой отважной профессией.
Также в гости к нам приходил папа воспитанницы и рассказал о профессии водителя. Показал, как устроена машина и дал несколько советов как нужно себя вести в салоне автомобиля.
При изучении лексической темы «Птицы» мы использовали компьютерные презентации, через которые знакомились со строением птиц, их среды обитания, размножения, питания.
Провели цикл наблюдений за птицами в разное время года.
Также с ребятами рассматривали муляжи птиц, иллюстрации в энциклопедии.
В зимний период времени совместно с родителями изготовили кормушки из разных материалов. Где ребята принимали активное участие в эстетическом оформлении.
Была оформлена выставка творческих работ. Где были выполнены птицы из разных материалов: бумаги, ткани, перьев и др. материалов.
Работая над ментальной картой «Из чего что сделано» совместно с родителями был создан «Мини – музей камня», где была собрана коллекция камней привезенных родителями из разных уголков мира.
Развивающую среду в группе мы также пополнили коллекцией тканей, с помощью которой дети научились определять, из какой ткани сшита их одежда.
Для родителей и детей был проведен мастер класс на тему «Свойства предметов». Где с помощью опытнической деятельности не только дети, но и родители смогли себя почувствовать юными исследователями.
В ходе работы на данном этапе, у детей пополнился активный и пассивный словарь. Развивались процессы мышления: анализ, синтез, обобщение.
Работа проводилась как фронтально, так и индивидуально.
На втором этапе мы перешли к созданию ментальных карт. Детям предлагался картинный материал, где они должны были выбрать нужные картинки и приклеить их. А затем приступить к творческому процессу: выбрать цвет и нарисовать линии-ветви.
В процессе создания ментальной карты, дети учились выделять главную мысль, пополнялся активный и пассивный словарь по изученной лексической теме.
На последнем этапе нашей работы, созданные детьми ментальные карты, расположили на стенах в группе.
Дети в любое время могут подойти к ним, вспомнить, повторить, обменяться опытом друг с другом.
На данном этапе дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у них формируются умение отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Что очень ценно для учителя – логопеда и воспитателя.
В заключение можно сделать вывод о том, что применение ментальных карт в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Метод является очень эффективным, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей. В результате применения ментальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Дидактические игры – одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей. В процессе игры реб...
Использование фразеологизмов в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Система работы по ознакомлению детей с ОНР с фразеологизмами. Подборка фразеологизмов в соответствии с лексическими темами, изучаемыми с детьми с ОНР....
Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...
«Использование театрализованной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для воспитателей
консультация для воспитателей о необходимости использовать театрализованную деятельность в работе с детьми ОНР...
Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"
Сертификат "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с Общим Недоразвитием Речи"...
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.Особенности физического развития:-нарушение дыхания и голосообразов...