« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_obrazy_v_muzyke_i_poezii.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель:
Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина; формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта; развивать творчество и самостоятельность в создании сказочных образов; совершенствовать навыки рисования; развивать воображение, фантазию. Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа:
Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Чтение сказок, чтение и заучивание стихотворений; рассматривание иллюстраций к произведениям поэта; слушание фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; рисование иллюстраций к сказкам. Драматизация фрагментов сказок А.С.Пушкина.
Материалы к развлечению:
Отрывки из сказок А.С.Пушкина: «Сказка о царе Салтане», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане»; муз. отрывки из «Сказке о царе Салтане» Римского-Когсаково. Альбомные листы, восковые карандаши.
Развлечение
на тему:
« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»
в подготовительной группе
«Буратино»
Воспитатель:
Карамышева М.П.
«Сказочные образы в музыке и поэзии»
Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово? Давным-давно когда люди ещё не умели писать и читать, они передавали друг другу разные истории, обычаи. Мать рассказывала своим детям, бабушки и дедушки своим внукам. И назывались эти истории сказами. Позже, когда появилось письмо, и люди научились читать, они стали эти рассказы записывать. Отсюда и произошло название сказки.
Сказки бывают разные: бытовые, фантастические, волшебные, о животных. И у каждого народа есть свои особенности в этих произведениях. Например, в русских народных сказках, многим животным приписывались свойства человека.
Иногда про человека так и говорят: «хитрый как лиса», «злой как волк», «неуклюж как медведь», «труслив как заяц».
Так же многие люди искусства обращались в своих произведениях к народным сказкам. И каждый из них передавал и передаёт эти образы по-своему: художники при помощи картин, композиторы в музыкальных произведениях, писатели и поэты в стихах, рассказах, сказках.
Музыкальный отрывок, который вы сейчас прослушаете, был написан известным русским композитором, к одной сказки. А к какой сказке, кто
написал ее, и чья музыка прозвучит, мы с вами попробуем отгадать.
(звучит музыка Римского-Корсакова «Полёт шмеля»)
- Кто написал музыку? (ответы детей)
- Ребята вы узнали сказку? (ответы)
- А кто автор этой сказки? (ответы детей)
Правильно автор этой сказки известный русский поэт А.С.Пушкин.
Давным-давно в Москве родился мальчик, и назвали его Сашей. С самого раннего детства рядом с ним была его няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему сказки, пела колыбельные песни. Мальчик вырос, но в своём сердце он сохранил любовь к русским народным сказкам и записал их на бумаге.
- Ребята, а какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (ответы детей)
Давайте совершим путешествие в одну из сказок А.С.Пушкина: «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- Кажется, кто-то идёт. (Читаю)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
1 девица – «Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
2 девица – «Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
3 девица – «Кабы я была царица
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря».
Воспитатель: «Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему».
Царь – «Здравствуй, красная девица, -
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
Воспитатель: В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь не долго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха-
И завидует оне
Государевой жене.
Мы с вами увидели начало этой сказки.
- Почему ткачиха и повариха завидуют своей подруге?
(ответы детей)
Эта сказка относится к «волшебным» сказкам. В которой добро побеждает зло. В ней было три волшебства.
Первое чудо - это Белочка.
(поёт и танцует ребёнок изображающий Белочку)
А вот и второе чудо.
(ребёнок читает под музыку)
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той стражи нет надёжней,
Ни храбрее, ни прилежней»
- Обратите внимание, как автор описывает богатырей. Какие они? (ответы детей)
- Какая музыка сопровождает героев?
(ответы детей)
- А теперь обратите внимание на то, как художник изобразил «Тридцать три богатыря». Опишите их (ответы детей)
- А теперь давайте закроем глаза и представим себе такую картину. (На фоне муз. «Лебедь», ребёнок зачитывает отрывок «Лебедь»).
« Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит».
Это было третье чудо. Открывайте глаза.
- Какой образ вы представляете? (ответы)
- Какая была лебедь? (ответы)
- А как вы думаете, почему автор превратил царевну в лебедя, а не в другую птицу? (ответы)
Давайте мы с вами тоже попробуем превратиться в сказочных героев.
Игра «Замри» - играем 2 раз.
Какие замечательные получились у нас персонажи. Но мне хочется, чтобы они остались в памяти надолго. Давайте перенесём их на бумагу.
У меня в руке волшебная кисточка. Ей я превращу вас в художников. (Дотрагиваюсь до каждого кисточкой)
Вот вы все художники, пройдите к своим творческим местам. Изобразите тот образ, который больше всего понравился, а музыка вам в этом поможет.
(Дети рисуют под музыку).
Заканчиваем работу. Кто уже нарисовал, может подойти и повесить свой рисунок на полотно. А теперь отойдите в сторонку и полюбуйтесь на свои работы и работы ваших друзей. Какие замечательные работы получились.
Я вам предлагаю выбрать самую красивую, интересную и аккуратную работу. И рассказать чем она вам понравилась. (Ответы детей)
(Хвалю детей за проделанную работу)
Наше путешествие в «Сказку о царе Салтане» подошло к концу. Но нас ждут новые путешествия по сказкам известного русского поэта А.С.Пушкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...
Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"
Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....
"Сказочные образы в музыке Э.Грига"
В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»)...
Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "
Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...
Проект "Сказочные образы в музыке".
Знакомство с произведениями классической музыки, с творчеством великих композиторов обогащает личность ребенка, развивает его культурную, эмоциональную сферу, расширяет кругозор, раскрепощает, д...
Развлечение на тему: « СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ» в подготовительной группе
Цель:Пробудить интерес к творчеству А.С.Пушкина; формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта; развивать творчество и самостоятельность в ...