Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Лоншакова Мария Валерьевна

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Для обучения монологической речи детей среднего дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) , составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.

. Если осуществлять педагогическую деятельность целенаправленно и систематически, данный вид рассказывания обычно не вызывает у воспитанников особых затруднений. Работу по серии сюжетных картинок планирую как часть других занятий по развитию связной речи или выношу в совместную деятельность или в индивидуальный блок. Такие дидактические игры и упражнения, как "Что сначала, что потом", "Исправь ошибку", "Расскажите по цепочке", "Разложи правильно", "Добавь слово" и др., формируют у детей такие практические навыки, как умение выделять начало и конец действия, правильно называть их; закрепляют представления о структуре связного высказывания (начало - середина - конец) и развивают умение выстраивать сюжет.

Каждое занятие имеет конкретные цели обучающего, развивающего и воспитательного характера.

Дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности. 
Занятия динамичны, поскольку детям предлагаются интересные, доступные возрасту детей игры, упражнения, задания.

Рассказывание об игрушке, картине (а также пересказ) проводится сначала по вопросам воспитателя, затем совместно со взрослым, а после этого и самостоятельно (если у детей сформированы соответствующие навыки).

Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания : воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием: "На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая, а ... (котята маленькие)" или: "Утром выпал ... (снег). Андрюша взял санки и ... (вышел на улицу)".

Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы.

Ближе ко второй половине года ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме.

. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.

Большое внимание при совместном рассказывании уделяется интонации, жестам, мимике, т. к. эти средства выразительности речи помогают детям понять предлагаемую схему высказывания, смысл предложения.

При обучении повествовательному (творческому) рассказыванию особое внимание обращается на формирование умения видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) и употребление глагольной лексики, т. к. глагол является основным средством развития сюжета (посадил - повёз, не удержался - упал, остановился - поднял).

При составлении повествовательных рассказов предлагаю к использованию такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании занятия у детей имеется продукт их речевой деятельности - рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером маме, прокомментировать происходящие события (т. е. проявить речевую активность). На занятиях по обучению пересказу у детей обязательно ставится задача по формированию у детей представлений о литературных жанрах (русская народная сказка, авторская сказка, рассказ).

Часто по ходу занятий в роли побудительного мотива речевой деятельности выступает мама ребёнка. Это делается сознательно, поскольку очевидно, что для ребёнка мама - это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Этот приём будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренним в своём желании помочь детям "разговориться". Вечером, во время ухода ребёнка домой можно напомнить: "Леночка, помнишь, какой мы рассказ сегодня придумали и зарисовали? Покажи маме картинку и расскажи, что на ней нарисовано, ей будет очень интересно".

Тема "Составление рассказов об игрушках" (Кошка, собака, лиса).

Цель : Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Материал : Игрушки (Собака, кошка, лиса).

Ход занятия .

1. Игра "Принеси игрушку, какую захочешь".

Ребята, в нашей группе очень много разных игрушек. Я предлагаю вам по очереди взять в игровом уголке любую игрушку и поставить на стол, называя её. Правило: игрушки не должны повторяться.

(После игры стол с игрушками убирается из поля зрения детей).

2. Рассматривание игрушек.

( "В описании всегда должно быть начало - называние объекта; середина - микротемы: перечисление признаков, действий предмета; конец - оценка описываемого объекта. Поэтому вопросы при рассматривании должны задаваться в определённом порядке..." )

Давайте рассмотрим игрушку. Как она называется? Лиса какая? Что есть у лисы? Что умеет делать лиса? Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает несколько вариантов ответов, поэтому целесообразно опросить всех детей).

Аналогично проводится рассматривание собаки, кошки.

3. Составление рассказов об игрушках.

Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его.

Это... (лиса). Она... (рыжая, пушистая, мягкая). У лисы ... ( длинный хвост, зелёные глаза). Лиса умеет ... (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы). Мне нравится лиса потому, что ... (она красивая).

Аналогичным образом дети привлекаются к совместному с воспитателем рассказыванию о других игрушках. О каждой игрушке можно заслушать 2-3 рассказа.

4. Ситуация общения "Правильно - неправильно".

Незнайка говорит:

  • "Можно ломать игрушки";
  • "Нельзя убирать игрушки на место";
  • "Нельзя делиться игрушками с друзьями";
  • "Можно пачкать игрушки".(Воспитатель побуждает детей к активным высказываниям с помощью наводящих вопросов).5. Занятие завершается. Мы рассмотрели игрушки, а теперь нужно убрать их на место. (Дети расставляют игрушки на места (те, которые стоят на столе).

Тема "Пересказ сказки "Репка".

Цель : Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по "цепочке". Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Материал : Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки "Репка".

Ход занятия.

1. Беседа с детьми.

Ребята, как вы думаете, что такое сказка? Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели). Да, есть авторские сказки, а есть народные. Это сказки, которые люди рассказывали друг другу из поколения в поколение: мамы и папы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, женились и у них рождались дети, они им рассказывали сказки, и так продолжается до наших дней.

Сегодня мы будем учиться пересказывать одну такую сказку. Она вам хорошо знакома. Это сказка называется "Репка".

2. Д/и "Найди героев сказки "Репка".

Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои знакомых сказок. Вам нужно быстро выбрать те из них, на которых изображены герои сказки "Репка". (Дети по одному выбирают карточки и откладывают их в сторону).

3. Д/упр. "Расскажи сказку по цепочке".

Сегодня мы будем учиться рассказывать сказку "Репка" по цепочке. Для этого вам нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, повернуться лицом к остальным детям, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как этот ребёнок завершит свой отрывок, второй ребёнок находит следующую карточку, выходит, тоже поворачивается лицом к остальным детям, и продолжает сказку, и так до самого конца.

Будьте внимательны: вы должны ни разу не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.

(После пересказа сказки от начала до конца, воспитатель предлагает рассказать сказку ещё раз по цепочке, но привлекая других детей).

4. Д/и "Исправь ошибку".

Ребята, а теперь проверим, как работает ваше внимание. Я специально переставлю героев сказки местами, а вы должны будете найти и исправить мою ошибку.

 

Тема "Составление рассказов по картине"Кошка с котятами".

Цель : Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детёнышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

Материал : Карточки с изображением животных и их детёнышей, картина "Кошка с котятами", мяч, кукла Незнайка.

Ход занятия.

1. Д/и "Исправь ошибку".

Ребята, посмотрите, кто-то разложил карточки с животными и детёнышами неправильно: перепутал пары. Нужно найти взрослому животному его детёныша и назвать кто у кого, например, "У кошки котёнок".

2. Рассматривание картины "Кошка с котятами".

Сейчас мы рассмотрим картину "Кошка с котятами", а потом придумаем рассказ про них.

Посмотрите и скажите, кто изображён на картине? Кошка какая? (Большая, пушистая, красивая). Котята какие? (Маленькие, пушистые, смешные). Что делает кошка? (Лежит, отдыхает). Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Василиса, Муся). Что делает этот котёнок? (Играет с клубками). Какое имя можно ему дать? (Игрунчик, Васька). Что делаетэтот котёнок? (Лакает молоко, ест). Какое имя ему дадим? (Мурзик, Пушок, Боря). Что делает третий котёнок? (Лежит около мамы, отдыхает). (Давайте ему придумает имя (Соня, Дрёма,Степашка). Как можно назвать всех, кто изображён на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушёл на охоту, спрятался в другой комнате).А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернётся? ("Какие баловные котята!", "Вот я васнакажу - не дам молока!")

( "При рассматривании картины важно добиваться от детей разнообразных ответов на один и тот же вопрос (там, где это возможно) с той целью, чтобы обогатить,расширить, активизировать словарный запас детей и, одновременно, помочь развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания..." )

3. Словесная игра с мячом "Что умеет делать кошка?"

Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: "Что умеет делать кошка?". Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:"Царапаться".Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

4."Составление рассказов по картине".

Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.

На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая ... (пушистая, красивая). Рядом с ней ... (три котёнка). Они ... (маленькие, смешные). Одного котёнка зовут... (Игрунчик). Он ...играет с клубками). Другого ... (котёнка зовут Мурзик). Он ... (лакает молоко). Третьего котёнка зовут ... (Соней). Соня уже наелась и ... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушёл ... (гулять). Корзину с клубками принесла ... (хозяйка). Сейчас она вернётся и скажет ... ("Какие баловные котята!") Мне понравилась картина, потому что котята получились ... (смешные).

 ( "На начальном этапе обучения составлению рассказов по картине, во-первых, важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в составлении рассказов. Воспитатель начинает фразу, ребёнок продолжает. Воспитатель задаёт схему рассказа так, что она наталкивает ребёнка на описание и повествование. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали смысловую соотнесённость предложений и усвоили способы внутритекстовой связи; Во вторых, полного образца рассказа давать не целесообразно. Когда сразу после рассматривания детям даётся образец, им ничего не остаётся делать, как повторить и смысловое, и грамматическое построение предложений..." ).

Тема "Составление повествовательного рассказа "Как лиса за зайцем охотилась".

Цель : Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Воспитывать сочувствие к персонажу придуманной истории.

Материал : Игрушки - лиса и заяц, мяч, пол-листа ватмана, цветные карандаши.

Ход:1. Игра "Подбери слова к игрушке".

Сегодня мы будем с вами учиться придумывать рассказ о лесных жителях. Но сначала поиграем. Становитесь в круг.

В центре круга на стульчике сидит игрушка - лиса. Я начинаю "Это лиса". Она какая? (Воспитатель бросает мяч кому-то из детей). "Рыжая". (Ребёнок возвращает мяч воспитателю). Ещё какая? (Дети по очереди называют все признаки лисы).

Что умеет делать лиса? (Бросает мяч по очереди детям, дети называют все действия лисы). Воспитатель подытоживает ответы детей: "Лиса рыжая, у неё пушистый хвост, зелёные с прищуром глаза, усы. Лиса умеет ловить мышей, зайцев; тихонько подкрадывается к курятникам и таскает оттуда кур, петушков, цыплят и т. д."

(Аналогичным образом проводится игра с другой игрушкой - зайцем).

2. Придумывание рассказа совместно с воспитателем.

Сейчас мы придумаем рассказ про лису и зайчика. Я буду начинать предложение, а вы его закончите. Наш рассказ я буду зарисовывать. (Лист размером не менее полватмана).

(Это целесообразно делать потому, что рисование может способствовать повышению интереса к заданию и активизирует речевую деятельность детей).

"Как-то раз решила лиса зайца ... (поймать). Притаилась за кустиком и ... (ждёт). Вдруг видит ... (бежит зайчик). Она хотела ... (наброситься на него). Но ничего у неё ... (не вышло). Её рыжий пушистый ... (хвост) зацепился за ... (пенёк). Лиса стала сердиться на ... (него). Она кусала его ... (зубами), громко ... (рычала). Зайчик услышал всё это и ... (убежал)".

( В совместном составлении повествовательного рассказа педагог берёт функцию планирования на себя. Он задаёт схему высказывания, а дети (ребёнок) заполняют эту схему различным содержанием. Важно помогать детям не только наводящими вопросами, но и жестами, мимикой, интонацией ).

3. Самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя.

Кому понравился наш рассказ? А мама его не слышала. Чтобы лучше его запомнить и рассказать дома вечером, я предлагаю пересказать рассказ ещё раз. (Пересказывают 2-3 ребёнка).

Что задумала лиса? Как она решила ловить зайца? Почему у лисы ничего не вышло?

4. Коллективное раскрашивание рисунка.

Я предлагаю раскрасить наш рисунок и вывесить его в родительский уголок, а вечером вы расскажете родителям историю, которая называется "Как лиса за зайцем охотилась". (Воспитатель может записать полученный рассказ и также поместить его в родительский уголок).

Тема: Пересказ рассказа Я.Тайца "Поезд".

Цель : Формировать элементарные представления о разных жанрах художественной литературы (рассказ, сказка). Формировать умение понимать содержание рассказа, впервые прочитанного на занятии. Формировать умение пересказывать рассказ совместно с воспитателем. Упражнять в подборе орудий труда для людей разных профессий. Закрепить в речи названия профессий. Воспитывать умение быть внимательным при выполнении задания.

Материал : Иллюстрации к рассказу; карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда (Повар: половник, кастрюля; продавец: весы, калькулятор; кондуктор: сумка, билеты; шофёр: машина, руль; машинист: паровоз, панель управления или рация).

Ход:1. Рассказ воспитателя о жанрах художественной литературы.

Ребята, что такое рассказ? (Ответы детей). Рассказ сочиняет писатель. У рассказа обязательно есть автор. Сказки придумывает народ. В рассказе говорится о реальных событиях, о том, что может быть в жизни на самом деле. А в сказках рассказывается о вымышленных событиях. В сказке много фантазии, вымысла.

2. Чтение, рассматривание иллюстраций к рассказу.

Как вы думаете то произведение, которое я прочитала, можно назвать рассказом или сказкой? (Ответы детей). Почему?

3. Беседа по содержанию рассказа.

Назовите имена детей, кто катается на санках. У кого нет санок? Как у папы получился поезд из санок? Кто был машинистом? Что он кричал? Кто был кондуктором? Что она кричала? Кем был папа? Что он кричал?

4. Пересказ рассказа.

Мы будем пересказывать рассказ, который называется"Поезд". Я буду начинать предложение, а вы все вместе его заканчивать. Везде ... (снег). У Маши ... (санки). У Миши ... (санки) и т.д.

(После хорового совместного рассказывания, воспитатель предлагает детям пересказывать рассказ по одному, но совместно с воспитателем, если это понадобится).

5. Д/игра "Кому что нужно для работы".

Перед вами карточки с изображением людей разных профессий, а также карточки с изображением предметов, которые нужны им для работы. Посмотрите внимательно: карточки с изображением людей лежат одна под другой, карточки с изображением орудий труда - в стороне, в беспорядке. Вы по очереди будете брать маленькие карточки, называть, что изображено на картинке и кому нужен этот предмет. Например:"Это половник. Он нужен повару".

Конспект  занятия по развитию речи в средней группе«Насекомые»

 

         Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).

                      2. Продолжать формировать навыки и умения выделять первый звук в слове, твердые и мягкие согласные, делить слова на слоги, «измерять длину слов».

                      3. Составлять предложения; подбирать синонимы, антонимы.

                      4. Закреплять умения описывать и сравнивать насекомых, правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

            Материал: картинки – жук, божья коровка, бабочка, стрекоза, пчела; нарцисс, роза, василёк, мак, ромашка, одуванчик, колокольчик.

 

Ход занятия:

1. Фонетическая разминка:

Воспитатель: Наступила осень. Стало пасмурно, холодно. Все живое готовится к зиме. Ребенок читает стихотворение.

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? Как описывает поэт настроение?

Дети: Об осени: идёт дождь, на душе грусть, но становится весело, когда солнышко.Активизирую Лешу, Владика, Василису, Настю, Софу.

I часть.

Воспитатель: Да, совсем недавно мы слышали веселые песенки разных насекомых. А какие вы знаете?

Дети: Песенку жука – «жужжалочку», он жужжит. Все вместе читаем чистоговорку: Не жужжу, когда лежу,

                         Не жужжу, когда сижу,

                         Не жужжу, когда тружусь,

                         А жужжу, когда кружусь.

Индивидуальное чтение чистоговорки (Даша, Софа).

Воспитатель: А ещё чьи песенки вы знаете?

Дети: Ещё мы знаем песенку комарика – «ззз-зуделочку», он зудит. «Зу-зу, захочу и укушу». А у змеи «шипелочка» (шу-шу-шу, потехонечку шуршу). А у стрекозы – «стрекоталочка» (тр-тр, дети показывают, как стрекоза лапками трет и стрекочет).

Воспитатель: Но самые веселые, звонкие, нежные и «ароматные» песенки, конечно.

Дети: У цветов.

Воспитатель: Какие цветы особенно любят звенеть?

Дети: Колокольчики (показ картинки).

Воспитатель: Давайте покажем, как поет колокольчик. Мальчики поют низко «з-з-з-з», а девочки поют тонко и нежно «зь-зь-зь-зь» (повторяют несколько раз порознь и вместе).

Воспитатель: А что ещё может звенеть?

Дети: звонок, колокольчик (показ картинки колокола).

Воспитатель: Давайте сделаем колокольчик – колокол (пальчиковая гимнастика) и споем песенку колокола.

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Дзинь-дон, дзинь-дон,

Колокольный льётся звон.

Д/игра «Собери букет»

II часть.

Воспитатель предлагает детям пройти на красивую полянку, на которой растет очень много разных цветов. Дети называют цветы, выделяя первый звук: р-ромашка, м-мак, к-колокольчик. Вот и мы и собрали букет. А сейчас поиграем. К нам прилетели наши веселые друзья – насекомые (показ картинок). Дети называют жук, пчела, бабочка. Но они грустные, так как потеряли свои домики. Поможем им. Д/игра «Кто с кем дружит».

Объясняю, чтобы найти домик насекомому, нужно определить длину его названия, например, слово «жук» и выбрать равное ему слово – цветок. Для жука это мак (одна часть). А пчела  - где будет жить.

Дети: Пче-ла (2 части). Для неё домиком могут стать ро-за, кле-вер, лю-тик.

Воспитатель: В слове ба-боч-ка, сколько частей?

Дети: 3 части.

   Воспитатель: В каких цветах может поселиться ба-боч-ка? В цветах ро-маш-ка, ва-си-лек. Почему? Эти слова длинные (3 части). Слышите, как они вас благодарят.

Физкультминутка: Народная песенка «Божья коровка». Роль ведущего – «божью коровку» беру на себя, дети поют.

            Божья коровка, полети на небо,

            Принеси нам хлеба

            Черного и белого

            Только не горелого.

Ведущий поет: «Будет солнце – полечу, (дети поднимают руки – крылья).

                            Будет дождик – посижу (складывают руки – крылья и садятся). Игра продолжается несколько раз

III часть. Связная речь.

Дети рассказывают, что есть у бабочки, стрекозы (глаза, крылья, усики, туловище, лапки) рассматривая картинки.

Вопросы: Какие крылья у бабочки? (округлые, цветные, большие).

                 У стрекозы? (длинные, вытянутые, прозрачные).

                А глаза у бабочки какие? (маленькие, крошечные, черные, как точки).

                А у стрекозы? (огромные, выпученные, круглые, как шарики).

               А как летает бабочка? (тихо порхает, мешает крыльями).

               А стрекоза? (быстро, стремительно, как вертолет, крыльев не видно).

Активизирую Дашу, Василису, Владика.

После чего прошу Алешу описать бабочку, Настю З. – стрекозу.

Дети угадывают про кого дети рассказали.

Воспитатель: Что же общего у всех насекомых, о которых мы сегодня говорили?

Дети: У них есть крылья. Они умеют летать.

Воспитатель: Да, они умеют летать, потому что у них есть крылья. А у кого или чего ещё есть крылья? (показ картинок: птица, самолет).

Конспект занятия по развитию речи в средней логопедической группе Тема: В гостях у игрушек

Программное содержание: Пополнять и активизировать словарь детей, используя художественную литературу; употреблять существительные с обобщающим значением; закреплять правильное речевое дыхание, произношение звука -с- в словах, чистоговорках, стихотворениях.

Совершенствовать отчетливое произношение слов, развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи.

Воспитывать желание говорить правильно, красиво. Активизация словаря: игрушки: самолет, мишенька, заинька. Методические приемы:

Игровые: сюрпризный момент, подвижная игра "Самолет", д/и "Скажи ласково", упражнение на речевое дыхание "Подуем на самолетики".

Словесные: вопросы, указания. Материал и оборудование: Демонстрационный: ширма, игрушки (мяч, мишка, зайка, бычок, самолет), цветок "Речецветик". Раздаточный: бумажные разноцветные самолетики.

Ход занятия

(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку "Речецветик")

- Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто "Игрушки". (Показываю книгу).

- Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?

- О мяче, грузовике и т.д.

- Скажите, как можно назвать их одним словом?

- Игрушки.

- Правильно.

Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

- Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, он скачет.

- Мячик!

- Правильно. Мячик предлагает прочитать про него стихотворение

- 1-2 ребенка читают стихотворение "Мяч" А. Барто.

- Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.

- Мишка!

- Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру "Скажи ласково". Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слонДети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька

Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок

- Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают стихотворение "Мишка" А. Барто)

- Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся звуки "му-му")

- Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

- Бычок!

- Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в "Самолет".

(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение "Самолет" А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.

- Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.

- Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы его прочитали Илья и Адиля по очереди. Порадуем Бычка?

- Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: "Зимой белый, летом серый".

- Зайчик!

- Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я осу смотрят через "очки" вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак

- Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?

- Да, знаем.

- Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают стихотворение "Зайка" А. Барто)

- Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?

- Самолет!

- Правильно.

(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)

- Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

- Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: "Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья - это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение". Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

(Раздаю самолетики детям и вместе читаем: "Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем". Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)

- Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Игорь и Саша по очереди читают стих "Самолет" А. Барто)

- Молодцы, ребята, я думаю, что игрушкам понравилось как мы сегодня потрудились на занятии, старались говорить красиво и правильно, потому что они принесли нам второй лепесток цветка "Речецветик". Давайте мы его прикрепим к цветку

- Скажите, что для вас сегодня было самым интересным? А трудным?

Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Цель: Приобщение детей к миру художественной литературы.

Задачи:

- продолжить формировать навыки рассматривания книги;

- учить определять жанр произведения;

- передавать интонацией голоса персонажей;

- подвести к пониманию образного содержания пословиц;

- воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

1. Создание интереса

Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в Книгоград. Как вы думаете, кто там живет? (книги)

Через лево повернись,

В Книгограде очутись.

Вот мы и в Книгограде, где живет много книг самых разных жанров. А какие литературные жанры знаете вы? (сказки, рассказы, стихи). С каким литературным жанром мы сегодня встретимся подскажет волшебная книга. (Воспитатель достает большую коробку сделанную «под книгу»). Произносит слова:

«Раз, два, три, Волшебная книга,

Что-нибудь нам подари!»

2. Подготовка к восприятию

Воспитатель вынимает из коробки детскую книгу.

Что вы видите на обложке? Можно ли по иллюстрации догадаться о чем эта книга? Что в этой книге: рассказ или сказка? Почему? Что означают буквы на обложке? (название книги, фамилия автора).

Название этой книги «Дружба зверей»- это сборник сказок. Что такое «сборник»? (это книга, где не одно, а несколько сказок, рассказов, стихов). Фамилии автора здесь нет, а почему, мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге: это русские народные сказки. Вот почему не стоит имя автора. Авторрусский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Васнецов.

Какие животные изображены на обложке? Дикие они или домашние?

Могут ли домашние животные жить в лесу?

Послушайте, что произошло в лесу с домашними животными.

3. Выразительное чтение сказки воспитателем.

4. Выявление уровня восприятия.

Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? (звери разговаривают). Как бы вы назвали эту сказку? Сказка называется «Зимовье зверей». Что значит «зимовье»? (домик для зимы, место, где можно перезимовать, пережить зиму).

С чего все началось? Давайте обозначим животных геометрическими фигурами. (Перед детьми воспитатель выкладывает геометрические фигуры разного цвета и размера). Какая фигура будет изображать быка? барана? кота? петуха?

Для чего звери решили стоить зимовье? Как они его строили? Кто что делал? (дети повторяют слова из текста и приставляют к геометрическим фигурам изображение бревна, щепы, кирпича, мха, крыши).

Рассмотрим иллюстрацию как они зимовали.

Что случилось однажды? Что зверям помогло спастись? (волк напугался). Обрадовались звери, что все благополучно закончилось. Особенно гордо ходил петушок, давайте его изобразим.

5. Физкультминутка

Ах, красавец-петушок,

На макушке гребешок,

Под клювом бородка ,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает.

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет:

Ку-ка-ре-ку!

6. Продолжение беседы, разъяснение пословицы.

Есть такая пословица «У страза глаза велики». Как вы ее понимаете? (страшно, когда не знаешь правды, от страха все кажется преувеличенным, ужасным). О ком можно так сказать? (о волке). Послушайте еще раз об этом.

Кто изобразит, как кричал баран? Как он блеял страшным голосом? (петух, кот, бык, свинья). Дети изображают.

7. Итог

С какой русской народной сказкой мы познакомились?

А вам хотелось бы продолжить знакомство с этой сказкой?

Каким героем из этой сказки вы хотели бы быть?

Вечером мы поиграем в эту сказку и нарисуем зимовье. Я приготовила вам трафареты домиков, а вы дорисуете детали(трубу, окна, дверь) и украсите избушку.

Тема: “Весна“

Цель:- уточнить характерные признаки весны;

- выявлять простейшие причинно-следственные связи;

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

- активизировать качественный словарь.

Материалы:

Демонстрационный - картинки с изображением весенних сюжетов; конверт; картинка, на которой с помощью палочек изображена лодочка.

Раздаточный - счётные палочки.

Ход занятия: Воспитатель говорит детям о том, что получил письмо от медведя. Медведь живёт в лесу и не понимает, что же происходит с природой. Тогда он решил написать письмо в детский сад и узнать.

Воспитатель: Дети, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Я распускаю почки

В зелёные листочки,

Деревья поливаю

Движением полна,

Зовут меня Весна!

Воспитатель: А какие, ребята, признаки весны, вы знаете?

Дети: Тает снег.

Снег растаял, снег растаял,

Это новость непростая,

Это значит наступает

Настоящая Весна!

Дети: Длиннее день.

Что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньку прогоняем

Зиму прочь!

Дети: Начинается капель.

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна!

Дети: Растёт трава. Цветут деревья.

Черёмуха, черёмуха

Ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего,

Для мая расцвела!

Дети: Прилетают птицы.

Последний снег в апреле тает.

Все рады солнцу и весне,

Весна в апреле прилетает,

С весёлой ласточкой ко мне!

Физкультминутка "Снигирёк".

На фланеллеграфе - картинки "Весны".

Рассказ детей по картинкам:

- наступила весна;

- греет солнце;

- тает снег;

- на ветвях набухли почки и т. д.

Д/И "Лодочка".

Воспитатель: Что любят делать дети весной?

Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики, лодочки.

Воспитатель: Предлагаю выложить изображение лодочки из счётных палочек.

Образец выставляется на фланеллеграфе.

Пальчиковая гимнастика "Покачай лодку".

Долго лодочку качало. - Кисти рук влево-вправо.

Ветер стих и лодка встала. - Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

Воспитатель: Предлагает детям вспомнить приметы о весне.

Дети: Летит скворец - зиме конец;

- Одновременный прилёт птиц - к дружной весне;

- Вороны купаются ранней весной - к теплу;

- Воробьи купаются в луже - к теплу;

- Жаворонок является к теплу и т. д.

Итог занятия, вывод.

- Что больше всего понравилось на занятии?

- Что было интересно, а что не очень интересно?

Подвести итог занятия, сделать анализ, вывод.

Составление детьми описательных рассказов. «Игрушки»


Цель: учить детей сочинять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя; использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении. Поупражнять детей в образовании форм существительных в родительном падеже множественного числа: перьев, крыльев, ушей, шуб.
Ход занятия.
На столе воспитателя — игрушка (например, утенок Кряк, или кукла малыш, или утенок Желтые Лапки, или заяц и др.). Дети рассматривают, ощупывают ее. Когда они садятся за столы, педагог незаметно прячет игрушку.
Далее следует 3—4 минутная игра-инсценировка.
«Вы не видели утенка? Он только что сидел на столе. Утенок Кряк, выходи!»,— просит педагог. Зовут Утенка и дети: «Желтенький пушистенький Кряк, выйди, пожалуйста!» (2—3 повторения.)
Кряк появляется и просит детей угадать, на что похожи его глаза. («На черные пуговицы, ягодки, бусинки».) Утенок ходит по столу, спрашивает: «Правда, я очень-очень красивый?» — «Ты смешной,— смеется воспитатель,— неуклюжий, как и многие малыши: голова большущая, а крылышки маленькие. Не веришь? Давай спросим у детей». (Отвечают 3—4 ребенка.)
Затем воспитатель предлагает послушать его рассказ про Кряка: «Это Кряк. Он желтый и пушистенький. Глаза у Кряка как круглые черные ягодки. Кряк смешной, неуклюжий: голова большая, а крылышки малюсенькие. Он ходит вперевалочку». (Показывает.)
Педагог предлагает детям походить вперевалочку, как утята. (Физкультурная пауза.)
Дети возвращаются за столы. Воспитатель может повторить образец рассказа, а может сразу же предложить им рассказать про утенка. Если потребуется, после двух-трех рассказов образец можно повторить.
Появляется медвежонок Ушастик. Воспитатель рассказывает детям, что Ушастик собирается бежать с Кряком наперегонки. Но Кряк сердится на медвежонка, потому что тот не умеет слушать команду. Кряк просит детей научить Ушастика бежать сразу же, как только будет сказано: раз, два, три, беги!
«Давайте, дети,— предлагает педагог,— поучим Ушастика слушать команду». И обращается к медвежонку: «Бежать надо сразу же, как только дети скажут: раз, два, три, беги!» Воспитатель называет имя ребенка, который чаще других неправильно произносит беги («бежи»), и предлагает ему скомандовать Ушастику.
«Раз, два, три, беги!» — говорит ребенок, и Ушастик бежит.
Команду «Беги!» дети могут подавать по-разному: поодиночке или хором; только девочки; только мальчики; дети, сидящие за столом, около буфета и т. д.
«Устали наши малыши,— объясняет воспитатель, усаживая перед детьми Кряка и Ушастика.— Сели рядышком. Ушастик решил сочинить небылицу, чтобы немножко повеселить и вас, и Кряка. Начал он так: «Жил-был утенок. Не игрушечный, как наш Кряк, а настоящий. И жил-был Ушастик. Но не я, а настоящий медвежонок. Медвежонок носил шубку из густых перьев, а утенок ходил в шубке из коричневого меха. У медвежонка были чудесные крылышки, а у утенка красивые овальные ушки торчком».
Дети, анализируя небылицу, отмечают, что перья растут у утят, а у медвежат не бывает шуб из перьев, а у утенка не может быть шубки из меха. У медведей нет крыльев, а у утенка - торчащих ушей. 

Беседа о зиме


Предварительная работа. В течение зимы при любом подходящем случае воспитатель рассказывает детям о зимующих птицах, показывает их (ворон, галок, воробьев), учит распознавать голоса воробьев, ворон, синиц.
Рассказывает о том, где и как зимуют медведи, ежи, зайцы:
— Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога — это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. В феврале у медведиц появляются медвежата. Еж своим образом жизни похож на медведя — тоже спит всю зиму. Осенью ежи много едят, толстеют. Как только начинаются холода, еж зарывается в опавшие листья.
Заяц зимой по лесу, по полю бегает. И страшно ему, и зябко! Новая белая шубка гораздо теплее старой, летней, но и в ней иногда холодно. Грызет заяц кору с веточек. Если ветки высоко, заяц на сугроб забирается, столбиком встает (показывает соответствующие иллюстрации). Спит заяц где придется, чаще — под кустами. А если стоят очень сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку.
Цель: уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы (частично по памяти, частично по картинкам и иллюстрациям): природа зимой; зимние забавы и развлечения; одежда людей и их труд по очистке участка от снега; птицы, живущие и прилетающие на участок детского сада, и забота о них; звери зимой.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, в центре которого — воспитатель.
«Кончается, уходит от нас,— начинает занятие воспитатель,— время года, которое мы с вами очень полюбили. Уходит... («Зима».) Зима — красивое время года. А чем красива зима?» Выслушивает ответы детей, уточняет и при необходимости исправляет их; по ходу разговора ставит на один из мольбертов крупные яркие иллюстрации. Среди них картинки, изображающие зимний лес (елки в снегу, деревья в кружевном инее и т.п.); изображения заснеженного поля, снегопада. Все эти иллюстрации детям знакомы — в течение зимы они висели в игровых уголках.


Обращая внимание детей на ту или иную картину, воспитатель читает строчки из знакомых им стихотворений, содержащие образные описания зимнего пейзажа: «у нее иголки зимой в серебре»; «снежное пальтишко лежит на плечах»; «белый снег пушистый в воздухе кружится...».
Закончить эту часть занятия воспитатель может так: «Красиво зимой! Ничего, что все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку — снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

 А кого спрятала? (Дети рассказывают о спящих под снегом ежах и медведях.)
А зайцу, который зимой по лесу, по полю бегает, подарила зима новую шубу. Кто помнит, какая у зайца зимняя шубка? («Белая, теплая, пушистая».)
Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются. Знают — люди им помогут! Какие птицы прилетели к нам зимой на участок? Какие живут на наших участках постоянно? Как мы заботимся о птицах? (Ответы детей.)
Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно... помогайте мне!» («Кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и всяких зверей, плясать и кружиться вокруг новогодней елки».) 


По мере перечисления детьми зимних развлечений воспитатель ставит на второй мольберт соответствующие картинки. Если дети что-то забыли, например про Новый год или про то, как приятно зимой расчистить дорожки от снега, картинки помогают им припомнить это.
Закончить занятие можно рассказом воспитателя о зиме, который будет содержать программный материал, разбиравшийся по ходу занятия: природа зимой, зимние развлечения и т. п.

 Заключающего рассказа может и не быть, если воспитатель обобщал каждую из частей занятия. 

Группировка предметов (одежда, обувь, головные уборы)


Цель: познакомить детей с тем, что вещи, которые люди носят, делятся на одежду, обувь, головные уборы; выяснить, какие из этих вещей ребята знают; уточнить названия некоторых из них; учить детей группировать вещи (обувь, головные уборы, одежда) и использовать в речи соответствующие собирательные существительные; поупражнять детей в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает вниманию детей 2 картины из серии «Наша Таня» (автор О. И. Соловьева), обращает их внимание на то, как Таня одета зимой (эта картина детям хорошо знакома) и как летом. Ребята перечисляют одежду, обувь, головные уборы, которые видят на Тане.
«Панаму и шапку,— показывает и объясняет воспитатель,— можно назвать одним словом. Это головные уборы. Что это?» Спрашивает, какие головные уборы, кроме шапки и панамы, дети могут назвать еще, выслушивает ответы, обобщает: «Шапка, панама, берет, буденовка, бескозырка — все это головные уборы».
Затем дети рассматривают одежду на Тане: припоминают и называют одежду, не изображенную на картине; запоминают, как называются все эти вещи одним словом.
Аналогичная работа проводится по формированию понятия «обувь».
«Сейчас,— говорит воспитатель, убирая картины,— возьмите себе со стола по картинке (они лежат изображениями вниз). Рассмотрите свою картинку. Когда я спрошу, что у вас, вы назовете изображенную вещь и скажете, к чему она относится: к одежде, обуви или головным уборам. Например, у меня (показывает свою картинку) ботинки. Ботинки — это обувь.
А что на твоей картинке, Дима?» («На моей картинке нарисован красный берет. Берет — это головной убор». И т. д. 4—5 ответов.)
Далее воспитатель организует игру: «Я скажу, например, слово обувь, а вы поднимете картинки, на которых нарисованы туфли, тапки, валенки, калоши и пр.
Если я скажу слово одежда, надо поднять картинки, на которых нарисованы предметы одежды. Итак, давайте начнем: «обувь».
Дети поднимают соответствующие картинки. Воспитатель проверяет, как выполнено задание, объясняет, почему в том или ином случае задание следует считать невыполненным или выполненным неправильно. «Будьте внимательны,— предупреждает он,— если задание будет выполнено неправильно, картинка от вас убежит» (в этих случаях педагог забирает картинку у ребенка).
Если картинка убежала от малыша в первый раз, воспитатель заменяет ее другой. Если убегает и эта картинка, ребенок выбывает из игры. (Воспитатель должен позаниматься с ним позже отдельно.)
Упражнение повторяют 4—5 раз. После третьего задания дети меняются картинками.
Воспитатель собирает картинки со столов. 

Затем предлагает детям называть вещи (натуральные), которые он будет выкладывать на стол (варежки, перчатки, панамы, кепки, туфли). Затем просит детей зажмуриться. Прячет пару предметов и предлагает отгадать, чего не стало (упражнение детей в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа: перчаток, варежек и др.). 

Рассказывание детям русской народной сказки «У страха глаза велики»


Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки; выяснить, есть ли у них любимые народные сказки и какие именно; познакомить с одной из присказок; помочь понять содержание сказки «У страха глаза велики» и положительно оценить ее; проанализировать языковые богатства сказки, обратить внимание детей на необычность ее названия (это поговорка), на образные сравнения («ведра с огурчик» и «ведра с наперсток» и т. п.); отрабатывать интонационную выразительность речи (чтение концовки сказки в лицах).
Ход занятия.
Воспитатель сообщает детям, что на сегодняшнем занятии разговор пойдет о русской народной сказке. Просит вспомнить, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Предлагает назвать известные им русские народные сказки. Следит за точностью ответов, поправляет ребенка, если он вспоминает авторскую сказку или сказку народов мира, народов СССР. Хвалит детей за активность, за правильные ответы дает фишки.
Затем дети называют свои любимые русские народные сказки, а также сказку, которую им рассказывали в прошлом месяце («Заяц-хваста»), вспоминают ее концовку («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»).
- А в сказке, которую вы услышите сегодня,— говорит воспитатель,— живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». 
Запомнили героев сказки? Кто назовет их правильно, получит сразу две фишки. Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:
По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет, 
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть.
Как бы веревку сорвать.

Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
Закончив рассказывать, педагог спрашивает, все ли детям понятно, понравилась ли сказка. Дает возможность обменяться впечатлениями и повторяет заключительную фразу, чтобы помочь малышам уяснить, что поговорку «У страха глаза велики» приводят в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности.
- Кому же что померещилось? — задает педагог вопрос. 
Выслушивает ответы, зачитывает концовку сказки. Предлагает четверым детям прочесть отрывок в лицах (с места), а заключительную фразу всем произнести хором. Награждает фишками детей за хорошую декламацию.
Затем отрывок читают в лицах еще четверо детей. В конце занятия воспитатель спрашивает, понравилась ли новая сказка, кому что в ней особенно понравилось. Сообщает, что существуют 2 варианта этой сказки. Второй вариант под названием «Бабушка, внучка да курочка» похож на этот, но есть между ними и различие. Демонстрирует иллюстрированные издания обеих сказок и предлагает детям в свободное время внимательно рассмотреть эти книги, сравнить их, а потом рассказать ей и друг другу о своих наблюдениях. Спрашивает, кто сколько фишек получил. 

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение детям стихотворения «Посидим в тишине» Е. Благининой


Цель: помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.
Ход занятия.
«Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?» — обращается воспитатель к детям. Выслушивает ответы, положи тельно оценивая такие слова, как мир, Родина. И заключает: «Самое лучшее слово на свете — мама!»
Педагог предлагает воспитанникам рассказать о мамах (заслушивает 4—5 человек). Затем включается в разговор:
- Рассказывая о мамах, вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, что у них умелые руки. Что же умеют делать эти руки? (Готовят еду, пекут, стирают, гладят, шьют, вяжут и т. п.)
Видите, как много дел у ваших мам! Несмотря на то что мамы работают,— кто на заводе, кто в каком-либо учреждении,— они еще справляются с множеством домашних дел. Трудно мамам? Чем и как можно им помочь? Кто из вас постоянно помогает дома по хозяйству? (Заслушивает, уточняет, обобщает ответы детей.) 
Вы еще малы и некоторые домашние дела вам пока не по силам. Но многое дети обязаны делать сами: убирать свои вещи, игрушки, книжки, ходить за хлебом, поливать цветы, ухаживать за животными. Надо стараться не огорчать маму, как можно чаще радовать ее своим вниманием, заботой. Давайте вместе подумаем, как это можно сделать.


Воспитатель дает детям возможность высказать свои суждения, затем продолжает:
- Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь поинтересуются, как она себя чувствует, не устала ли, не тяжелая ли сумка у нее в руках. И, если сумка тяжелая, помогут ее нести.


В автобусе, трамвае не спешите занять свободное место. Надо обязательно предложить сесть маме и настоять на этом. Выходя из транспорта, старайтесь подать маме руку, чтобы ей было легче выйти. И тогда она будет уверена, что в ее семье растет добрый и внимательный человек. И мамины глаза будут сиять от радости.


Поводов позаботиться о маме очень много. Вот послушайте это стихотворение.

Педагог читает стихотворение Е. Благининой. Интересуется, не случалось ли кому-нибудь из детей позаботиться о маме так же, как рассказано в стихотворении.
В заключение воспитатель спрашивает, о чем дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали. 

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке луч крадется золотой.

И сказал я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- ничего, - шепнул он будто, -
Посидим в тишине…

Занятие "Беседа о весне"

Цель занятия: закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны; развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи в природе; составлять опорную таблицу, заучивать стихотворение с опорой на составленную таблицу.

Демонстрационный материал: книги и иллюстрации о весне.

Предварительная работа: беседы о весне, экскурсия по территории детского сада, оформление с детьми альбома «Весенние приметы», рисование на тему «Весна», аппликация «Воробушки», рассматривание иллюстраций на тему «Весна».

Ход занятия:Дети, посмотрите в окно скажите:
- Какое наступило сейчас время года? ( Весна)
- Какая за окном погода за окном? (Солнечная)
- Кто радуется приходу весны? (Птицы)
- Как поменялось поведение птиц? (птицы оживленные, звонко за окном чирикают, не прячутся, все больше находятся на улице)
Рассмотреть с детьми выставку детских работ «Воробушки».
В комнату залетают птицы и приносят детям конверт. (Сюрпризный момент)
- Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Проводится словесная игра «Подскажи словечко»)
Ой, беда! Ой, беда!
Такт снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу……..(проталинки)
Самый первый день весны,
Самый - самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась……(верба)
Рад весне братишка Сашка
И собака рада Жулька
На припеке, с крыши нашей
Утром свесилась…….(сосулька)
Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ……….(капель)
Сделать с детьми вывод - что это первые признаки весны. Мы можем по ним определить, что уже пришла весна.
Предложить детям встать в хоровод для проведения игры «Веснянка»:
Солнышко- солнышко, золотое донышко… (дети идут по кругу, все держатся за руки)
Побежал в лесу ручей…… (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей …... (дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают….. (дети медленно приседают)
А цветочки подрастают….. (дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)

Дети после окончания игры садятся на стульчики и смотрят на мольберт, который находится перед ними. (на мольберте закреплен лист ватмана)

Дети, давайте послушаем стихотворение «Март».
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!

Дети, о каком времени говорится в этом стихотворении. Далее необходимо с помощью детей составить опорную таблицу по прочитанному стихотворению.

Дальше детям предложить попробовать с помощью таблицы рассказать стихотворение. Заучивание стихотворения.

Дети, давайте вспомним первые признаки весны. Напомнить детям о том, что первый приход весны очень чувствуют птицы, и что по их оживленному весёлому поведению мы можем заметить приход весны.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

 

Программные задачи:

 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.

2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи: образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах.

3. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

4. Развивать память, внимание.

5. Учить слушать ответы других детей.

Наглядный материал: Картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова), игрушки: собака со щенятами, корова с телятами, крольчиха с крольчатами; сорока (картинка).

Методические приёмы:

1. Загадка:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

2. Рассматривание картины «Собака со щенками».

3. Вопросы:

-Кто нарисован на этой картине?

-Что делает собака?

-Кто лежит около собаки?

-Что делают щенята?

-Какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него. Теперь расскажите про другого щенка (при необходимости подсказки воспитателя).

-Что в лапах у собаки?

-Куда смотрят собака и щенки?

-Где живут собаки?

-Кто принёс еду собакам?

-Кто построил для них конуру?

4Рассказы детей о собаке со щенятами. (Ответы 2-3 детей).

5. Отгадайте, о ком я говорю – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, весёлая. Почему? Как скажем о щенке? (Пушистый, добрый, весёлый).

6. Игра мячом «Скажи правильно»:

У собаки один...щенок. Много...щенков, щенят. Воробьи, а много...воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.

7. Игра с пальчиками «Собачка»

У собачки острый носик,Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

8. Лжезагадка: У собачки Микки родились котята; три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собачки? А что бы делала собачка, если бы у неё родились котята?

 9. Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.

10. Повертелись, покружились и в зверят все превратились. Угадайте, в кого я превратилась? У меня тёплая шуба, лохматая, коричневая. Уши круглые, я люблю мёд. Загадки составляют дети.

11. Итог занятия, поощрение работы детей.

Дифференциация С-З

Цель: учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. Упражнять детей в отчётливом произношении звуков з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, упражнять в отчётливом произнесении слов.
Материал: 3 чайные пары, жетоны 
Предварительная работа: занятие по описанию детской чайной посуды, д/и «Будь внимателен», «Назови слова».
Ход: 1часть: На столе стоят чайные пары, отличающиеся друг от друга. Предлагаю детям внимательно рассмотреть предметы, стоящие на столе, чтобы потом подробно их описать.
«А сейчас, — продолжаю я, — я вам расскажу об этой чашке с блюдцем (беру в руки).

 У меня в руках чашка с блюдцем. На чашке красивые синие узоры, это птичка, которая сидит на ветке. Сверху чашки золотая полоска. Ручка у чашки белая, с золотой полоской. По краям блюдца тоже нарисована золотая полоска и синяя кайма, цветом такая же, как на чашке, в середине блюдца синий узор из листиков. Донышко у блюдца белое»
Затем предлагаю детям воспроизвести рассказ образец (2- 3 рассказа).


«Сейчас Аня возьмёт чашку с блюдцем и расскажет о ней». Аня выбирает из двух наиболее понравившуюся чайную пару и рассказывает о ней. Затем выходит ещё один ребёнок и рассказывает об этой же чашке. Два прослушанных описания сравниваются и оцениваются. В таком же порядке дети рассказывают о третьей чайной паре. 


2 часть: Напоминаю детям песенки-звуки: ззз — это песня комара, ссс- так свистит вытекающая из крана вода. Сейчас мы поиграем. Если вы услышите з — то прогоняйте комара рукой (делаю лёгкое отмахивающее движение рукой), услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показываю).

Проверяю, как дети поняли задание. Произношу звук, про себя считаю до пяти, в этот промежуток времени дети совершают действие и кладут руки на колени.

Произношу следующий звук. (8 — 10 звуков в вперемешку).


А теперь другая игра. «Я буду произносить слова, а вы, как при выполнении первой игры, показываете, какой звук слышится в слове: сахар, озеро (объясняю, кто ошибся и почему), синичка, зимородок, золотой, серебряный.
Далее задание выполняют девочки (мальчики наблюдают): зелёный, синий, весёлый, суровый, заяц, замухрышка.


Задание выполняют мальчики: землеройка, санитар, землемер, слева, внизу, озорник.
«Я назвала много слов, а какие слова знаете вы?» дети называют слова со звуком с, затем со звуком з. Ответившим правильно я даю жетон.

 В конце игры жетоны подсчитываются. Определяется победитель.
«Вот мы с вами и поиграли ребята, а теперь скажите, чем мы сегодня занимались?»

Конспект занятий по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе "Заучивание стихотворения М.Познанской "Снег идет"

Программное содержание:Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.

Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.

Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.

Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.

Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.

Ход занятия

Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»

На кормушку прилетели снегири.

- На кормушку прилетели снегири.

- На кормушку прилетели снегири.

- Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).

Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему?

- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).

- Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей; сдуйте их.

Вдох носом, выдох через рот.Кратковременный.Долгий (губы трубочкой).

- Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.

(Дети садятся на стулья).

- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).
Стихотворение называется «Снег идет», написала М.Познанская.

Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом 
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»

(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).

- Как называется стихотворение?

- Как же идет снег?

- Какой снег?

- Что мы сделаем во дворе?

- От чего мы дорожку проведем?

- Кто выйдет на порог?

- Что она спросит?

- Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы – рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4 (приложение 1)).

- А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения).

- Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).

- какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М.Познанская).

- А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Программное содержание:

Упражнять детей в умении пересказывать рассказ по опорной схеме; продолжить работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать желание говорить как взрослые, понятно для слушателей отвечать на вопросы;

 Активизировать словарь: птичий двор; заквохтала, Чарушин; учить держать правильную осанку в положении сидя .

 Предварительная работа:

Загадывание загадки про курочку

Рассматривание картины « Курочка и цыплята »

Подвижная игра: « Наседка и цыплята »

Слушание сказки « Курочка ряба» "

 

Материал и оборудование: Схема с условными обозначениями, мольберт, перо, « птичий двор».

Ход занятия:

1 ч.Воспитатель предлагает встать детям полукругомПоказывает детям небольшое пуховое белое перышко.

Воспитатель: Что это?

Когда дети ответят, уточняет, какое оно- черное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, легкое или тяжелое.

 

Воспитатель:  Перышко это не простое, а волшебное:

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь

-В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

 

Воспитатель:  Интересно кто хозяин этого перышка? (Ответы детей).

Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям: попросить всех вместе по команде подуть на волшебное перышко:

«Раз, два, три- перышко лети!».

 Поднять его с пола и попросить детей идти за волшебным перышком.

Воспитатель: Привело нас перышко на птичий двор. Ребята, куда мы с вами попали? Давайте вместе скажем (Птичий двор). А теперь присядем. Посадить детей за столы.

 

2ч.

Воспитатель:  А сейчас, я вам прочитаю рассказ « Курочка», который написал детский писатель Евгений Чарушин.Читается рассказ.

 

Ребята, вы слышали новое слово - заквохтала. Это означает, что курочка так говорит: квох- квох- квох. Давайте вместе скажем - заквохтала.

Вопросы к детям:Как называется рассказ? (Курочка)Кто его написал?

Где курочка с цыплятами ходила? (По двору)Что случилось? (Пошел дождик)

Что сделала курочка? ( На землю присела, все перышки растопырила и заквохтала)

Как цыплята прятались под крылышки курицы? (Один совсем спрятался, у него только ножки видны, у кого головка торчит, у кого только глаз выглядывает)

А кто не спрятался? (Два цыпленка) Что они стали делать? (стоят, пищат и удивляются: что это им на голову капает)

 

Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель: Ребята, давайте скорее играть, выходите на лужок и вставайте все в кружок. Я, буду курочка- мама, а вы цыплята. Когда светит солнце, цыплята бегают, зерна клюют. Начинается дождик - к маме бегут.

Игра проводится 2 раза.

 

Воспитатель:  Присядьте на стульчики. А теперь я, вам еще раз прочитаю рассказ Е, Чарушина « Курочка », вы его внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы его перескажите, а помогут вам схемы".Читается рассказ.

 

Воспитатель: Кто хочет рассказать про курочку?

И предлагается двоим детям пересказать его, опираясь на схему, выставленную на мольберт.

 

Воспитатель:  Сейчас, Вика расскажет: как называется рассказ? Что делала курочка с цыплятами? Что произошло потом? Что курочка сделала, когда пошел дождь? А, Ярослав продолжит, что же было дальше. Все ли цыплята спрятались под крылом у курочки? Что сделали два цыпленка? Чему удивляются?.

Воспитатель дает оценку пересказам детей.

 

Воспитатель: Теперь нужно пересказать рассказ целиком. Предложить двоим детям пересказать рассказ целиком.

 

3ч.

Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?( Пересказывали рассказ).

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая рассказы детей, отмечает, как последовательность изложения, так и выразительность речи. На память о нашем занятии, я хочу вам подарить этих цыплят.

 

Рассказ Евгения Чарушина «КУРОЧКА»: 
 Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает. 
 А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Таня не боится мороза»

Программное содержание:

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений,  отражающий содержание картины.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Закрепить названия зимней одежды.

Развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

Закреплять умение отгадывать загадки.

Развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Активизировать словарь.

 

Материал: Картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде; снежинки, вырезанные из бумаги; «Зимние картинки» (снежинки, снег, снеговик, санки, варежки, валенки и т.д.).

 

Ход занятия

Воспитатель: - Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

 

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

 

Воспитатель: - Наша Таня собирается на улицу. Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы:

- Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое). Какого цвета? - Какая шапочка? Какая кофта (свитер)? Какой шарф? и т.д. - Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

Зимнее теплое…(пальто). Желтая вязаная…(шапочка). Красная вязаная теплая шерстяная…(кофта).

- Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

- Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу кататься на санках.

Давайте покажем ей, как вы умеете кататься на санках, лыжах и коньках.

 

Пальчиковая гимнастика (2 раза)

Санки,  (Обе ладони рядом, руки вперед-назад перед собой)

Лыжи   (Ладони – противоходом)

И коньки (Ладони ребром – противоходом)

Мчатся наперегонки (Ладонь – кулак)

 

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.

- Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня). - Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей). - Какое время года изображено на картине? Почему вы думаете, что это зима? Посмотрите на снег и скажите, какой он (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый). А как можно сказать про зиму, какая она? (Снежная, морозная, холодная). А как Таня одета? (Тепло). На ней…(пальто, шапка, шарф, варежки, валенки). Дети описывают одежду.

- Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет (Ответы детей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

В презентации представлен опыт работы старшего воспитателя по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Значение игровой деятельности в процессе развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

В данном материале приводятся доказателства того, что игровая деятельность детей является неотъемлемой частью в процессе всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста, в том числе и связной речи...

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

В данном материале информация не только о значимости развития связной речи детей - дошкольников, но в нём предложены систематизированные игры и упражнения по развитию связной речи детей....

План по самообразованию на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» 2016-2017г (средняя группа)

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада ,так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможно...

План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя средней группы  «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....

Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать  у детей уме...