Применение метода "Су-Джок терапия"
методическая разработка по развитию речи на тему

Казаченко Александра Андреевна

Применение одного из нетрадиционных методов "Су-Джок терапия"  по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода

«Су - Джок терапия»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному развитию ребенка. В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Су - Джок терапия – последнее мировое достижение восточной медицины. Недаром говорят, что всё гениальное исключительно просто. Разработал это направление южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву (1986г.).
Что означает Су  и Джок? Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову; второй и пятый пальцы на руке короче – это руки, а вот третий и четвертый длиннее, следовательно – это проекция ног.

          Бесспорное преимущество природной системы защиты жизни в том, что она НЕ имеет побочного эффекта, НЕ несет вредоносного действия. Именно поэтому отдельным приемам Су - Джок терапии можно обучить любого человека. Вреда себе он никогда не причинит, даже если будет пользоваться неверно. В этом случае он просто не добьется положительного результата, но и не ухудшит свое самочувствие. Су –Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-Джок
            Задачи:
            *воздействовать на биологически активные точки по   системе Су-Джо

 * стимулировать речевые зоны коры головного мозга

Данную технологию используют в сочетании с палч \ играми, упражнениями по коррекции звукопроизношения (автоматизация звуков), развитию и совершенствованию лексико – грамматических категорий, совершенствованию навыков употребления предлогов, а так же для развития психических процессов (память, внимание).

         Симпатичный шарик с острыми шипами («ёжик»),  
 лёгкий и  гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Катая его между ладонями , ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.
В каждом шарике находятся два специальных кольца («волшебные колечки»), сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
С помощью шаров – «ежиков» с «волшебными» колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Достоинствами Су – Джок               терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровленя и самоисцеления путем воздействия на активные точки.

Дома я одна скучала,

Гость горошинок достала,

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

«Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути, покатай,

И другому передай!

1.Автоматизация звуков.

Катаем массажёр между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
Автоматизация звука «Ж»
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же его взять?

2. Совершенствование лексико - грамматических категорий.

Педагог катит массажёр ребёнку, называя предмет в ед.ч. Ребёнок поймав ладонью массажёр, откатывает его назад, называя существительные во мн.ч.
Упражнение «Один – много»
«Назови ласково»
«Скажи наоборот» и т.д.

3. Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания:
упражнение: “Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай”, “Справа, слева я стучу - перепутать не хочу” “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

- надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный левой руки и т.д.);
- возьми «ёжика» в правую руку и спрячь за спину и т.д.

   4.Звуковой анализ слова.
        Упражнения:
*“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”
*“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
*Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
красный - для гласных;
синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
*Звуковой и слоговой анализ слов (“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”)        
*Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок и т.д.

5. Совершенствование навыков употребления предлогов.
На столе коробка. По инструкции педагога ребёнок кладёт «ёжиков» соответственно:

- красный
В коробку,
- синий –
ПОД коробку,
- зелёный –
ОКОЛО коробки.
Затем наоборот – ребёнок должен описать действия педагога:
- достать
ИЗ коробки,
- спрятать
ПОД коробку и т.д.

6. Слоговая структура слова.
Упражнения:
*“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”
* “Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”
*“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”
*“Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”
*“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.

7.Развитие фонематического слуха.
        
*Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. *Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.
*Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
*“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”
*“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)
*“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”

А так же…
* Связь звука с буквой (“Буквы знаю и пишу…”)        
Прокатывание шариком по написанной букве.
Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.
*закрепление темы «Домашние (дикие) животные»:
надевая на каждый палец «волшебное» колечко, проговариваем содержание палч \ игры и отслеживаем глазами порядок называния животных по картинкам.

«Прогулка»

( На листе бумаги  нарисовать тропинку, вдоль тропинки по разные стороны нарисовать ягоды и грибы, передвигаем пальчиками мяч по тропинке)

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топчут ножки.

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк,

Превратится ёж в клубок.

Эти занятия достаточно просты, поэтому ребёнок может выполнять их и в садике, и дома с родителями.
Ребёнок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности, у него развивается интерес к получению новой  информации в том объёме, котором он готов усвоить.

Совершенствование существенных и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности человека, является в настоящее время актуальной проблемой. По мере роста знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знания и методики. Проблемы заключаются в современной интенсивной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелой интеграции комплекса психолого- педагогической дисциплин с новыми нетрадиционными подходами.

Методы и направления арт – терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. И в настоящее время существует большое количество направлений арт – терапии, которая в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: лепкой, аппликацией, декоративно-прикладным искусством и др.), медитативное рисование, маскотерапия, библиотерапия (лечебное воздействие чтением), иммаготерапия (лечебное воздейстие через образ, тетрализацию), музыкотерапия (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокало-терапия (лечение пением), кинезотерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями), сказкотерапия, телесно-двигательная терапия и др.

Актуальность. Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу (например, ребенок не может держать одной рукой основании пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить еще один предмет и т.д.) А также особенностью детей с нарушением интеллекта является отсутствие речи и задержка речевого развития. Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук.

Теоретическая база опыта.

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья значительно возрос. В нашем детском саду для детей с нарушением интеллекта успешно применяется метод использования Су - Джок терапии в сочетании коррекционно-образовательного процесса.

Су - Джок терапия – последнее мировое достижение восточной медицины. Недаром говорят, что все гениальное исключительно просто. Массажер «Су – Джок», «Су»- кисть, «Джок»-стопа. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания, речевого развития и способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер «Су – Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятий.

Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в коррекционных целях Су - джок терапия активизирует развитие речи ребенка, развивает мелкие дифференцированные движения пальцев рук. С помощью колец, «ежиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Массаж ладоней и пальцев рук целесообразно сочетать с речевыми упражнениями, актуальными на данном этапе работы (это может быть повтор слоговых цепочек, пропевание чистоговорок и т.д.).

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции и, конечно, от их систематичности. В процессе такого сочетания ребенок постепенно овладевает необходимыми навыками и умениями.

Главные достоинства Су - Джок терапии:

• Высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект часто наступает уже через несколько минут, иногда секунд.

• Абсолютная безопасность применения. Эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит вред человеку – оно просто неэффективно.

• Универсальность метода. С помощью Су - Джок терапии можно лечить любую часть тела, любой орган .

• Доступность метода для каждого ребенка. В Су - Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Что заучивается – легко забывается. Метод достаточно понять один раз, затем им можно пользоваться всю жизнь.

• Простота применения. Ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.

Технологическая схема опыта:

Над данной проблемой мы работаем в течение трех лет, решая следующие задачи:

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, используя Су-Джок терапию;

- сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время;

- подтвердить целесообразность проведения подобных занятий;

- установить, влияет ли развитие пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения; совершенствование лексико-грамматических категорий звукового анализа слов;

- повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

В начале года в наш детский сад приходят дети, большинство которых не владеют тонкими движениями рук. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряженны.

Для решения поставленных задач ежедневно на каждом подгрупповых и индивидуальных занятиях включаются игры и упражнения с элементами Су-Джок терапии и артикуляционной гимнастики по 2-3 минуты. Занятия выполняются в медленном темпе, сначала двумя руками (катание массажера), затем одной рукой (катание металлических колец на каждом пальце). Дефектологи следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

Во время занятий учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие приносило детям только положительные эмоции.

Мы заботимся о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям с Су-Джок массажером.

Все упражнения играют положительную роль на развитие речи наших детей.



Предварительный просмотр:

Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок:

Дома я одна скучала,

Гость горошинок достала,

Прежде чем игру начать,

Надо пальчику сказать:

«Пальчик, пальчик мой хороший,

Ты прижми к столу горошек,

Покрути, покатай,

И другому передай!

***

Ёжик.

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

 (крутим мяч между ладонями)

Нужно нам бельчонку, сшить распашёнку

(крутим мяч ладошкой на груди)

Починить штанишки шалуну зайчишки

(крутим мяч на ножке)

Фыркнул ёжик, отойдите

(крутим мяч ладошкой на полу)

Не спишите, не просите,

Если дам иголки

Съедят меня волки.

Массаж пружинками каждого пальчика.

(Под считалку попеременно, на каждый пальчик одевается пружинка и слегка прижимая к коже  интенсивно прокатывается  до появления приятного чувства тепла)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Тише пальчик не шуми

Братиков не разбуди.

Встали пальчики- ура,

В детский сад идти пора.

«Прогулка»

( На листе бумаги  нарисовать тропинку, вдоль тропинки по разные стороны нарисовать ягоды и грибы, передвигаем пальчиками мяч по тропинке)

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топчут ножки.

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк,

Превратится ёж в клубок.

***

Мячик-ёжик мы возьмём,

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол,

Ручкой ёжика прижмём

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

***

Ёжик в ручки надо взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре. Пять.

Начинаем счёт опять.

Мы возьмём в ладошки ёжик

И потрём его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

Ёжик я в руках кручу,

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках

Не достанет его кошка!!!

***

По тропинке, по дорожке            

Топают к нам чьи-то ножки. 

 (пр.рукой слегка ударять мячиком по столу с продвижением вперёд)        

Это ёжик, посмотри,                                                                                      

(катаем мячик в ладошках, пальцы широко растопырить)

К нам пробрался из глуши.                                                                                                                            

По столу всласть находился                                                              

(лев.рукой катаем по столу мяч круговыми движениями)

И в ручей потом свалился.                                                                                                  

(перекидываем из руки в руку)

Уколоть он нас решил,                                                                  

(катаем по тыльной стороне левой, правой кисти)

Только понял – нету сил.        

Он пофыркал, с пальцев слез                                            

(подержать в левой ладошке и переложить в правую ладонь)

И ушёл обратно в лес.                                      

( пр. р. слегка ударять мячиком по  столу с продвижением вперёд)

Приключения Ёжика

«К»

Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.

«С»

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

«З»

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.

«Ж»

Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.

«Ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл -
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.
Ош-ош-ош, ош-ош-ош
Очень запах был хорош.

«Ч»

Ёж к черепахе на чай собрался.
Четыре часа до неё добирался.
В гостях ел калачи, чай пил.
Так и вечер наступил.
Еж с черепахой простился,
К ручейку спустился.
Увидел лодочку у ручья
И спросил её: ты чья?
Ответила лодочка хохоча:
Я ничья! Совсем ничья!
Плыву куда хочу.
Хочешь тебя прокачу?
Прокачу по ручью.
Быстро домой домчу.
Ёж на лодочку вскочил
И домой поплыл.
Добрался за полчаса.
Что за чудеса?!

«Л»

Ёжик шёл, шёл, шёл,
Ёжик шёл, шёл, шёл
И до ёлочки дошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол,
И до ёлочки дошёл.
Что за чудо ёлка-
Колкая иголка.
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,
Как ты ёлочка мила.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Ёжик ёлку обошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Снова ёлку обошёл.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил,
Долго ёжик так ходил.
Ул-ул-ул, ул-ул-ул,
И под ёлочкой заснул.

«Л»

Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.
Ёжик выскочил из лодки
И запел: ла-ла-ла-ла!

«Р»

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек

 По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 (шарик между ладошками)

 Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

 Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.

 (движения по пальцам)

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!

 (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером)

 и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их

так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика). Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.

 А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

Пальчиковые игры с массажным шариком Су-Джок

«Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

 «Ёжик»

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

 «Мячик»

Описание: ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом.

 Я мячом круги катаю,

 Взад - вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку.

 Будто я сметаю крошку,

 И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму,

 И другой рукой начну.

Пальчиковые  игры   с кольцом Су-Джок

 «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

 «Пальчики - мальчики»

Описание: ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

 Вышли пальцы погулять,

 Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

 Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

 Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

 А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Пальчиковая игра «Ш»

Описание: ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ш.

 Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

 Этот малыш-Ванюша, (указательный)

 Этот малыш-Алеша, (средний)

 Этот малыш-Антоша, (безымянный)

 А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец).

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец).

 Пальчиковая игра «Ж»

Описание: ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например: Ж.

 Ходит ежик без дорожек,

 Не бежит ни от кого.

 С головы до ножек

 Весь в иголках ежик.

 Как же взять его?

 «Ёжик»

Описание: каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

2. На поляне, на лужайке         /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки    /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,            /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,     /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали      /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,     /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать     /гладить шаром каждый палец/

3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок    /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,   /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать      /нажимать шариком на каждый палец/

Игры, упражнения.

“Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери”

“Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

***

Связь звука с буквой (“Буквы знаю и пишу…”)        

Прокатывание шариком по написанной букве.

Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

***

Развитие фонематического слуха.        

Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.

Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

“Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой”

“Телеграфисты” (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

“Шарик мы ладошкой “стук”, если слышим нужный звук”

***

  Звуковой и слоговой анализ слов (“Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…”)        

Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

“По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай”

 “Звуки в стихах…”        

“Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”

“Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори”

“Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова”

“Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени”.

Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

“Один-много”, “Много - один”

“Назови ласково”, “Чей? Чья? Чьи?”

“Ловко с шариком играем и предлоги называем”

“Скажи наоборот”

“Кто в каком домике живёт?” и т.д.

“Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю”        

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания - “Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”

Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

“Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай”

“Справа, слева я стучу - перепутать не хочу”

“Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем”

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...

Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

 Сегодня мы хоти познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой ...

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда. Примеры игр.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.  Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , сист...

буклет "Применение метода Су-Джок терапии"

Применение метода Су-Джок терапии...

В чём секрет применения метода Су-Джок терапии для развития детей с ОВЗ?

В специальной коррекционно-логопедической работе, Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, расслабления. Кроме ...

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда...

Применение элементов Су-Джок терапии в логопедической практике.

Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-Джок терапии. Использование тренажеров Су-Джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно в...