Готовы вы ли дети к обучению в школе?
консультация по развитию речи на тему
Начало обучения детей седьмого года жизни и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1 сентября! С этим днем у каждого связано что-то самое светлое, трогательное и тревожно-приподнятое. Память долго хранит как что-то дорогое тот день, когда «в первый раз мы идем в школу, поступаем в первый класс». В этот день нет равнодушных. Радостью полны и сегодняшние мальчишки и девчонки, впервые пришедшие в школу.
Рядом с первоклассниками – мамы, папы, бабушки, дедушки. Волнуются все. Но беспокоятся не только родители. Тысячи воспитателей детских садов в этот день мысленно входят со своими питомцами в школу, в первый класс. Как там мои? Не подкачают ли?
Как определить, готов ли ребенок к обучению в школе?
Начало обучения детей седьмого года жизни и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами ребенок не только готов принять социальную позицию школьника, но и стремится к ней.
Важнейшей особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность - сензитивность, во-первых к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения.
Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода очень четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если педагог упустит этот момент, то в дальнейшем ее усвоение будет проходить с большими трудностями.
Успехи ребенка в школе будут во многом определяться его психологической готовностью к ней.
Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Составляющими компонентами психологической готовности являются интеллектуальная, личностная и волевая готовность.
- Интеллектуальная готовность.
Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему словарного запаса. Еще и теперь, некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем усвоено в школе. Вместе с этим, успешное усвоение школьной программы, потребует от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. наличие достаточно развитых познавательных процессов. Семилетний ребенок может многое. Но, не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична для него. Его мышление пока остается, в определенной степени, образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Надо включать ребят в осмысленную деятельность, чтобы они сами выделяли свойства предметов и явлений.
- Личностная готовность.
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Многочисленные опросы старших дошкольников свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Школа привлекает как внешними аксессуарами школьной жизни, желанием сменить обстановку, так и своей основной деятельностью – учением.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Нередко к этому приводят запугивания детей школой, что очень опасно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.
Пребывание в школе детей еще не дает основания полагать, что сами стены сделают ребенка настоящим школьником. Он им еще только станет, а сейчас он в пути, в сложном переходном возрасте. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только понятны, но и прочувствованы, пережиты ими.
Личностная готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе и с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Характерной чертой ребенка дошкольника является потребность во внимании и сопереживании взрослого (учителя). Только тогда у ребенка появляется стремление услышать и понять обращенную к нему речь, появляется потребность в общении с учителем.
- Волевая готовность.
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.
К семи годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
В дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае командной игры).
Значительно изменяется к 7 годам произвольность поведения. Проявляется она в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, в умении побороть страх, преодолеть боль.
Следует иметь в виду и тот факт, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является характерное для ребенка отношение к трудностям и типичные для него способы их преодоления. Поэтому, как показывают исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудностей (принятие их), стремление не «пасовать» перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые у него возникнут в первом классе. Развитие организованности, дисциплинированности зависят от стиля взаимоотношений со взрослым.
Л.С.Выготский считал, что программа обучения, созданная взрослыми, должна быть одновременно и программой для самого ребенка. Поэтому обучение следует понимать не как грубый нажим на ребенка или «вытеснение» детских понятий более развитыми понятиями взрослого, а как перестройку под влиянием педагогических воздействий отношений ребенка к окружающей действительности.
При этом характер воздействий на ребенка должен соответствовать его психологическим особенностям – его типу мышления, поведению, расположенности к игровой, художественной, практической деятельности.
В своей работе педагоги, работающие с детьми семилетнего возраста, должны опираться на положение, выдвинутое Л.С.Выготским: обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать его за собой, а не плестись в хвосте развития». Лев Семенович раскрыл понятие об уровне актуального развития, который характеризует особенности психических функций, и так называемой «зоне ближайшего развития: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития, что поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития».
Руководствуясь этим положением, педагог, с одной стороны не должен предъявлять к воспитанникам чрезмерно высоких требований (не соответствующих зоне ближайшего развития), а с другой стороны, должен ориентироваться на его ближайшие возможности и, не занижая их, вести ребенка вперед, работать так, чтобы каждый смог реализовать свои возможности. То, что сегодня является для ребенка "зоной ближайшего развития", завтра станет уровнем его актуального развития.
«Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». / В.А.Сухомлинский /
Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший, крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. Традиционно по периодизации психического развития дети до 7 лет относятся к старшему дошкольному возрасту, в котором ведущим видом деятельности выступает игра. В игре развивается психика ребенка, поскольку именно игра в дошкольном возрасте создает зоны ближайшего развития. Исчерпав свои возможности по созданию зон ближайшего развития, игра как ведущая деятельность уступает место учению. Но до тех пор, пока зоны ближайшего развития образуются в игре, систематическое обучение не дает ничего существенного для психического развития ребенка, хотя и создает такую иллюзию за счет выработки у последнего новых умений и навыков, не имеющих ничего общего с психологическим развитием. Но вот, что интересно: при всей важности игры для детского развития она уходит из нашей жизни. Почему?
- Игра появляется как самостоятельная деятельность тогда, когда ребенок не занят никаким другим общественно полезным делом. Раннее обучение детей в детских садах и в гимназиях для шестилетних, приводит к сокращению свободной игры.
- Все меньше уделяется внимания обучению детей игре. Родителям некогда играть с детьми, они слишком заняты на работе и дома.
Итак, сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания к детям игра все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. Но, как известно свято место пусто не бывает, и на место игры пришло просиживание перед телевизором. Особо следует остановиться на компьютерных играх. Это новая эпоха в развитии игр. Здесь и дидактические игры, и игры, похожие на сюжетно-ролевые, но в виртуальной реальности. Воздействие этих игр на психику ребенка и вообще на человека мы сможем оценить только через некоторое время, когда на них вырастет новое поколение.
В конце 90-х годов 20 столетия можно зафиксировать основные моменты, определяющие особенности развития российских дошкольников:
- дети все меньше и меньше играют в традиционные игры;
- традиционные игры (сюжетно-ролевые и развивающие) все больше вытесняются компьютерными играми;
- родители стремятся начать обучение своего ребенка как можно раньше. Но слишком раннее обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка;
- к моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя при этом имеют навыки чтения, письма, счета.
Под психологической готовностью к школе понимается прежде всего существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Уровень интеллекта должен быть таким, чтобы ребенок мог осуществлять обобщение. Речевое развитие должно позволять ему свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха. Все эти компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника, подразумевающем, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. Игры должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические, и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.
Занимаясь с детьми, взрослые общаются с ними, что также очень важно для нормального развития малыша. Вырастая в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, ребенок к 6 годам сам стремится научиться читать и считать, и в этом на первых порах ему вполне могут помочь окружающие его близкие взрослые. И все это происходит естественно, без специальных уроков.
Кажется, чего проще, чтобы все перечисленное присутствовало в жизни маленького человека, и как итог – нормальное развитие к моменту поступления в школу, именуемое психологами «психологическая готовность к школе». Но как показывают многочисленные беседы с родителями детей, не готовых к школе, такие игры, как мозаика, кубики с сюжетными картинками, лото с картинками, относящиеся к различным областям жизни человека, конструкторы, исчезли из детского обихода. Да и книги, которые читают детям, не всегда способствуют их развитию: иногда это чтение с отставанием, когда шести-семилетним ребятам читают сказки «Репка», «Колобок», а иногда это чтение с опережением, когда дошкольникам читают книги, рассчитанные на младшего подростка.
Из всего вышесказанного ясно, что в конце 90-х годов многие дошкольники 6 -7 лет не готовы к школьному обучению, а отсюда и проблемы в обучении детей, с которыми сталкивается начальная школа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «ГОТОВЫ ЛИ ВАШИ ДЕТИ К ШКОЛЕ?»
Консультация для родителей о готовности ребенка к обучению в школе....
Совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, узких специалистов и родителей по обучению грамоте с целью подготовки детей к обучению в школе.
Аннотация: В данной статье рассматривается опыт работы педагогов ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Раскрывается актуальность и система работы по данн...
Консультация для родителей «Готовим к школе детей с ЗПР»
В данной консультации речь пойдёт о том, как хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте. Что сделать это можно можно только в процессе серьезной работы по развитию...
Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте" и письму.""
Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немалов...
Счетные палочки. Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму
Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. О развитии мелкой моторики рук и речевого аппарата с помощью счетных палочек....
«Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»
Без способности мыслить человек не может полноценно развиваться и жить. Ведь каждый день даже в нашей повседневной жизни нам приходится решать множество задач, о которых мы даже не всегда задумываемся...
Родительское собрание «Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»
Мышление – это высший познавательный процесс. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В...