Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте" и письму.""
консультация (подготовительная группа)

Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие,  способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажны, мощным средством, повышающим работоспособность  коры головного мозга.  Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает  скованность движений,  что в дальнейшем поможет  детям  овладеть письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

    Развиваем мелкую моторику рук  и готовим детей к обучению грамоте

                                       и письму.

Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук; если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие,  способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажны, мощным средством, повышающим работоспособность  коры головного мозга.  Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает  скованность движений,  что в дальнейшем поможет  детям  овладеть письмом.

        Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все её компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга,  дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика  - важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важная целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его  в период школьного обучения.

        В дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная  работа, проводимая в двух направлениях:

- тренировка мышечно-связочного.

Наряду с пальчиковыми играми  и упражнениями  на координацию  движений пальцев руки мы предлагаем использовать  в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представление о геометрических  фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками  и познакомить их с понятием «симметрия».

        Занятия  со  счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста: сосчитать палочки, из которых выложена фигура, если фигура выложена из разноцветных палочек, то посчитать палочки каждого цвета, сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек.

        Составление  фигур из палочек начинается с простого  изображения. В процессе выполнения задания  необходимо объяснять ребёнку, как называется фигура, как сложить солнце или домик.  Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками.  Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только, зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

        

        Младший дошкольный возраст: упражнения выполняются совместно со взрослыми  и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети комбинируют из цветных карандашей простые геометрические фигуры, а также изображение несложных предметов.

        Средний возраст: Изображения усложняются (состоят из двух – трех частей). Детям раздаются цветные счетные палочки. Перед выполнением задания дети совместно со взрослыми решают как составить ту или иную  фигуру, результаты анализируются .

        Старший возраст: предлагаемые фигуры усложняются, они состоят из большого количества элементов, которые они объединяют небольшим сюжетом. Дети в состоянии самостоятельно выполнять задания, используя спички, это усложняет задачу. Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев. Условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте детям предлагается  составить фигуры из заданного количества палочек (спичек), что способствует формированию навыков счета. Дети так же выполняют и творческие задания , Дающие возможности проявлять свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а так же играют в игры типа: «Угадай, что изменилось?»

        Подготовка детей к письму  имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и осваивать конфигурация печатных букв. Возможности старших дошкольников развиваются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а так же придумывать и выкладывать различные фигуры. Желательно, чтоб придуманные фигуры были сюрпризом для других детей, тогда интереснее сравнивать, играть можно и на использование определенного количества палочек.

        С готовыми фигурами можно играть в игру «Что изменилось?», например, добавить к солнышку лучики, к домику окно, крыльцо; удлинить или укоротить вагоны, лодку, ребенок должен увидеть изменения.

        Система игр и упражнений с палочками является  одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту систему упражнений по выкладыванию букв  формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук  с буквой, что важно  для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и чёткости движений рук, развитию глазомера.

 СИСТЕМА  ИГР И  УПРАЖНЕНИЙ  СО  СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

  1. Из девяти палочек составить большой и четыре маленьких  треугольника.

  1. Из семи палочек составить три  треугольника

  1. Составить домик из шести палочек , а затем переложи две палочки так , чтобы получился флажок.

  1. Составь фигуры из палочек. Сколько палочек потребовалось для каждой фигуры?

  1. Составь из четных палочек такие треугольники. Чем они похожи  и чем различаются?

  1. Составь такие же треугольники.  Чем они похожи? Чем отличаются?

  1. Составь такие же квадраты. Назови сходства и различия.

  1. Составь фигуры по образцу. Посчитай, сколько для этого нужно палочек.

  1. Сложи прямоугольник.

  1.  Из пяти палочек составь два одинаковых треугольник

  1.  Из семи палочек составь два квадрата.

  1.  Из 10 палочек составь три одинаковых квадрата.

  1.  Собери четырехугольник из четырех палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей. Развиваем мелкую моторику

В материале представлены рекомендации для родителей по играм для развития мелкой моторики у детей  в домашних условиях....

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"...

Рекомендация для родителей " Развиваем мелкую моторику дома".

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанн...

Семинар-практикум для родителей "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка"

Семинар-практикум "Развиваем мелкую моторику руки ребёнка."...

Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику рук у детей"

Мелкая моторика -- это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной....

Счетные палочки. Развиваем мелкую моторику рук и готовим детей к обучению грамоте и письму

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ. О развитии мелкой моторики рук и  речевого аппарата с помощью счетных палочек....

Рекомендации для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста"

В рекомендациях раскрыто значение мелкой моторики для развития ребёнка.  Практическая часть содержит пальчиковую гимнастику, игры и упражнения на развитие мелкой моторики....