Анализ педагогического опыта
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

1. Развитие связной монологической речи и диалогической;

2. Развитие звуковой культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_pedagogicheskogo_opyta.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

     Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.  

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Анализ литературы и наш исследовательский поиск свидетельствует о том, что на этапе от трёх до пяти лет необходимо:

 *  интенсивно обогащать  речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;

*   развивать педагогическую речь.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

*  речевого окружения (речевая среда);

*  педагогических воздействий, направленных на освоении ребёнком определённого речевого содержания.       

В своей работе мы использовали  расширение речевой среды за счёт целенаправленных педагогических  воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью театрализованных игр.

Нами были поставлены следующие задачи по развитию речи младших дошкольников развитие выразительной стороны речи:

  1. развитие связной монологической речи и диалогической ;
  2. развитие звуковой культуры речи;
  3. воспитание  привычки публичной речи;
  4. обогащать, уточнять и активизировать словарь;
  5. формирование грамматических навыков.

Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей и задач, направленных на активизацию речевого развития, необходимо создать  речевую среду. Так как средством развития речи были выбраны игры театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение основных принципов построения предметно пространственной среды в ДОУ:

    * Обеспечение баланса между совместной и индивид.  деят-тью  детей; 

    *  Организация «зон приватности»;

    *  Предоставление права и свободы выбора;

     *Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

     * Функциональность использования помещений и оборудования.

Оборудование располагается так, чтобы дети  могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.  Материалы  театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы детей.

Вся работа строилась в несколько этапов.

*Исследовали разные виды художественно-литературных  произведений (малые фолькл. формы, сказки, стихи, рассказы). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.

* Были отобраны литературные персонажи.

*В соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.

Затем отобранные произведения подвергались дидактической обработке:

*Подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием.

*Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки, четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом.

*Подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, массажные коврики, дорожки, модули.

Последний этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике:

*На занятиях дети с удовольствием превращались в актёров и воплощали литературные  образы;

*Имитировали характерные движения героев произведений;

*Работали над интонациями;

*Учились работать за ширмой.

В первый раз театрализованная игра проводилась в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Чуть позже дети познакомились  с настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нём удобно имитировать движения пешеходов, автомобилей, животных и других персонажей. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь можно было обыгрывать персонажа как находясь за ширмой, так и изображать действия передвигаясь свободно по группе.

Сложнее было играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости.

Методика  подготовки к театрализованным занятиям.

Содержание театрализованных занятий должно включать:        

  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
  • упражнения по социально- эмоциональному развитию детей, коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения ( «учись владеть своим телом» ), образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • ритмические минутки (логоритмика);
  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизации;
  • подготовка (репетиции и разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель.  Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

  1. развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  2. созданию атмосферы творчества;
  3. социально-эмоциональному развитию детей.

      Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами.        

       Одно из главных условий – эмоциональное отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и  неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

1)Воспитатель выразительно читает произведение.

2)Проводится беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности пример, после чтения стихотворения  С.Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»

3)Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы широко использовали весь комплекс средств интонационной, лексической и сиинтаксической выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Технология взаимодействия семьи, детского сада, начальной школы: описание, анализ, оценка опыта»

Вопросы сотрудничества семьи и детского сада,  задач приемственности в работе со школой, виды и формы взаимодействия....

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ КАК ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА В художественно-ЭСТЕТИЧЕСКОМ и социально-коммуникативном воспитании ДОШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Применение музыки в различных видах деятельности детей очень актуально сегодня. Это великолепный метод психолого-педагогического воздействия на дошкольника. Совокупность всех образовательных обла...

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....