Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте" и письму.""
консультация (подготовительная группа)
Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажны, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте
и письму.
Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук; если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажны, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все её компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика - важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важная целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения.
В дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:
- тренировка мышечно-связочного.
Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представление о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста: сосчитать палочки, из которых выложена фигура, если фигура выложена из разноцветных палочек, то посчитать палочки каждого цвета, сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется фигура, как сложить солнце или домик. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только, зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.
Младший дошкольный возраст: упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети комбинируют из цветных карандашей простые геометрические фигуры, а также изображение несложных предметов.
Средний возраст: Изображения усложняются (состоят из двух – трех частей). Детям раздаются цветные счетные палочки. Перед выполнением задания дети совместно со взрослыми решают как составить ту или иную фигуру, результаты анализируются .
Старший возраст: предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большого количества элементов, которые они объединяют небольшим сюжетом. Дети в состоянии самостоятельно выполнять задания, используя спички, это усложняет задачу. Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев. Условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте детям предлагается составить фигуры из заданного количества палочек (спичек), что способствует формированию навыков счета. Дети так же выполняют и творческие задания , Дающие возможности проявлять свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а так же играют в игры типа: «Угадай, что изменилось?»
Подготовка детей к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и осваивать конфигурация печатных букв. Возможности старших дошкольников развиваются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а так же придумывать и выкладывать различные фигуры. Желательно, чтоб придуманные фигуры были сюрпризом для других детей, тогда интереснее сравнивать, играть можно и на использование определенного количества палочек.
С готовыми фигурами можно играть в игру «Что изменилось?», например, добавить к солнышку лучики, к домику окно, крыльцо; удлинить или укоротить вагоны, лодку, ребенок должен увидеть изменения.
Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту систему упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и чёткости движений рук, развитию глазомера.
СИСТЕМА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.
- Из девяти палочек составить большой и четыре маленьких треугольника.
- Из семи палочек составить три треугольника
- Составить домик из шести палочек , а затем переложи две палочки так , чтобы получился флажок.
- Составь фигуры из палочек. Сколько палочек потребовалось для каждой фигуры?
- Составь из четных палочек такие треугольники. Чем они похожи и чем различаются?
- Составь такие же треугольники. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Составь такие же квадраты. Назови сходства и различия.
- Составь фигуры по образцу. Посчитай, сколько для этого нужно палочек.
- Сложи прямоугольник.
- Из пяти палочек составь два одинаковых треугольник
- Из семи палочек составь два квадрата.
- Из 10 палочек составь три одинаковых квадрата.
- Собери четырехугольник из четырех палочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей. Развиваем мелкую моторику
В материале представлены рекомендации для родителей по играм для развития мелкой моторики у детей в домашних условиях....
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"...
Рекомендация для родителей " Развиваем мелкую моторику дома".
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...
Семинар-практикум для родителей "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка"
Семинар-практикум "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка."...
Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"
Мелкая моторика -- это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной....
Счетные палочки. Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму
Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. О развитии мелкой моторики рук и речевого аппарата с помощью счетных палочек....
Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста"
В рекомендациях раскрыто значение мелкой моторики для развития ребёнка. Практическая часть содержит пальчиковую гимнастику, игры и упражнения на развитие мелкой моторики....