«Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»
материал (подготовительная группа)
Без способности мыслить человек не может полноценно развиваться и жить. Ведь каждый день даже в нашей повседневной жизни нам приходится решать множество задач, о которых мы даже не всегда задумываемся: чем накормить семью, если бюджет оставляет желать лучшего, как быстрее добраться до места назначения в условиях дефицита времени… Что говорить о работе, если она порой состоит из сплошных мыслительных операций, например у бухгалтера, конструктора, хирурга. Ну и, конечно же, успешное обучение ребенка в школе зависит от того, насколько хорошо дошкольник будет понимать взаимосвязи между событиями, уметь размышлять, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logicheskoe_myshlenie.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время для этой встречи, и сегодня мы хотели бы пообщаться на тему «Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление». Но сначала мы предлагаем вам выполнить небольшое задание. Посмотрите, пожалуйста: перед вами стоят пять стаканов. В первых трех – жидкость, два последних – пустые. Подумайте, как сделать, чтобы стаканы чередовались: полный стакан, пустой, полный, пустой, полный. При этом можно брать в руки только один стакан. Кто готов подойти и выполнить это задание? (Родители выполняют.) Спасибо. Присаживайтесь.
Итак, что же такое мышление? Мышление – это высший познавательный процесс. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Все это мы сейчас увидели на примере задания со стаканами. У нас была проблемная ситуация, стояла задача, которую нужно было решить, и, используя мысленные операции, мы смогли справиться с заданием.
Без способности мыслить человек не может полноценно развиваться и жить. Ведь каждый день даже в нашей повседневной жизни нам приходится решать множество задач, о которых мы даже не всегда задумываемся: чем накормить семью, если бюджет оставляет желать лучшего, как быстрее добраться до места назначения в условиях дефицита времени… Что говорить о работе, если она порой состоит из сплошных мыслительных операций, например у бухгалтера, конструктора, хирурга. Ну и, конечно же, успешное обучение ребенка в школе зависит от того, насколько хорошо дошкольник будет понимать взаимосвязи между событиями, уметь размышлять, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать задачи.
Мышление человека начинает развиваться с самого раннего возраста. У двух-трехлетнего малыша активно развивается наглядно-действенное мышление. Он постигает свойства предметов, учится оперировать ими, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. Например, с помощью игры ребенок понимает, что большую матрешку невозможно поместить в маленькую, а для того чтобы достать до выключателя, нужно поставить стульчик.
К четырем годам на основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий, например, использовать схематические изображения, картинки.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, то есть ребенок может обходиться без наглядной опоры, выполняя задания в уме.
Практически все то, чем занимается ребенок до школы (а это игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение), развивает у него такие мыслительные операции, как умение обобщать, сравнивать, выполнять классификации, устанавливать причинно-следственные связи между событиями, способность логически рассуждать.
Но для того чтобы мышление дошкольника развивалось должным образом, с ним необходимо заниматься не только в детском саду, но и дома. И мы хотим представить вашему вниманию игры и упражнения , которые можно использовать, как занимаясь с ребенком дома, так и в путешествии, во время прогулки. Они не требуют больших материальных или временных затрат. Главное – иметь желание с пользой провести время.
«Использование предметов»
Педагог. Предложите детям поразмышлять над тем, как можно использовать предложенные предметы помимо их прямого назначения. Например, палочки для суши. Ими можно рыхлить землю, разжечь костер, использовать вместо заколки для волос и т.д. Такое упражнение тренирует гибкость ума, способность мыслить нестандартно.
Давайте мы с вами сейчас попробуем подобрать как можно больше вариантов использования пластикового стаканчика.
Предложения родителей.
«Чем похожи и чем отличаются?»
Педагог. Это упражнение поможет ребятам развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.
Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов. Например: яблоко и помидор, автобус и самолет, солнце и лампа, конфета и варенье, соль и сахар. Постарайтесь найти как можно больше вариантов сходства и отличия между этими парами слов.
Родители выполняют упражнение.
«Хитрые вопросы»
Педагог. Готовя обед или ожидая очереди в поликлинике, можно предложить ребенку поразмышлять над незатейливыми хитрыми вопросами.
Примеры
– Если красный платок опустить в Черное море, то каким он станет? (Мокрым.)
– Что едят крокодилы на Северном полюсе? (Крокодилы на Северном полюсе не живут.)
– На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое.)
– Можно ли в решете перенести воду? (Да, когда она замерзнет.)
– Назови три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра.)
«Я загадала предмет»
Педагог. В этой игре ребенку необходимо с помощью уточняющих вопросов, на которые можно ответить только «Да» или «Нет», определить загаданный предмет. Для того чтобы вызвать больший интерес у ребенка, можно предложить отгадать не воображаемый предмет, а, например, предмет, находящийся в коробке, в холодильнике, в шкафу, который он сможет получить в качестве вознаграждения. Например, вы загадали апельсин.
– Этот предмет съедобный? (Да.)
– Он соленый? (Нет.)
– Он круглый? (Да.)
Давайте попробуем сейчас отгадать, что за предмет находится в «черном ящике».
Родители играют.
«Выбери нужное»
Педагог. Предложите ребенку варианты, в которых есть лишние позиции.
Примеры
– У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.
– В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.
– Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.
– В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.
– Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.
– Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.
– У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.
– Времена года: август, осень, суббота, каникулы.
– Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.
Ребенок должен выбрать правильные варианты и обосновать свой выбор.
«Подбери по смыслу»
Педагог. Предложите ребенку найти закономерность в первой паре слов и подобрать слово, подходящее по смыслу.
Птица – перья, рыба - …
Девочка – кукла, мальчик - …
Стол – скатерть, пол - …
Утро – рассвет, вечер - …
Медведь – берлога, волк - …
Рыба – река, птица - …
«Продолжи предложение»
Педагог. В жизни, для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, нам необходимо найти причину, понять, почему так случилось. Учить ребенка анализировать происходящее необходимо с дошкольного возраста. Предложите ребенку придумать как можно больше версий происходящего.
Примеры
У мамы сегодня хорошее настроение, потому что…
На улице громко лает собака, потому что…
Вася расплакался, потому что…
Папа купил торт, потому что…
Чем больше ребенок сможет придумать вариантов для каждого предложения, тем лучше. Таким образом он учится использовать свой жизненный опыт, сопоставлять факты, рассуждать логически.
«Я знаю пять названий…»
Педагог. Замечательная игра, в которую еще мы играли в нашем детстве. Играть в нее можно вдвоем, всей семьей или детской компанией. Можно использовать мяч. Предложите ребенку подбрасывать мяч или отбивать об пол и на каждый счет называть, например, фрукты. «Я знаю пять фруктов: раз – апельсин, два – яблоко, три – груши и т.д.». Затем пусть ребенок придумает для вас общее слово. Таким образом, вы не только весело, но и с пользой проведете время.
Уважаемые родители, наверняка вы также знаете интересные игры, развивающие логику ребенка. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Давайте мы разделимся на две группы. Одной группе родителей мы предлагаем вспомнить или придумать игру, развивающую логику, в которую можно поиграть с ребенком дома, а второй группе – игру, в которую можно поиграть во время прогулки, на пикнике или в любой другой ситуации.
Каждая группа представляет свою игру.
Педагог. Безусловно, игр и упражнений на развитие логического мышления очень много. Это и всевозможные головоломки, ребусы, кроссворды, загадки, шахматы, шашки и многое другое. Занимаясь с детьми, мы не только подготовим их к успешному обучению в школе, но и воспитаем личность, способную нестандартно логически мыслить.
Уважаемые родители, чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами.
- Интерес – лучшая мотивация, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий. Старайтесь заинтересовать ребенка.
- Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу возможных временных неудач ребенка, вселяйте в него уверенность и верьте сами в то, что все получится.
- Будьте терпеливы, не требуйте от ребенка выполнения заданий, по сложности превышающих его интеллектуальные возможности.
- Превратите занятие в игру. Тогда и ребенок, и вы получите удовольствие от совместного общения, да и результат будет гораздо лучше.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите его за успехи.
Литература и интернет-источники
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Школа для дошколят. Развиваем мышление. – М.: Росмэн, 2006.
- Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головннева. – СПб.: Дельта, 1997.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/08/kartoteka-igr-na-myshlenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.
Дидактическая игра является наиболее эффективным средством развития мышления.Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего ...
Как развивать логическое мышление у детей 6-7 лет
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....
Детская развивающая игра "Грядка с овощами" своими рукамиЦель: - развивать мелкую моторику рук; - развивать логическое мышление; - закреплять умение называть овощи и сравнивать их с геометрическими фигурами - закреплять элементарные математические пре
Детская развивающая игра "Грядка с овощами" своими руками .[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15491305","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"4...
Мастер-класс для родителей "Развиваем логическое мышление детей через использование игры "Соты Кайе"
мастер-класс для родителей "Развиваем логическое мышление детей через использование игры "Соты Кайе"...
Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей. Логические игры для детей
Во время карантина не забывайте развивать логическое мышления детей.Логические игры для детей...
План по самообразованию "«Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе»
Повышение профессиональной компетентности по развитию логического мышления у старших дошкольников посредством использования блоков Дьенеша при подготовке детей к обучению в школе...
Родительское собрание «Готовим детей к обучению в школе, развиваем логическое мышление»
Мышление – это высший познавательный процесс. Оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В...