Анализ педагогического опыта
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
1. Развитие связной монологической речи и диалогической;
2. Развитие звуковой культуры речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_pedagogicheskogo_opyta.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Анализ литературы и наш исследовательский поиск свидетельствует о том, что на этапе от трёх до пяти лет необходимо:
* интенсивно обогащать речь ребёнка путём восприятия речи и рассказов взрослых;
* развивать педагогическую речь.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
* речевого окружения (речевая среда);
* педагогических воздействий, направленных на освоении ребёнком определённого речевого содержания.
В своей работе мы использовали расширение речевой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью театрализованных игр.
Нами были поставлены следующие задачи по развитию речи младших дошкольников развитие выразительной стороны речи:
- развитие связной монологической речи и диалогической ;
- развитие звуковой культуры речи;
- воспитание привычки публичной речи;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь;
- формирование грамматических навыков.
Прежде чем приступить к выполнению поставленных целей и задач, направленных на активизацию речевого развития, необходимо создать речевую среду. Так как средством развития речи были выбраны игры театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение основных принципов построения предметно пространственной среды в ДОУ:
* Обеспечение баланса между совместной и индивид. деят-тью детей;
* Организация «зон приватности»;
* Предоставление права и свободы выбора;
*Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
* Функциональность использования помещений и оборудования.
Оборудование располагается так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию. Материалы театральной зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы детей.
Вся работа строилась в несколько этапов.
*Исследовали разные виды художественно-литературных произведений (малые фолькл. формы, сказки, стихи, рассказы). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.
* Были отобраны литературные персонажи.
*В соответствии с возрастом персонажи должны меняться, усложняться их поведенческие характеристики.
Затем отобранные произведения подвергались дидактической обработке:
*Подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности младших дошкольников в соответствии с программным содержанием.
*Подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки, четверостишия так, чтобы они были объединены общим сюжетом.
*Подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, массажные коврики, дорожки, модули.
Последний этап характеризовался творческим применением театрализованных игр на практике:
*На занятиях дети с удовольствием превращались в актёров и воплощали литературные образы;
*Имитировали характерные движения героев произведений;
*Работали над интонациями;
*Учились работать за ширмой.
В первый раз театрализованная игра проводилась в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные ситуации. Чуть позже дети познакомились с настольным театром игрушек и картинок, которые обладают теми свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нём удобно имитировать движения пешеходов, автомобилей, животных и других персонажей. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь можно было обыгрывать персонажа как находясь за ширмой, так и изображать действия передвигаясь свободно по группе.
Сложнее было играть куклами бибабо, так как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать на плоскости.
Методика подготовки к театрализованным занятиям.
Содержание театрализованных занятий должно включать:
- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- упражнения по социально- эмоциональному развитию детей, коррекционно-развивающие игры;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения ( «учись владеть своим телом» ), образные упражнения;
- упражнения на развитие детской пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- отдельные упражнения по этике во время драматизации;
- подготовка (репетиции и разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т.д.
Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:
- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
- созданию атмосферы творчества;
- социально-эмоциональному развитию детей.
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами.
Одно из главных условий – эмоциональное отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
1)Воспитатель выразительно читает произведение.
2)Проводится беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности пример, после чтения стихотворения С.Маршака «Котята» можно спросить у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»
3)Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы широко использовали весь комплекс средств интонационной, лексической и сиинтаксической выразительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Технология взаимодействия семьи, детского сада, начальной школы: описание, анализ, оценка опыта»
Вопросы сотрудничества семьи и детского сада, задач приемственности в работе со школой, виды и формы взаимодействия....
Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)
Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому, что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...
Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.
Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....
Анализ педагогических ситуаций как форма оценки уровня квалификации педагогических работников
презентация для педагогических работников...
Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)
Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ И ПЕНИЯ КАК ГЛАВНОГО ИНСТРУМЕНТА В художественно-ЭСТЕТИЧЕСКОМ и социально-коммуникативном воспитании ДОШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)
Применение музыки в различных видах деятельности детей очень актуально сегодня. Это великолепный метод психолого-педагогического воздействия на дошкольника. Совокупность всех образовательных обла...
Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....