Тематическое планирование в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Данный материал позволяет педагогам дошкольных учреждений правильно и логически точно организовать образовательный процесс, спланировать учебную деятельность. Планирование соответствует принципу развивающего обучения, цель которого - развитие ребёнка. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_starshaya_gruppa.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Части тела | Развитие речи Тема: Пересказ произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны». (Волчкова В.Н., с.63). Задачи: учить пересказывать текст, излагая события связно и последовательно, правильно передавая идею, содержание; выразительно воспроизводить диалоги персонажей | Беседа с детьми о том, для чего нам нужны руки; чтение рассказа Е. Пермяк; вопросы по произведению; пересказ произведения по ролям; пальчиковая игра по выбору детей. | Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальцы» Проговаривание скороговорки: Два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке. «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.39-41. Словообразование по аналогии разных частей речи: существительных ( усищи - глазищ- зубищи), прилагательных (ушастый - глазастый - зубастый, синеглазый - кареглазый - зеленоглазый), глаголов. Дид.игра «Что у меня есть дома» Свободное чтение: К.Ушинский «Слепая лошаль». Э.Машковская «Нос умойся». Т.Тимохина «Как зима Степку лечила» Отгадывание и составление загадок о частях тела В.Бианки «Хвосты» Хрестоматия д/д/ст/в, 157. В.Пальчинскайте «Хлеб», Хрестоматия д/д/ст/в, 202 С.Капутикян «Мы сварили плов», Хр.д/д/ст/в, 381 «Что такое эскимо?», Д/В, 1999,1,51 «Вкусная каша», Твоя книга,38 «Отличные - пшеничные», Д/В, 1991,5,64 Чтение стихов и загадок о чистоте, аккуратности. | Плакат: «Строение тела человека»; Игры с невербальными средствами общения («Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Отгадай животное!» Игровые упражнения «Расскажи стихи руками», «Покажи движением», «Ласка», «Я радуюсь», «Отгадай по лицу», «Маски», «Зеркало». Рассматривание предметных картинок «Строение тела человека»; схемы последовательности «Чистим зубки»; макеты «Здоровые зубки», «Полезные витамины»; предметные картинки продуктов питания «Где спрятался витаминчик»; набор картинок «Хорошие привычки». Рассматривание книг и иллюстраций по теме. | Ремонт кукол Создание папки-передвижки «Части тела». Консультация для родителей «Острые расстройства пищеварения у детей», журнал «Ребёнок в д/с», №3, 2003. |
Подготовка к обучению грамоте Тема: Занятие 1 (Варенцова Н., с.22). Задачи: развитие представлений о многообразии слов; знакомство с термином «слово». | Игра «Назови игрушку»; игра «Детский мир». | ||||
Чтение художественной литературы Тема: Чтение С. Маршак «Четыре глаза», «О девочках и мальчиках». Задачи: обогащать опыт слушания литературных произведений, поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение, его героев. | Отгадывание загадок. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию прочитанного. Повторное чтение. Физминутка. Подведение итогов. |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Предметы быта | Развитие речи Тема: Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону». (Волчкова В.Н., с.7) Задачи: учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости, закрепить правила речевого поведения во время телефонного разговора. | Беседа с детьми о телефоне, для чего он нужен; чтение стихотворения Е.Руженцевой «Телефон»; обыгрывание различных ситуаций по карточкам; чтение отрывка из рассказа Н.Носова «Телефон»; игра «Алло! Алло!». | Чтение стихотворение Е.Руженцева«Телефон», Рассказ Н.Носов «Телефон» Заучивание «Магнитофон» Д/в №7-91-105 Словесная игра «Кто больше?» Игра с мячом: «Я знаю 5 предметов». Горбатенко О.Ф. «Комплексные занятия с детьми 4-7лет»с.50. Д/и «Один - много». Свободное чтение: Басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки». К. Чуковский «Телефон». Мордовская народная сказка (М.н.с.) «Горячие сани», Хр. «Валдоня», 77 Отгадывание и составление загадок о чудо-вещах. М. ф. ф. Хрестоматия д/д/ст/в, 6 Заучивание: «Магнитофон» Д/В, 1991,7,105 Пересказ м.н.с. «Лыковый кошель», Хр. «Валдоня», 34 | Игровые ситуации: «Незнайка говорит по телефону», «Незнайка готовится принимать гостей». Драматизация:К. Чуковский «Телефон»; Оборудование: Предметные картинки, муляжи, наборы игрушек: овощи-фрукты, одежда-обувь, посуда-мебель; картинки-парочки «один-много», «большой-маленький», лото «Предметный мир»; набор картин «4-й лишний»; «Нелепицы»; Рассматривание иллюстраций и книг: С.Маргак «Откуда стол пришёл», К.Чуковский «Федорино горе», А.Алёхон «Матрёшки», Л.Толстой «Рассказы из Азбуки», Н.Смирнова «Как ткани ткут и нити прядут», Н.Матвеева «Путешественник», Ю.Тувим «Всё для всех». | Помощь в оснащении музея старинными предметами быта. Оформление альбома «Бытовая техника», «Чудо-вещи». Консультация «Будьте бдительны! Рядом ваш малыш» |
Подготовка к обучению грамоте Тема: Занятие 2. (Варенцова Н., с.22). Задачи: развивать представления о слове. Развивать умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяжённость (длинные и короткие слова). | Игра «Назови вкусные слова». Игра «Слова-друзья». Измерение протяжённости слов хлопками. Работа со «Звуковыми часами». | ||||
Чтение художественной литературы Тема: Малые формы фольклора. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. (Ушакова О.С., с.125) Задачи: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; Учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки. | Беседа о пословицах; выяснение значений разных пословиц; составление рассказа по пословице; беседа о загадках; загадывание и отгадывание загадок; составление загадок; беседа о скороговорках. |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Одежда, обувь, головные уборы | Развитие речи Тема: Обучение рассказыванию. Одежда, обувь, головные уборы. (Кыласова Л.Е., с.53) Задачи: учить детей понимать и выполнять сложные инструкции; подбирать признак к предмету; составлять описательные рассказы; развивать внимание и память. | Понимание и выполнение сложных инструкций; игра «Подбери признак»; составление рассказов по плану-схеме. | Словесная игра «Кто больше?» «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.40. Речевые игры: «Скажи ласково», «Это мой, моя, мое, мои» Пальчиковая гимнастика «Обувь». Д/и: «Ничего не забудь» (обувь - это туфли, босоножки, кеды, сандалии, сапоги...). Свободное чтение: «Про старого портного», Литература и фантазия, 44; Хр.д/д/ст/в, 231 «У кого какая обувь?», «У маленькой Мери»,Твоя книга, 407;91 Н.Носов «Заплатка»,Хр.д/д/ст/в, 178 Отгадывание и составление загадок по теме. «Почему у месяца нет платья», Хр.д/д/ст/в, с.53 «Кто сшил Видеку рубашку», Хр. д/д/ст/в, с.54 Воронкова «Маша – растеряша», Твоя книга, с.139, «Научу обуваться я братца», Твоя книга, 142 И.Пивоварова «Про шляпу»; | Д/и: «Что возьмем с собой на бал» (Волчкова В., с. 47). Речевая игра «Сосчитай до 5 слова». Рассматривание иллюстраций и книг по теме. Настольно-печатные игры (самостоятельно). Игры в уголке «Ряжения». | Составление алгоритма одевания и раздевания. Консультация «Одеваемся по погоде», «Одеваем правильно малыша». Оформление альбома «Обувь», «Одежда к каждому сезону», «В этом сезоне…» (головные уборы). |
Подготовка к обучению грамоте Тема: Занятие 3. (Варенцова В., с.22). Задачи: знакомство с терминами «слог», «звук»; развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове; совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Работа с фланелеграфом. Чтение стихотворения. Поиск детьми слов со звуком ж. | ||||
Чтение художественной литературы Тема: Рассказ Н.Носова «Живая шляпа». (Ушакова О.С., с.94). Задачи: учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа;, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. | Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»; беседа о произведении; рисунки детей к частям рассказа; придумывание окончания рассказа. |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Посуда. | Развитие речи Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды. (Ушакова О.С., с.55). Задачи: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный). Учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница). | Чтение отрывка стих-я С. Капустикян «Маша обедает»; вопросы; беседа о предметах посуды, которые выставлены на столе; игра «Магазин посуды»; игра «Отвечай быстро». | Этюд «Закипающий чайник». Д/и «Что из чего, как называется» «Формирование коммуникативных навыков у детей», с.101. Словесная игра «Кто больше?», «Скажи наоборот». Проговаривание скороговорок:
А.Квитко «Стихи о чистой посуде», «Легкий хлеб» (белор.ск.) Хр.д/д/ст/в, 261 Отгадывание и составление загадок по теме. К. Чуковский «Федорино горе». Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар».
| Игровая ситуация: «День рождения» Д/и: «Назови посуду» (классификация), Игры: «Назови части посуды»; «Большой-маленький» (с мячом); «Весёлый счёт»; «Где что лежит?» Рассматривание иллюстраций и книг по теме. Пересказ Драматизация: «Колобок»; Настольный театр «Колобок», «Репка», игры в уголке «Кухня», «Магазин». Предметные картинки и наборы игрушек: посуда; картинки-парочки «один-много», «большой-маленький», лото «Предметный мир»; набор картин «4-й лишний». | Составление альбома «Посуда» |
Подготовка к обучению грамоте Тема: Занятие 4. (Варенцова Н., с.22). Задачи: развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове; совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Работа с фланелеграфом. Чтение стихотворения С. Маршака. Дети называют слова со звуком с. Игра «Назови слова». | ||||
Чтение художественной литературы Тема: Чтение рассказа Ф. Атянина «Разбитая тарелка». (Хрестоматия по программе «Валдоня», с.182. | Чтение рассказа. Беседа по содержанию. Пересказ произведения по ролям. |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Продукты питания. | Развитие речи Тема: Продукты питания. (Кыласова Л.Е., с.98). Задачи: закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина; названия продуктов, из которых готовят первые, вторые, третьи блюда; активизировать предметный, глагольный Речевой материал; развивать внимание и память. | Беседа. Д/и «Какие продукты нужны повару для работы?». Д/и «Варит, печёт, жарит». Д/и «Какие продукты тебе нужны, чтобы приготовить…». Д/и «Назови по образцу». | Игры «Весёлый счёт»; «Назови блюдо» Кыласова Л.Е., с.101. Дыхательное упражнение «Суп кипит»; ритмическое упражнение «Мы тесто месили» Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет, с.102-103. Ю.Есакова «Творог». В.Пальчинскайте «Хлеб», Хрестоматия д/д/ст/в, с. 202; С.Капутикян «Мы сварили плов», Хр.д/д/ст/в, с.381; «Что такое эскимо?», Д/В, 1999,1,51 «Вкусная каша», Твоя книга, с.38 «Отличные - пшеничные», Д/В, 1991,5,64 Свободное чтение, заучивание: «Каша из топора», «Мы любим пряники», Д/В, 1990,10, 105; «Гречку мыли», Хр.д/д/ст/в,7 А.Квитко «Стихи о чистой посуде» «Легкий хлеб» (белор.ск.) Хр.д/д/ст/в, 261 Отгадывание и составление загадок по теме. М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Хр. д/д/ст/в, 339 | Игровая ситуация: «День рождения». «Вкусные и полезные продукты», «Что готовить мы берем» Настольный театр «Колобок», «Репка». | Копилка лучших рецептов. Оформление стенда «Полезные продукты». |
Подготовка к обучению грамоте Тема: Занятие 5. (Варенцова В., с.23). Задачи: освоение звукового анализа слов; составление схемы звукового состава слова; определение количества слогов в словах. Знакомство с графической записью слогов. | Составление схемы звукового состава слова. Звуковой анализ слова «мак». Игра «Телеграф». | ||||
Чтение художественной литературы Тема: Норвежская народная сказка «Пирог». (Ушакова О.С., с.112). Задачи: познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | Беседа о сказке. Чтение сказки «Пирог». Беседа о прочитанном. Сравнение сказки «Пирог» с русскими народными сказками. |
Неделя/ Лексическая тема | Программное содержание НОД | Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности | Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов | Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Мебель. | Развитие речи Тема: Много мебели в квартире. (Кыласова Л. Е., с.57). Задачи: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели. | Загадывание загадки. Рассматривание различной мебели на картинках. Беседа «Для чего нужна мебель?». Закрепление знания названий мебели. Игра «Весёлые зайчики». Логические упражнения. Игра «Весёлый счёт». | Составление предложений с обобщающими словами «Новый мебельный гарнитур состоял из стола, стульев, шкафа...» Пальчиковая гимнастика «Стол» , «Кресло». «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.131,134.Д/и «Угадай, что это.» Словесная игра «Кто больше?» Свободное чтение: Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!», Хр.д/д/ст/в, 372 И.Д.Агеева «Загадки», 500 загадок – складок, 22-25; Отгадывание и составление загадок по теме. М.Цветаева «У кроватки». | Свободное общение: «Правильно ли я сижу на стуле, кресле, диване…» Д/и: «Устроим кукле комнату», «Что лишнее», «Найди и назови». Игра с мячом «Назови три предмета» Рассматривание иллюстраций и книг по теме. Настольно-печатные игры (самостоятельно). Предметные картинки, муляжи, наборы игрушек: мебель; картинки-парочки «один-много», «большой-маленький», лото «предметный мир»; набор картин «4-й лишний». | План-схемы детских комнат. Консультация «Безопасная мебель». |
Подготовка к обучению грамоте Тема: Занятие 6. (Варенцова Н., с. 23). Задачи: освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. | Чтение потешки. Звуковой анализ слова «дом». Игра «Живые звуки». Игра «Назови слова со звуками д, дь». | ||||
Чтение художественной литературы Тема: Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. (Ушакова О., с.111). Задачи: дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от произведений других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие это значение. | Беседа о пословицах и поговорках. Беседа о загадках. Загадывание загадок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование в старшей группе по образовательной области "Математическое развитие"
Данное тематическое планирование позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному "минимуму". Планирование строится с учётом инте...
Тематическое планирование в старшей группе по образовательной области "Математическое развитие"
Данный материал будет необходим для правильной организации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений....
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития...
Перспективно-тематическое планирование в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие»
Перспективно-тематическое планирование в младшей группе по образовательной области «Речевое развитие»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15819297","attributes":{"alt":"","cl...
Комплексно-тематическое планирование для старшей группы детского сада. Образовательная область "Познавательное развитие".
Комплексно-тематическое планирование для старшей группы детского сада. Образовательная область "Познавательное развитие" . Развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомл...
Тематическое планирование в старшей группе. Тематическая неделя «Праздник знаний»
Вторник 01.09.2020 ...
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе (шестой год жизни) по образовательной программе "Мозаика"на год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области
Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по образовательной программе "Мозаика" на год СП "Детский сад" ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка м.р. Сызранский Самарской области...