Занятие по развитию речи "Объяснялки".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи.
«Объяснялки».
Задача: обогащать словарь детей.
Цели:
- ознакомление со значением и использованием в речи устойчивых выражений;
- формирование понимания переносного значения слов;
- развитие умения точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы;
- пробуждение познавательного интереса.
Ход занятия.
- Помните, ребята, как Н.Носов описывал Незнайку?
«Если Незнайка брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и всё получалось у него шиворот-навыворот. Читать он выучился только по складам, а писать умел только печатными буквами. Многие говорили, будто у Незнайки совсем пустая голова…».
- А что значит здесь «шиворот-навыворот»? (Плохо, неправильно, не так, как надо.)
- Видите, как много слов помогают сказать, что Незнайка не умел делать дело хорошо. А теперь подумайте , можно ли сказать, что Незнайка учился шиворот-навыворот. ( Нет. Учился плохо.)
- Незнайка учился неправильно? (Нет. Учился плохо.)
- А что ещё можно делать шиворот-навыворот? (Надевать что-нибудь на себя.)
- Что будет обозначать «шиворот-навыворот» в этом случае? ( Наизнанку.)
- Придумайте предложения со словом «шиворот-навыворот» для данной ситуации. ( Я надел рубашку шиворот-навыворот. Я надела платье шиворот-навыворот.)
- Молодцы! Вы правильно подбирали нужные слова, значит, поняли, что близкие по значению слова не всегда могут заменить друг друга в речи.
- А теперь подумайте, почему Н.Носов написал, что «у Незнайки была пустая голова». Что это значит? ( Он ничего не понимал. Ничего не знал. Был глупым .)
- О чём ещё можно сказать пустая, пустой? Придумайте сочетания слов или предложения. (Я съела всю кашу, и моя тарелка осталась пустой. Мы пошли в лес за грибами, но пришли домой с пустой корзинкой. )
- Объясните значения слов и выражений: пустая улица ( без людей и машин), на пустой желудок ( быть голодными, не поесть), с пустыми руками ( ничего не принести ), пустая затея ( глупая, несерьёзная ), пустой человек ( несерьёзный, неинтересный, с ним не хочется общаться и дружить).
- Верно! Но вернёмся к нашему герою, Незнайке. Как вы помните, в конце книги он решил учиться как следует, хотя учёба для него была крепким орешком.
- Как вы понимаете выражение «крепкий орешек»? ( Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» - значит, сильный, стойкий человек. А также так говорят о чём-то, что трудно поддаётся силе, воздействию или пониманию.
- Объясните, что значат слова: крепкая ткань (прочная), крепкий сон (глубокий), крепкий чай (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» встречались вам в сказках? В каких? ( В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)
- Придумайте предложения со словом «крепкий».
- Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный (короткий), глубокий (мелкий), мягкий (жёсткий, твёрдый), лёгкий(тяжёлый), , сильный (слабый); говорить (молчать), смешить (расстраивать), падать (вставать), смеяться (плакать), бежать (стоять).
- Придумайте рассказ, чтобы в нём были слова, противоположные по смыслу, можете брать слова, которые мы только что называли. ( Обсуждение рассказов детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...
Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".
Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....
НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.
1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...