Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда
консультация по логопедии (старшая группа)
Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_priyomov_su-dzhok_terapii_v_rabote_logopeda.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий.
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках, пословицах: « Всё дело в его руках», «Глаза бояться, а руки делают».
В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной точности. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и- особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать следующие виды упражнений:
- упражнения для массажа и самомассажа ;
- упражнения с различными предметами;
- гимнастика для пальцев;
- упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
- упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.
Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте и т.д.). Они полезны как физминутки. Остальные требуют каких-то предметов (которые почти всегда есть в обиходе), но не менее интересны для ребёнка.
Одними из нетрадиционных современных и перспективных методов коррекционно-развивающего воздействия с применением предметов - специальных массажёров, является Су – Джок терапия (су-кисть, джок – стопа) разработка южно-корейского профессора Пак Чже Ву. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует умственное и речевое развитие ребенка.
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Пружинные и шариковые массажеры рекомендуется применять для мелкой моторики и развития пальцевого праксиса. Стимуляция точек массажерами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей и стоп заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Игры с применением Су-джок массажёров.
Игры по лексическим темам:
«Овощи », «Фрукты» («Картофель», «Яблоко», «Слива»)
- Упражнение «Яблоко держу в руке…»
Логопед достает контейнер с массажными мячиками, раздает по одному мячику каждому ребенку.
Логопед:
- А теперь давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в руку. Представьте себе, что это спелое, наливное яблоко.
Яблоко держу в руке, | (Дети кладут мячик на правую ладошку). |
Зажимаю в кулаке, | (Крепко сжимают его). |
Отпускаю, разжимаю | (Раскрывают ладонь). |
И ладошками катаю. | (Катают мячик между ладонями). |
(Н. Нищева)
2) Пальчиковая игра «Капустка»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим, | (ребром ладони стучим по шарику) |
Мы капустку солим, солим, | (подушечками пальцев трогаем шарик) |
Мы капустку трем, трем | (потираем ладошками о шарик) |
Мы капустку жмем, жмем. | (сжимаем шарик в кулачке) |
3) Пальчиковая игра «Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | (дети катают Су- Джок между ладоней) |
Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. | (поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому пальчику, начиная с большого) |
Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | (дети катают Су - Джок между ладоней) |
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су-Джок) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха И кусала всех от страха, | (дети катают Су- Джок между ладоней) |
Кусь, кусь, кусь, кусь, | (Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) . |
Никого я не боюсь. | (дети катают Су Джок между ладоней) . |
Игры на совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.
1) «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»
- дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,
возьми шарик в правую руку, и спрячь за спину и т.д..
2) «Глазки закрывай, на каком колечко, палец – угадай»
- ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а
тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
3)«Кулачки» - сжать шарик су-джок в правой ладони, крепко обхватив всеми пальцами; удерживать 5 сек. (на счёт 1-5), переложить в левую ладонь, крепко сжать.
Мячик я держу в руке - зажимаю в кулаке,
Раз, два, три , четыре, пять
Буду я его катать!
4) «Ловкие пальцы»- указательным и большим пальцем правой руки удерживать шарик и передавать его в соответствующие пальцы левой руки. Затем шарик удерживать большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и передавай в соответствующие пары пальцев другой руки.
5) «Орешек» (у детей в руках Су-Джок-шарик) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Орешек в руку ты возьми,
В ладошке бережно сожми.
Две секунды отдохни,
А теперь сильней сожми.
Две секунды отдохни,
И опять сильней сожми.
В другую ладошку переложи,
Упражнение повтори.
6) «Пальчики». (у детей в руках Су-Джок- кольцо) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Этот пальчик самый сильный- называется большой,
Этот пальчик для того чтоб показывать его указательный.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине средний.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
7) «Любимый мячик» (у детей в руках Су-Джок) .
Описание: упражнение выполняется двумя руками.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой
любимый мячик!»-
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдаёт:
Брат у брата мяч берёт.
Два козлёнка мяч бодали
И другим козлятам дали.
По руке (столу) круги
катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперёд его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый
палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч
гоняю.
Мячик мой не отдыхает-
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Сверху левой, снизу
правой-
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь-
Сверху правая теперь.
Игры на словообразование, словоизменение.
«Шарик кати – слово говори».
Игры с перекатыванием шарика.
«Один – много», «Много-один», «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?».
Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков.
(ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Стихи, сопровождающие упражнения,- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
Я предложила вашему вниманию практическое применение Су – Джок терапии с помощью Су – Джок шарика и кольца. Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Таким образом, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Литература: ж-л «Логопед» №1, 2007
ж-л «Логопед» №3, 2008
В.В.Коноваленко «Нетрадиционные приёмы
коррекционной логопедической работы с детьми»
О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками» В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...
Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда. Примеры игр.
Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , сист...
Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...
Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.
Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...
Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"
Цель - Цель научить родителей использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений: воздействовать на биологически активные точки по системе &la...
Мастер-класс по использованию приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками. Муниципальный уровень 2020г.
29.09.2020 г. Виданова Ирина Леонидовна провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками". Ссылка на мастер-класс:https://...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общ...