Пересказ рассказа « Ёжик. По И. Соколов-Микитов
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Павлова Марина Сергеевна

Цель: Совершенствовать умения пересказывать произведение с использованием пространственно- временной модели; автоматизировать звуки / Ш/ и /Ж/, называть слова.

Задачи: 

1.      Закреплять умение пересказывать художественное произведение,  пополнять словарный запас ( добыча, зимовище);
 развивать способность к наглядному моделированию;

2.       Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.

3.      Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения ( Дикие животные, лесные) и уточнять эти понятия.

4.       Закреплять умение загадывать и  разгадывать загадки.

5.      Обобщать и закреплять знания детей о диких животных зимой.

6.      Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

7.      Совершенствовать умения составлять из частей- целое ( разрезные картинки)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г. Гатчина

Конспект занятия по развитию речи

в старшей логопедической группе                  

  « Пересказ рассказа   « Ёжик. По И. Соколов-Микитов»

Педагог Павлова Марина Сергеевна

2013г

 

Цель: Совершенствовать умения пересказывать произведение с использованием пространственно- временной модели; автоматизировать звуки / Ш/ и /Ж/, называть слова.

Задачи:  

  1. Закреплять умение пересказывать художественное произведение,  пополнять словарный запас ( добыча, зимовище);
    развивать способность к наглядному моделированию;
  2.  Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.
  3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения ( Дикие животные, лесные) и уточнять эти понятия.
  4.  Закреплять умение загадывать и  разгадывать загадки.
  5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных зимой.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  7. Совершенствовать умения составлять из частей- целое ( разрезные картинки)

Материал: снежинки, мягкие игрушки ( ёжик), картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц и др.), модули…, Для релакса манка, фигурки лесных зверей, разрезные картинки, лото с лесными животными.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?» « Кто как говорит. Кто, что делает», «Лото Дикие животные»,            « Собери картинки». Беседы о временах года, о жизни зверей зимой. Чтение художественной литературы о животных. Творческая работа с родителями « Придумай загадку о лесных зверях»

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(В группе на полу по кругу разложены снежинки).

Воспитатель:

1.Организационный момент.

"Собрались все дети в круг,( дети встают на снежинки)
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

« Здравствуйте девочки и мальчики  группы « Пчёлка». Мы лесные жители, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей? .(ответы детей)

2.Дыхательная гимнастика….давайте…..

 Подуем на наши снежинки…..

Раздуваем снежные тропинки…..

3.Звуковая гимнастика

Воспитатель.

Полетим к нашим лесным друзьям на жуке громкоЖ –Ж-Ж-Ж……

А теперь поплзём на змее громко Ш-Ш-Ш-Ш…..

А теперь на шмеле тихо Ж-Ж-Ж-Ж

А теперь по воде тихо –тихо Ш-Ш-Ш-Ш…..

Сели на стульчики.

4.Речевая гимнастика.Чистоговорки.

В-ль. Поиграем с нашими звуками

Жа-Жа-жа….- есть иголки у (ежа)

Жи-Жи-жи …. –под кустом сидят (ежи)

Жу-жу-жу- молоко дадим (ежу)

Жи-жи-жи – в норке спят  (ежи)

Шат-шат-шат- нашли мальчики ( мышат)

Шу-шу-шу- шишки я в мешке (ношу)

Шок-шок-шок- вот стоит большой (мешок)

5. Сюрпризный момент.

А что в мешке? Угадаем наощупь (ёжик) Круглый и колкий. Весь в иголках?

Если выполним все задания, то ёжик угостит вас лесными вкусностями .

Очутились мы в лесу и кого же встретим там?

6..Загадки детей о лесных зверях.

1)ребёнок загадывает свою загадку. Дети по картинкам выбирают ответ и называют.

2). В-тель. Как одним словом назвать этих зверей? (лесные, дикие)

- Почему они так называются? ( чем отличаются от домашних?, что умеют делать?(добывать пищу, строить жилище)

- Как лесные звери подготовились к зиме? ( тёплая шуба, поменяли окрас защитный, сделали запасы, утеплили жилище)

7.Физ. минутка. Скороговорка

Ёжик в бане вымыл ушки,( показ с движениями……)

Шею, кожицу на брюшке,

И сказал еноту Ёж « Ты мне спинку не потрёшь?»

 ( подбежали к мамам или друг-другу и потёрли спинку)

   Сели на места.

   - Какие слова встретились со звуком /Ш/ и /Ж/-…….

8. Чтение рассказа. Ответы на вопросы. Пересказ по моделям.

И. Соколов- Микитов. Ёжик.

Осенью у ежей мало добычи.

Трудно находить жуков и лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе ёж тёплое зимовище.

Он таскает в нору сухие листочки и мягкий мох.

Скоро он заберётся в нору на всю долгую зиму.

Воспитатель.

-Вспомните. Как называется произведение? А что это сказка, рассказ, стих, басня….?

- Почему? ( происходят события из жизни ёжика, волшебства нет, рифмы нет….)

- А как можно по-другому назвать?

- Кто написал?

-Когда происходят действия? Кто главный герой?

Вопросы по содержанию с моделями.

  1. Сколько добычи для ежей осенью? (объяснить «добыча», т.к. ёж- хищное животное)
  2. Кого трудно находить ежу?
  3. Что делает ёж в ясные осенние дни? (объяснить- «зимовище», т.е. где зимовать….)
  4. Как он готовит, что он таскает?
  5. Что он сделает зимой?

Дети пересказывают по-моделям по предложению.

- Молодцы, Ёжику понравились ваши рассказы. А что вы узнали нового?

9.Игра-релаксация

 « Большой-маленький» (детёныши, образование сущ. с помощью суффиксов)

- Посмотрите сколько снега (манка в тазах) намело, все наши лесные жители попрятались. Кто находит своего зверя , тот называет ласково, детёнышей, игрушки же маленькие…..

Ответы детей. Ищут в манке зверей.

Лисёнок, медвежонок, волчонок, ежонок….

10.Собери картинки. Лесные животные.

У нас в лесу оказались не только дети , но и родители… И у них тоже есть задания.

Совместная деятельность с родителями. Беседа с детьми по вопросам.

-Кого собрали?

-Какой у вас зверь….? (Хитрый……   )

-Как говорит? Что делает? ( воет,

11.Итог .

Воспитатель.

- Пришло время возвращаться в детский сад… за сюрпризом от Ёжика. Но тропинки замело и поиграем в игру «Горячо- холодно» , там где горячо , туда и идём, по тёплой дорожке, ищем сюрприз от ёжика….

( находят мешок со сладкими грибочками)

- Где мы сегодня были?

- Что мы сегодня делали?

12.Свободная деятельность… Игры в лото с лесными животными

Коллективное панно « Домики для лесных животных» ( из манки и яичной скорлупы делаем сугробы)  Мастер – класс.

 Дополнительное задание…..

«Чьи, чьё, чей, чья?»

Открыта одна деталь животного, угадать чьи уши, лапы, хвосты и т.д.    ( ответы: лисья, лисий, заячьи, заячий, медвежьи, волчьи… и т.д.)

«Подбери» к прилагательному подобрать сущ.- зверей: хитрая…,.сильный…, трусливый…., лохматый…..быстрый…..

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её?..
(лиса) 

Рыже-огненный комочек, 
С хвостиком как парашют, 
По деревьям быстро скачет, 
Был он там… 
Теперь уж тут. 
Быстрый он как стрелочка. 
Так ведь это…
(белочка) 

Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала. 
(ёж)

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? 
(медведь)

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 
(заяц)

Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех…
(волк)
 

игра "Маленький - большой"


У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие

Дети: лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой

Дети: носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие

Дети: глазищи.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза

Дети:  насекомые;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка

Дети:  птицы;

Белочка: брусника, земляника, малина, смородина

Дети: ягоды;

Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек 

Дети: цветы;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик 

Дети:  животные  

А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите: 
песенку комарика (З) - заяц, машина, коза, зима, снег; забор, велосипед.
песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко,  ёжик, ножик;
песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;
песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.

Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс,)

У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Соколов-Микитов "Ежинка"

В стихотворении рассказывается о проишествии, произошедшем с внучкой Ежа - Ежинкой....

И. Соколов-Микитов. "Соль Земли"

Сказка  И. Соколова-Микитова для детей 6-7 лет...

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи»

Тема недели: Весна в природе Конспект ОХЛ в старшей группе. «И. Соколов Микитов Ранней весной Н Сладков Весенние ручьи» Цель: Знакомство с творчеством Н. Сладкова, И.Соколов-Миткова. - продолжат...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Занимательное дело для детей и родителей. Пересказ рассказа "Ёжик"

Методическая разработка направлена на формирование связной речи детей старшего возраста...

Конспект ОД по пересказу. Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову

Пересказ рассказа "Ёжик" По И. Соколову-Микитову...