Презентация на тему: Инновационные технологии экологического образования дошкольников.
презентация по окружающему миру на тему
В материале представлены новые технологии в экологическм образовании дошкольников: кейс-технологии, детский фоторепортаж, экологический театр, эко-квест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст к презентации с ссылкой на презентацию | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация на тему:
«Инновационные технологии
экологического образования дошкольников»
http://www.dou13.caduk.ru/DswMedia/innovacionnyietexnologii.pptx
Текст к презентации.
СЛАЙД -ТИТУЛЬНИК
(СЛАЙД 2) 2017г. – объявлен годом экологии в России. Поэтому свои выступления мы решили посвятить проблеме экологического воспитания дошкольников.
(СЛАЙД 3) Я расскажу вам о формах и методах экологического воспитания дошкольников в нашем ДОУ.
(СЛАЙД 4) Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо.
(СЛАЙД 5) Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками по формированию у них основ экологической культуры.
Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь.
Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, мы стараемся реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении.
(СЛАЙД 6) Игровая деятельность
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.
Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.
Содержанию сюжетно-ролевых игр мы придаем экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Зоологический магазин»,«Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д.
(СЛАЙД 7) Мы практикуем игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие). Они дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней. В таких играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу своего края и всей планеты.
Сейчас все широко используют проектные методы. Я не буду на них останавливаться, а расскажу об использовании ИКТ в нашей работе.
(СЛАЙД 8) Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи. При использовании такого материала на электронных носителях дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Используются следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:
- звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
- экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
- мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
- медиазанятия, которые проводятся в младшей и старшей разновозрастных группах. Младшая разновозрастная группа оборудована проектором и экраном, а старшая разновозрастная группа оборудована интерактивной доской.
- С этого учебного года мы практикуем в своей деятельности фоторепортажи детей. В конце моего выступления вам будет представлена видеозапись такого фоторепортажа.
Мультимедийные экологические игры включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физкультминутки, пальчиковые игры.
(СЛАЙД 9)Конкурсы, праздники экологического характера
Проведение конкурсов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли» и др. также помогает детям ощутить себя частью природы. Детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.
(СЛАЙД 10)Природоохранные акции
В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
(СЛАЙД 11)Виды акций:
Осень:
- «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
- «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).
Зима:
- «Ёлочка – зелёная иголочка».
- «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,
наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
(СЛАЙД 12)
Весна:
- «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).
- «Чистый город!» (это городская акция ( месячник по благоустройству) проходит традиционно в конце апреля, начале мая, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).
- (СЛАЙД 13) «Каждому певцу по дворцу!» или «Скворечник» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).
- «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
- «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
- «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
(СЛАЙД 14) Экологическая тропа
Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.
(СЛАЙД 15) О работе на экологической тропе вам расскажет воспитатель нашего ДОУ Афанасова Н.Г.
(СЛАЙД 16) Мини лаборатория
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Именно дети дошкольного возраста с их желанием познать окружающий мир имеют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.
Поэтому инновационным в своей работе мы считаем создание мини лаборатории, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной активности в процессе экспериментирования.
Основным содержанием исследований являются:
- материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);
- природные явления ( ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);
- мир растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- предметный мир.
(СЛАЙД 17) Совсем недавно мы приобрели 4 модуля лаборатории НАУРАША и дети с большим удовольствием экспериментируют в этой лаборатории. Занимаются они этим в вечернее время по подгруппам, только с воспитателем и на интерактивной доске.
(СЛАЙД 18) Активные формы работы с семьёй
Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они не просто зрители, а и активные участники. Были проведены такие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», «День птиц». А также давались домашние задания (фоторепортаж о любимом домашнем животном), совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).
(СЛАЙД 19) Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых « ум обогащать и душу волновать», и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.
О новом направлении в работе нашего детского сада – экологическом театре, открывающем широкие возможности творческого поиска, расскажет Кузина С.А.
Я же хочу вам рассказать о кейс – технологии.
(СЛАЙД 20) Кейс-технологии
Мы совсем недавно начали осваивать кейс-технологии.
(СЛАЙД 21) Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
(СЛАЙД 22) Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений, для развития связной речи. Главное ее предназначение - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Кейс-технологии используют описание реальных социальных ситуаций. Воспитанники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
(СЛАЙД 23) Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения. Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов, в соответствии с выработанными ранее критериями, выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
(СЛАЙД 24) Для чего нужен кейс?
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
С помощью кейса дети учатся :
- думать,
- рассуждать,
- аргументировать,
- анализировать
- принимать решения.
(СЛАЙД 25) Существует много видов кейсов:
- - кейс – текстовая информация, представляется в устном изложении (это могут быть различные отрывки литературных произведений, стихи);
- - Анализ конкретных ситуаций;
- - Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
- Мини – кейс;
- Кейс – стадии и др.
В своей работе мы используем два вида кейсов:
- кейс – иллюстрация;
- фото-кейс.
Это метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
(СЛАЙД 26) Кейс – иллюстрации.
Кейс-иллюстация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.
Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнёра, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.
( СЛАЙД 27) Сначала следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное или отрицательное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем педагог помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.
(СЛАЙД 28) После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задаёт вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие.
(СЛАЙД 29) После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путём обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.
(СЛАЙД 30) Еще один пример
Иллюстрация. Формулируем проблему.
(СЛАЙД 31) Проблема обсуждается, анализируется и принимается решение.
(СЛАЙД 32) Фото – кейс.
Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни.
(СЛАЙД 33) Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Использование на практике технологии "Фото-кейс" с дошкольниками даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации.
(СЛАЙД 34) Пример «фото-кейса»:
Фото№1
Воспитатель предлагает детям сформулировать проблему исходя из данной фотографии. Дети замахнулись на козу. Они хотят ее обидеть.
(СЛАЙД 35) Каковы могут быть последствия данного поступка? Что не учли дети, замахиваясь на козу? Как найти выход из сложившейся проблемной ситуации? (дети предлагают различные решения, рассуждают, спорят, доказывают свою точку зрения).
(СЛАЙД 36) Фото №2. Один из вариантов решения проблемы – покормить козу, погладить ее.
Другой из вариантов решения проблемы: подходить к козе только со взрослыми и только с лаской.
(СЛАЙД 37) Фото № 5-6
В конце беседы дети с помощью воспитателя обобщают полученные знания, переводя их в реальность, примеряя данный поступок на себя, формулируют стратегию принятия решения, выбирая для себя самое оптимальное.
(СЛАЙД 38) Таким образом, применение кейс – технологии оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на познавательное развитие. Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Воспитатель должен помочь детям рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у детей вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
(СЛАЙД 39) Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако, выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом поставленных целей и задач, особенностей возрастной группы, их интересов и потребностей и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.
МЕТОД УГЛОВ.
Видеозапись фоторепортажа Захара Кузнецова «Рассказ о курице» (старшая разновозрастная группа)
(СЛАЙД 40) И в заключение…
«И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться».
А. В. Луначарский
(СЛАЙД 41) Вывод:
В процессе работы были замечены такие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
(СЛАЙД 42) Заключение: Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изо и игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии экологического образования дошкольников .
Инновационные технологии экологического образования дошкольников Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социал...
Выступление на МО из опыта работы на тему «Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
Данный материал (речь и презентация) могут быть полезны для педагогов....
Выступление на МО воспитателей на тему: "Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста"
Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.Дошкольные образо...
Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»
Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...
Выступление на семинар Инновационные технологии экологического образования дошкольников
Выступление на семинарИнновационные технологии экологического образования дошкольников ...
Доклад «Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.Началом форми...
«Инновационные технологии экологического образования дошкольников»
laquo;Инновационные технологии экологического образования дошкольников»...