Тематическое планирование в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Данный материал позволяет педагогам дошкольных учреждений правильно и логически точно организовать образовательный процесс, спланировать учебную деятельность. Планирование соответствует принципу развивающего обучения, цель которого - развитие ребёнка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie_starshaya_gruppa.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Части тела

Развитие речи

Тема: Пересказ произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

(Волчкова В.Н., с.63).

Задачи: учить пересказывать текст, излагая события связно и последовательно, правильно передавая идею, содержание; выразительно воспроизводить диалоги персонажей

Беседа с детьми о том, для чего нам нужны руки; чтение рассказа Е. Пермяк; вопросы по произведению; пересказ произведения по ролям; пальчиковая игра по выбору детей.

Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальцы»  

Проговаривание скороговорки: Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке.

 «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.39-41.

Словообразование по аналогии разных частей речи: существительных ( усищи - глазищ- зубищи),  прилагательных (ушастый - глазастый - зубастый, синеглазый - кареглазый - зеленоглазый), глаголов.

Дид.игра «Что у меня есть дома»

Свободное чтение: К.Ушинский «Слепая лошаль».

Э.Машковская «Нос умойся».

Т.Тимохина «Как зима Степку лечила»

Отгадывание и составление загадок о частях тела

В.Бианки «Хвосты»

 Хрестоматия д/д/ст/в, 157.

В.Пальчинскайте «Хлеб», Хрестоматия д/д/ст/в, 202

С.Капутикян «Мы сварили плов», Хр.д/д/ст/в, 381

«Что такое эскимо?», Д/В, 1999,1,51

«Вкусная каша», Твоя книга,38

«Отличные - пшеничные», Д/В, 1991,5,64

Чтение стихов и загадок о чистоте, аккуратности.

Плакат: «Строение  тела человека»;

  Игры с невербальными средствами общения («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Отгадай животное!»

   Игровые упражнения «Расскажи стихи руками», «Покажи движением», «Ласка», «Я радуюсь», «Отгадай по лицу», «Маски», «Зеркало».

Рассматривание предметных картинок «Строение  тела человека»; схемы последовательности «Чистим зубки»; макеты «Здоровые зубки», «Полезные витамины»; предметные картинки продуктов питания «Где спрятался витаминчик»; набор картинок «Хорошие привычки».

Рассматривание книг и иллюстраций по теме.

Ремонт кукол

Создание папки-передвижки «Части тела».

Консультация для родителей «Острые расстройства пищеварения у детей», журнал «Ребёнок в д/с», №3, 2003.

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 1

(Варенцова Н., с.22).

Задачи: развитие представлений о многообразии слов; знакомство с термином «слово».

Игра «Назови игрушку»; игра «Детский мир».

Чтение художественной литературы

Тема: Чтение С. Маршак «Четыре глаза», «О девочках и мальчиках».

Задачи: обогащать опыт слушания литературных произведений, поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев.

Отгадывание загадок.

Чтение стихотворения.

Беседа по содержанию прочитанного.

Повторное чтение.

Физминутка.

Подведение итогов.

Обмен впечатлениями от прочитанного.

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Предметы быта

Развитие речи

Тема: Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону».

(Волчкова В.Н., с.7)

Задачи: учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Беседа с детьми о телефоне, для чего он нужен; чтение стихотворения Е.Руженцевой «Телефон»; обыгрывание различных ситуаций по карточкам; чтение отрывка из рассказа Н.Носова «Телефон»; игра «Алло! Алло!».

Чтение

стихотворение Е.Руженцева«Телефон»,

Рассказ Н.Носов «Телефон»

Заучивание «Магнитофон» Д/в №7-91-105

Словесная игра «Кто больше?»

Игра с мячом: «Я знаю 5 предметов». Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7лет»с.50.

Д/и «Один - много».

Свободное чтение: Басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки».

 К. Чуковский «Телефон».

Мордовская народная сказка (М.н.с.) «Горячие сани», Хр. «Валдоня», 77

Отгадывание и составление загадок о чудо-вещах.

М. ф. ф. Хрестоматия д/д/ст/в, 6

Заучивание: «Магнитофон» Д/В, 1991,7,105

Пересказ м.н.с. «Лыковый кошель», Хр. «Валдоня», 34

Игровые ситуации: «Незнайка говорит по телефону», «Незнайка готовится принимать гостей».

Драматизация:К. Чуковский «Телефон»;

Оборудование: Предметные картинки, муляжи, наборы игрушек: овощи-фрукты, одежда-обувь, посуда-мебель; картинки-парочки «один-много», «большой-маленький», лото «Предметный мир»; набор картин «4-й лишний»; «Нелепицы»;

Рассматривание иллюстраций и книг: С.Маргак «Откуда стол пришёл», К.Чуковский «Федорино горе», А.Алёхон «Матрёшки», Л.Толстой «Рассказы из Азбуки», Н.Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут», Н.Матвеева «Путешественник», Ю.Тувим «Всё для всех».

Помощь в оснащении музея старинными предметами быта.

Оформление альбома «Бытовая техника», «Чудо-вещи».

Консультация «Будьте бдительны! Рядом ваш малыш»

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 2.

(Варенцова Н., с.22).

Задачи: развивать представления о слове. Развивать умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова).

Игра «Назови вкусные слова».

Игра «Слова-друзья».

Измерение протяжённости слов хлопками.

Работа со «Звуковыми часами».

Чтение художественной литературы

Тема:  Малые формы фольклора. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

(Ушакова О.С., с.125)

Задачи: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; Учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки.

Беседа о пословицах; выяснение значений разных пословиц; составление рассказа по пословице; беседа о загадках; загадывание и отгадывание загадок; составление загадок; беседа о скороговорках.

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Одежда, обувь, головные уборы

Развитие речи

Тема: Обучение рассказыванию. Одежда, обувь, головные уборы.

(Кыласова Л.Е., с.53)

Задачи: учить детей понимать и выполнять сложные инструкции; подбирать признак к предмету; составлять описательные рассказы; развивать внимание и память.

Понимание и выполнение сложных инструкций; игра «Подбери признак»; составление рассказов по плану-схеме.

Словесная игра «Кто больше?»

«Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.40.

Речевые игры: «Скажи ласково», «Это мой, моя, мое, мои»

Пальчиковая гимнастика  «Обувь».

 Д/и: «Ничего не забудь» (обувь - это туфли, босоножки, кеды, сандалии, сапоги...).

Свободное чтение: «Про старого портного», Литература и фантазия, 44; Хр.д/д/ст/в, 231                         «У кого какая обувь?»,                   «У маленькой Мери»,Твоя книга, 407;91                                     Н.Носов «Заплатка»,Хр.д/д/ст/в, 178                                  Отгадывание и составление загадок по теме.                                    «Почему у месяца нет платья», Хр.д/д/ст/в, с.53                              «Кто сшил Видеку рубашку», Хр. д/д/ст/в, с.54                         Воронкова «Маша – растеряша», Твоя книга, с.139, «Научу обуваться я братца», Твоя книга, 142                       И.Пивоварова «Про шляпу»;

Д/и: «Что возьмем с собой на бал» (Волчкова В., с. 47).

Речевая игра «Сосчитай до 5 слова».

Рассматривание иллюстраций и книг по теме.

Настольно-печатные игры (самостоятельно).

Игры в уголке «Ряжения».

Составление алгоритма одевания и раздевания.

Консультация «Одеваемся по погоде», «Одеваем правильно малыша».

Оформление альбома «Обувь», «Одежда к каждому сезону», «В этом сезоне…» (головные уборы).

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 3.

(Варенцова В., с.22).

Задачи: знакомство с терминами «слог», «звук»; развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове; совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Работа с фланелеграфом. Чтение стихотворения.

Поиск детьми слов со звуком ж.

Чтение художественной литературы

Тема: Рассказ Н.Носова «Живая шляпа».

(Ушакова О.С., с.94).

Задачи: учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа;, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»; беседа о произведении; рисунки детей к частям рассказа; придумывание окончания рассказа.

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Посуда.

Развитие речи

Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды.

(Ушакова О.С., с.55).

Задачи: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный). Учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница).

Чтение отрывка стих-я С. Капустикян «Маша обедает»; вопросы; беседа о предметах посуды, которые выставлены на столе; игра «Магазин посуды»; игра «Отвечай быстро».

Этюд «Закипающий чайник».

Д/и «Что из чего, как называется»

«Формирование коммуникативных навыков у детей», с.101.

Словесная игра «Кто больше?», «Скажи наоборот».

Проговаривание скороговорок:

  • У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
  • Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

А.Квитко «Стихи о чистой посуде»,  «Легкий хлеб» (белор.ск.) Хр.д/д/ст/в, 261

Отгадывание и составление загадок по теме.

   К. Чуковский «Федорино горе».

Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар».

             

Игровая ситуация: «День рождения»

Д/и: «Назови посуду» (классификация),

Игры: «Назови части посуды»; «Большой-маленький» (с мячом); «Весёлый счёт»; «Где что лежит?»

Рассматривание иллюстраций и книг по теме.

Пересказ

Драматизация: «Колобок»;

Настольный театр «Колобок», «Репка»,

игры в уголке «Кухня», «Магазин». 

Предметные картинки  и  наборы игрушек:  посуда; картинки-парочки «один-много», «большой-маленький», лото «Предметный мир»; набор картин «4-й лишний».

Составление альбома «Посуда»

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 4.

(Варенцова Н., с.22).

Задачи: развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове; совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Работа с фланелеграфом.

Чтение стихотворения С. Маршака. Дети называют слова со звуком с.

Игра «Назови слова».

Чтение художественной литературы

Тема: Чтение рассказа Ф. Атянина «Разбитая тарелка».

(Хрестоматия по программе «Валдоня», с.182.

Чтение рассказа.

Беседа по содержанию.

Пересказ произведения по ролям.

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Продукты питания.

Развитие речи

Тема: Продукты питания.

(Кыласова Л.Е., с.98).

Задачи: закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина; названия продуктов, из которых готовят первые, вторые, третьи блюда; активизировать предметный, глагольный Речевой материал; развивать внимание и память.

Беседа.

Д/и «Какие продукты нужны повару для работы?».

Д/и «Варит, печёт, жарит».

Д/и «Какие продукты тебе нужны, чтобы приготовить…».

Д/и «Назови по образцу».

Игры «Весёлый счёт»; «Назови блюдо» Кыласова Л.Е., с.101.

Дыхательное упражнение «Суп кипит»; ритмическое упражнение «Мы тесто месили» Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет, с.102-103.

Ю.Есакова «Творог».

В.Пальчинскайте «Хлеб», Хрестоматия д/д/ст/в, с. 202; С.Капутикян «Мы сварили плов», Хр.д/д/ст/в, с.381; «Что такое эскимо?», Д/В, 1999,1,51 «Вкусная каша», Твоя книга, с.38 «Отличные - пшеничные», Д/В, 1991,5,64

Свободное чтение, заучивание:  «Каша из топора», «Мы любим пряники», Д/В, 1990,10, 105; «Гречку мыли», Хр.д/д/ст/в,7  А.Квитко «Стихи о чистой посуде» «Легкий хлеб» (белор.ск.) Хр.д/д/ст/в, 261

Отгадывание и составление загадок по теме.                            М.Пришвин «Лисичкин хлеб»      Хр. д/д/ст/в, 339

Игровая ситуация: «День рождения».

«Вкусные и полезные продукты», «Что готовить мы берем»

Настольный театр «Колобок», «Репка».

Копилка лучших рецептов.

Оформление стенда «Полезные продукты».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 5.

(Варенцова В., с.23).

Задачи: освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов.

Составление схемы звукового состава слова.

Звуковой анализ слова «мак».

Игра «Телеграф».

Чтение художественной литературы

Тема: Норвежская народная сказка «Пирог».

(Ушакова О.С.,  с.112).

Задачи: познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте.

Беседа о сказке.

Чтение сказки «Пирог».

Беседа о прочитанном.

Сравнение сказки «Пирог» с русскими народными сказками.

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Мебель.

Развитие речи

Тема: Много мебели в квартире.

(Кыласова Л. Е., с.57).

Задачи: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели.

Загадывание загадки.

Рассматривание различной мебели на картинках.

Беседа «Для чего нужна мебель?».

Закрепление знания названий мебели.

Игра «Весёлые зайчики».

Логические упражнения.

Игра «Весёлый счёт».

Составление предложений с обобщающими словами «Новый мебельный гарнитур состоял из стола, стульев, шкафа...»

Пальчиковая гимнастика «Стол» , «Кресло».

«Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.131,134.Д/и «Угадай, что это.»

Словесная игра «Кто больше?»

Свободное чтение: Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!», Хр.д/д/ст/в, 372

И.Д.Агеева «Загадки», 500 загадок – складок, 22-25;

Отгадывание и составление загадок по теме.

М.Цветаева «У кроватки».

Свободное общение: «Правильно ли я сижу на стуле, кресле, диване…»

Д/и: «Устроим кукле комнату», «Что лишнее», «Найди и назови».

Игра с мячом «Назови три предмета»

Рассматривание иллюстраций и книг по теме.

Настольно-печатные игры (самостоятельно). Предметные картинки, муляжи, наборы игрушек: мебель; картинки-парочки «один-много», «большой-маленький», лото «предметный мир»; набор картин «4-й лишний».

План-схемы детских комнат.

Консультация «Безопасная мебель».

Подготовка к обучению грамоте

Тема: Занятие 6.

(Варенцова Н., с. 23).

Задачи: освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Чтение потешки.

Звуковой анализ слова «дом».

Игра «Живые звуки».

Игра «Назови слова со звуками д, дь».

Чтение художественной литературы

Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам.

(Ушакова О., с.111).

Задачи: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение.

Беседа о пословицах и поговорках.

Беседа о загадках.

Загадывание загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование в старшей группе по образовательной области "Математическое развитие"

Данное тематическое планирование позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Планирование строится с учётом инте...

Тематическое планирование в старшей группе по образовательной области "Математическое развитие"

Данный материал будет необходим для правильной организации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений....

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.  Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими  дошкольниками с задержкой психического развития...

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие»

Перспективно-тематическое планирование в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15819297","attributes":{"alt":"","cl...

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы детского сада. Образовательная область "Познавательное развитие".

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы детского сада. Образовательная область "Познавательное развитие" . Развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомл...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе (шестой год жизни) по образовательной программе "Мозаика"на год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" на год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области...