Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда
консультация по логопедии (старшая группа)

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда

       

       О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий.         

Руке  посвящали  стихи, писали  оды. А  народная  мудрость  о  значимости  руки  отразилась  в  загадках, пословицах:  « Всё  дело  в  его  руках»,  «Глаза  бояться, а  руки  делают».

         В. А. Сухомлинский писал: «Источники  способностей  и  дарований  детей- на  кончиках  пальцев. От  пальцев,  образно  говоря,  идут  тончайшие  ручейки, которые  питают  источник  творческой  мысли».

         Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев достигают достаточной точности. Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и- особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

          Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.  Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.              

       Для  развития  мелкой  моторики  необходимо  сочетать следующие виды упражнений:

  • упражнения для массажа и самомассажа ;
  • упражнения с различными предметами;
  • гимнастика для пальцев;
  • упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;
  • упражнения, развивающие координацию движений  кистей рук.

          Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте и т.д.). Они полезны как физминутки. Остальные  требуют каких-то предметов (которые почти всегда есть в обиходе), но не менее интересны для ребёнка.

          Одними из нетрадиционных современных и перспективных  методов коррекционно-развивающего воздействия с применением предметов - специальных массажёров,  является Су – Джок терапия (су-кисть, джок – стопа) разработка  южно-корейского  профессора Пак Чже Ву. Наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су-Джок терапия активизирует умственное и речевое развитие ребенка.

        Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

        Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

        Пружинные и шариковые массажеры рекомендуется  применять  для  мелкой  моторики  и  развития пальцевого  праксиса.   Стимуляция  точек  массажерами  эффективно  лечит  многие  заболевания, стимулирует  работу  всех  внутренних  органов. Массаж  кистей   и  стоп заменяет  общий  массаж  тела, способствует  повышению  тонуса, работоспособности, оказывает  общее  профилактическое  действие.

           Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

Игры с применением Су-джок массажёров.

Игры по лексическим темам:

«Овощи », «Фрукты»    («Картофель», «Яблоко», «Слива»)

  1. Упражнение «Яблоко держу в руке…»

Логопед достает контейнер с массажными мячиками, раздает по одному мячику каждому ребенку.

Логопед:

- А теперь давайте поиграем с массажными мячиками. Возьмите мячик в руку. Представьте себе, что это спелое, наливное яблоко.

Яблоко держу в руке,

(Дети кладут мячик на правую ладошку).

Зажимаю в кулаке,

(Крепко сжимают его).

Отпускаю, разжимаю

(Раскрывают ладонь).

И ладошками катаю.

(Катают мячик между ладонями).

                                                                                                               (Н. Нищева)

    2) Пальчиковая игра «Капустка»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

3) Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому   пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су-Джок) .

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней) .

Игры на  совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.

1) «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

- дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,    

  возьми шарик в правую руку, и спрячь за спину и т.д..

 2) «Глазки закрывай, на каком колечко,  палец – угадай»

- ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а  

  тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

3)«Кулачки» - сжать шарик су-джок  в правой ладони, крепко обхватив всеми пальцами; удерживать 5 сек. (на счёт 1-5), переложить в левую ладонь, крепко сжать.

                   Мячик я держу в руке - зажимаю в кулаке,

                   Раз, два, три , четыре, пять

                   Буду я его катать!

4) «Ловкие пальцы»- указательным и большим пальцем правой руки удерживать шарик и передавать его в соответствующие пальцы левой руки. Затем шарик удерживать большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и передавай в соответствующие пары пальцев другой руки.

5) «Орешек» (у детей в руках Су-Джок-шарик) .

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Орешек в руку ты возьми,

В ладошке бережно сожми.

Две секунды отдохни,

А теперь сильней сожми.

Две секунды отдохни,

И опять сильней сожми.

В другую ладошку переложи,

Упражнение повтори.

6) «Пальчики». (у детей в руках Су-Джок- кольцо) .

Описание:  упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

                    Этот  пальчик  самый  сильный- называется  большой,

                    Этот  пальчик  для  того  чтоб  показывать  его  указательный.         

                    Этот  пальчик  самый  длинный, он  стоит  посередине  средний.

                    Этот  пальчик  безымянный, избалованный  он  самый.

                    А  мизинчик, хоть  и  мал, очень  ловок  и  удал.                        

7) «Любимый мячик» (у детей в руках Су-Джок) .

Описание:  упражнение выполняется двумя руками.

Мячик  сильно  посжимаю

И  ладошку  поменяю.

«Здравствуй, мой

          любимый  мячик!»-

Скажет  утром  каждый  пальчик.

Крепко  мячик  обнимает,

Никуда  не  выпускает.

Только  брату  отдаёт:

Брат  у  брата  мяч  берёт.

Два  козлёнка  мяч  бодали

И  другим  козлятам  дали.

По  руке (столу)  круги

                                катаю,

Из-под  рук   не  выпускаю.

Взад-вперёд  его  качу,

Вправо-влево – как  хочу.

Танцевать  умеет  танец

На мяче  мой  каждый

                                   палец.

Мячик  пальцем  разминаю,

Вдоль  по  пальцам  мяч

                                   гоняю.

Мячик  мой  не  отдыхает-

Между  пальцами  гуляет.

Поиграю  я  в  футбол

И  забью  в  ворота  гол.

Сверху  левой, снизу

                                  правой-

Я  его  катаю  браво.

Поверну, а  ты  проверь-

Сверху  правая  теперь.

Игры на словообразование, словоизменение.

«Шарик кати – слово говори».

Игры с перекатыванием  шарика.

«Один – много», «Много-один»,  «Назови ласково», «Чей?, Чья?, Чьи?», «Скажи наоборот»,  «Кто в каком домике живет?».

Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков.

(ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

       

         Стихи, сопровождающие упражнения,- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

         Я предложила  вашему вниманию практическое применение Су – Джок терапии с помощью Су – Джок шарика и кольца. Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

         Таким  образом, тренируя  пальцы, мы  оказываем  мощное  воздействие  на  работоспособность  коры  головного  мозга, что  в  дальнейшем  сказывается  на  подготовке  руки  к  письму.

Литература:     ж-л  «Логопед»  №1, 2007

                            ж-л  «Логопед»  №3, 2008

                            В.В.Коноваленко «Нетрадиционные  приёмы            

                            коррекционной   логопедической  работы  с  детьми»

                            О.И. Крупенчук  «Пальчиковые  игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему:«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»   В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения ...

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда. Примеры игр.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.  Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , сист...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...

Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"

Цель - Цель научить родителей  использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений:    воздействовать на биологически активные точки по системе &la...

Мастер-класс по использованию приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками. Муниципальный уровень 2020г.

29.09.2020 г. Виданова Ирина Леонидовна провела мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование  приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками". Ссылка на мастер-класс:https://...

Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Упражнения с использованием Су-Джок  развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общ...