"Сказочные образы в музыке Э.Грига"
план-конспект занятия по музыке (старшая, подготовительная группа) по теме
В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»). Данные произведения, являясь основой непосредственно образовательной деятельности, позволят обогатить музыкальные впечатления детей, развить творческую активность детей в разных видах музыкальной деятельности, воображение, музыкальный слух.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ https://yadi.sk/d/IZpNO_dxqhCkR
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_obrazy_v_muzyke_e.griga_.docx | 25.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности
«Сказочные образы в музыке Э.Грига»
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Краткие сведения по содержанию НОД: В процессе НОД дети продолжают знакомиться с произведениями Э.Грига («Шествие гномов», «Танец эльфов», «В пещере горного короля»). Данные произведения, являясь основой непосредственно образовательной деятельности, позволят обогатить музыкальные впечатления детей, развить творческую активность детей в разных видах музыкальной деятельности, воображение, музыкальный слух.
Планируемые результаты, новизна, практическая значимость: НОД , организованная в виде путешествия в сказочную страну, направлена на развитие интереса у детей к музыкально-художественной деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха.
Цель: Приобщение детей к шедеврам мировой музыкальной культуры, обогащение их слухового опыта посредством восприятия музыкальных произведений Э. Грига
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать знакомить детей с произведениями композитора Э.Грига;
2. Закрепить представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня), музыкальных понятиях (ритм), трехчастном музыкальном произведении.
3. Обогащать музыкальные впечатления детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).
Развивающие:
1. Развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения);
2. Развивать воображение, память, музыкальный слух.
Воспитательные
1. Воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к музыкально-художественной деятельности;
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание помогать.
Предварительная работа:
1.Беседа об интересной стране Норвегии, о ее природе, о композиторе, родившемся в этой стране – Э.Григе, рассматривание видеоматериала с изображением сказочной природы фьордов, сказочных существах гномах, троллей.
2. Слушание музыкальных произведений Э.Грига «Шествие гномов», «Танец эльфов»;
2. Обсуждение музыкальных произведений (трехчастность, средства музыкальной выразительности);
3. Игра на детских музыкальных инструментах;
4. Разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве;
5. Разучивание танца «Гномы» (домашняя работа с родителями -изготовление реквизита к танцу- фонариков);
6. Логоритмическое упражнение «Дружно за руки возьмемся»;
7. Заучивание слов физминутки «Прогулка».
8. Рисование с детьми рисунков по теме «Сказочная страна»
Материалы и оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, слайды к произведениям Э.Грига, аудиозапись «Голос Горного короля», детские музыкальные инструменты (треугольники, трещотки, металлофоны и т.д.), конверт, шкатулка, иллюстрации к «Шествие гномов» Э.Грига.
Музыкальный материал:
«Шествие гномов» Э.Григ;
«Танец эльфов» Э.Григ;
«В пещере горного короля» Э.Григ (видеофильм Глушковой В.Е.)
« Пестрый колпачок» Г.Струве
Танец «Гномы»
Фонограмма с записью голоса «Горного короля»
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в зал, который оформлен как музыкальная гостиная (камин, кресла) под музыку и поют музыкальное приветствие («Музыка, здравствуй!» Лазарева).
Муз-рук-ль:
.. Кто-то бросил мне в окошко,
Посмотрите, письмецо,
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может это воробьишко, пролетая,
обронил?
Может кот, письмо, как мышку,
На окошко заманил?
-Интересно, от кого оно?(читает письмо).
«Ребята, помогите! Из моего дворца похитили музыкальную шкатулку! В ней спрятаны прекрасные мелодии мира. Если ее не найти, то никогда нам больше не услышать замечательную музыку. Король сказочной страны Звуколяндии Дин-Дон».
- Ребята, поможем королю Дин-Дону найти музыкальную шкатулку?
Д: да. (Гаснет свет, включается светодиодное освещение, на экране слайды)
Муз. рук-ль: ..Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде, разноцветном, расписном.
Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней, не спугнуть бы нам его….
- Сейчас ребята, я предлагаю вам отправиться в Звуколяндию, которая находится далеко-далеко, за высокими горами, за дремучими лесами, там, где раскинулся бескрайний океан (Звучит звукозапись шума моря). Этот океан не простой, а волшебный. Ветер приносит из-за горизонта неведомые звуки: шелест волн, задумчивые и нежные мелодии неизвестных стран. Океан за таинственные переливы звуков стал называться Музыкальным океаном. На одном из островов, который держится на трех китах, находится волшебная страна Звуколяндия. Назовите, на каких китах?
Д: Кит-Марш, Кит-Танец и Кит-Песня.
Муз-рук-ль: Верно. На одном из островов этого океана и находится Звуколяндия. Как вы думаете, на чем можно будет туда добраться?
Д: На самолете.
Имитационная игра «Самолет». Дети имитируют движения и звуки самолетов и садятся.
Муз-рук-ль: Вот мы с вами и оказались в Звуколяндии, в волшебном лесу этой замечательной страны.
Ой, ребята, тише, тише,
Звуки тихие я слышу
Гости к нам сюда спешат
И лесной хвоей шуршат.
Слушание пьесы Э.Грига «Шествие гномов» (показ слайда с изображением гномов на интерактивной доске).
Муз. рук-ль: Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Да, это гномы.
Муз. рук-ль: Как называется это музыкальное произведение и кто его написал?
Дети: Называется пьеса «Шествие гномов», композитор Эдвард Григ.
Муз. рук-ль: Правильно, ребята. Посмотрите на гномов. Что вы знаете о них?
Д: Они быстрые, немного неуклюжие, бегущие вприпрыжку. Они могут быть добрыми, ласковыми, но иногда немного злыми.
Муз. рук-ль: Назовите жанр этого музыкального произведения.
Д: марш.
Муз. рук-ль: По музыке можно определить, как двигаются гномы?
Д: Да. Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место, гоняясь друг за другом.
Муз. рук-ль: Послушайте еще раз эту пьесу и представьте себе, что ваши пальчики – это ножки маленьких гномов. Они ритмично будут шагать по вашим коленям под музыку. Пальчиками вы будете отбивать….(что?)
Д: ритм.
Игровое упражнение «Шаги гномов» (исполнение на пианино).
Муз. рук-ль (комментирует музыку): Да, гномы гурьбой проходят перед нами. Музыка начинается тихо и потом звучит все громче и громче. Гномы приближаются и вот они уже совсем рядом. Они прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место, гоняясь друг за другом. Вдруг музыка затихает – это гномы заметили нас с вами и замерли, рассматривают нас с любопытством. Мы для них – сказочные существа. Но вот вновь в эту тишину врывается стремительная музыка. Гномы, очнувшись, решаются подойти к нам, они идут к нам навстречу и останавливаются перед нами. Ребята, давайте познакомимся и подружимся с гномами.
Логоритмическое упражнение «Дружно за руки возьмемся» (дети выходят на середину зала).
- Дружно за руки возьмемся,
Тихо к гномам подойдем,
Все друг другу улыбнемся,
Так же тихо отойдем,
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом к себе прижмем,
А потом их разведем,
А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей,
Топай, топай, топай ножкой, топай ножкой, не жалей!
Дети садятся.
Муз. рук-ль: Ребята, давайте порадуем гномов игрой в оркестре. А помогут нам в этом иллюстрации произведения (на мольберте 3 иллюстрации - изображение гномов, картинка с изображением водопада, и снова изображение гномов), и ваши музыкальные инструменты.
Муз. рук-ль: Ребята, скажите, что происходит в первой части музыкального произведения?..
Дети: Гномики идут.
Муз. рук-ль: Правильно, а что композитор изобразил второй части, как вы думаете?.
Дети: Композитор изобразил природу, звуки ручейков,.. а также переливы самоцветов.
Муз. рук-ль: Правильно, ребята! А что происходит в третьей части музыкального произведения?
Дети: Гномики снова шагают.
Муз. рук-ль: Сколько всего частей в произведении?
Дети: Три части.
Муз. рук-ль: Значит, это трехчастное произведение (повторите). Молодцы! А теперь давайте попробуем исполнить это произведение сами.
Оркестр детских музыкальных инструментов (педагог последовательно показывает дирижерской палочкой на иллюстрацию, в соответствии с которой дети с определенными инструментами вступают в оркестр под музыку «Шествие гномов» Э.Грига)
Муз. рук-ль: Гномы и для нас приготовили подарок – чудесные колпачки. Давайте вспомним и споем песню про пестрый колпачок.
Исполнение песни «Пестрый колпачок» Г.Струве
Муз. рук-ль: Молодцы. Гномы, как мы, люди, любят петь и веселиться. Давайте мы и гостей повеселим, и сами порадуемся –выходите на танец.
Танец «Гномы» (в конце танца дети уходят за кулисы, снимают колпачки).Дети выходят из-за кулис,..
Муз. рук-ль: Молодцы. Гномы поведали мне, ребята, кто украл у короля Дин-Дона музыкальную шкатулку. Это злой Тролль, живущий в черных горах.
Тролль Черных гор не любит музыку, смеха, веселья и хочет, чтобы в Звуколяндии всегда была тишина. Давайте попрощаемся с гномами и отправимся дальше в путь.
Физминутка «Прогулка» (дети выходят на середину зала).
Раз, два, три, по дорожке мы пошли (шаг марша).
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв (ходьба змейкой).
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей, подходите поскорей (ходьба на носках, руки в стороны)
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем,
В дали горы увидали и к ним все мы побежали (пробежав по кругу, садятся на стульчики).
Муз.рук-ль: Куда же идти дальше? Ребята, посмотрите, впереди – Черные горы…и маленькие эльфы – сказочные существа.
«Танец эльфов» Э. Грига (на экране дети смотрят фрагмент мультфильма - встреча с эльфами).
Ребята, эльфы так красиво танцевали! В своем танце эльфы привели нас к Черным горам. (Выключается свет).
Слушание «В пещере горного короля» Э.Грига (на экране видеофильм).
Муз.рук-ль(комментирует музыку): Внутри пещеры что-то происходит. Мы сначала слышим лишь тихие звуки ужасного колдовского праздника. Но вот мы подходим ближе, ближе, музыка звучит все громче, громче. Уродливые горные тролли во главе со своим королем в пещере, освещенной множеством горящих факелов, плясали вокруг костра…Горный король заметил нас! Музыка прекратилась…
(Звучит аудиозапись голоса):КТО ВЫ ТАКИЕ И КАК ОСМЕЛИЛИСЬ ПРИЙТИ СЮДА?
Муз.рук-ль: Ребята, это голос горного Короля. Зачем мы с вами пришли?
Д: Мы пришли за музыкальной шкатулкой.
(Звучит аудиозапись голоса): ХА-ХА-ХА! ЧЕГО ЗАХОТЕЛИ!ЭТО ТЕПЕРЬ МОЯ ШКАТУЛКА, И НИКТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ УСЛЫШАТЬ НИКАКОЙ МУЗЫКИ.А ВАС Я НАКАЖУ ЗА ТО, ЧТО ПОСМЕЛИ ЯВИТЬСЯ СЮДА.
Муз.рук-ль: Пожалуйста, не сердись, уважаемый Король. Мы пришли к тебе с подарками – посмотри, какие рисунки приготовили для тебя ребята. Ими можно украсить стены твоей пещеры, и тогда здесь сразу станет светло и радостно, а жители Звуколяндии будут приходить сюда и любоваться ими.
(Звучит аудиозапись голоса): СПАСИБО, РЕБЯТА, Я В ПЕРВЫЙ РАЗ ПОЛУЧАЮ ПОДАРОК! НИКТО НЕ ХОЧЕТ СО МНОЙ ДРУЖИТЬ, ПОТОМУ ЧТО БОЯТСЯ, ПОЭТОМУ Я И ВЗЯЛ МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ. ТЕПЕРЬ Я ВСЕХ БУДУ ЖДАТЬ К СЕБЕ В ГОСТИ, ПОКАЗЫВАТЬ ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РИСУНКИ И ПОИТЬ ЧАЕМ…БЕРИТЕ ШКАТУЛКУ, ПЕРЕДАЙТЕ ЕЁ КОРО КОРОЛЮ ДИН-ДОНУ. …Я ТОЖЕ ХОЧУ СДЕЛАТЬ ВАМ ПОДАРОК –ВОЗЬМИТЕ ВОТ ЭТИ САМОЦВЕТЫ.
Звучит волшебная музыка и музыкальный руководитель берет в руки шкатулку, открывает её, а там - леденцы.
Муз.рук-ль: Ребята, вот она музыкальная шкатулка… Ой, да это же леденцы!!! Ребята, музыкальную шкатулку мы обязательно отправим королю Дин-Дону, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в самолет.
Дети имитируют движения самолета.
Муз.рук-ль: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Чьи произведения мы сегодня с вами слушали? Как они называются? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Сказочные образы в музыке"
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста " Сказочные образы в музыке". Интеграция образовательных областей: "Художественное творчество", "Коммуникация","Чтение художес...
« СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ И ПОЭЗИИ»
Ребята, я знаю, все вы любите сказки. А знаете, откуда произошло это слово?...
Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"
Интегрированная ННОД по художественно- эстетическому направлению "Сказочные образы в музыке"...
Образовательный проект "Классическая музыка в детском саду" - Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакого
Знакомство дошкольников с классической музыкой в рамках образовательного проекта....
Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» "
Проектная деятельность "Сказочные образы в музыке Н.А. Римского-Корсакова"...
Проект "Сказочные образы в музыке".
Знакомство с произведениями классической музыки, с творчеством великих композиторов обогащает личность ребенка, развивает его культурную, эмоциональную сферу, расширяет кругозор, раскрепощает, д...
Технологическая карта по НОД в подготовительной группе "Сказочные образы в музыке". Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Технологическая карта НОДТема: «Сказочные образы в музыке» Цель: Формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от музыки.Задачи:I. Образовательные задачи:Образовательная обл...