Царство вежливости и доброты.(нравственное воспитание)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Заворуева Татьяна Васильевна

Педагоги и родители постоянно должны воспитывать культуру общения у ребенка, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsarstvo_vezhlivosti_i_dobroty.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

        .        

Конспект

организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы детского сада.

Образовательная область «Коммуникация».

Тема.  «Царство вежливости и доброты».

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, игровая.

Цели:  способствовать нравственному развитию личности ребенка;

познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов; воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Материалы и оборудование:  цветы, корзина, шапочка гуся, сердечки, фонограмма песни «Улыбка».

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

I. Вводная часть.

1.Организационный  момент

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем  сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».

II. Основная часть.

1. Беседа о «вежливых словах».

- Кто помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Доброе утро.)

- Приятно ли вам было услышать его? Почему? (ответы детей)

- Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»:

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро!

- Сказало.

- Доброе утро!

- Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

- А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все ровно.

Придумано мудро:

Доброе утро.

- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, плохое настроение, нужно все равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

- А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т.д.)

- Слова эти не только приятно слышать, но и приятно произносить. Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

- Вслушайтесь в слово «здравствуйте».  Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.  Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.

2. Поэтическая минутка.

Послушайте стихотворение (читает стихотворение ребенок):

- Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть и были совсем не знакомы.

Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали!

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Что же особенного произошло между людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)

- Есть  еще  одно приятное  слово. Это слово «спасибо».

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

- В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей! ».

- А что значит слово «до свидания»? (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания»?

(Что прощаемся ненадолго и рады будем увидеть вас снова).

- Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте», «До свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие слова? С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего. А как называются все эти слова? (Вежливые).

3.ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

- Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали:

Встаньте, пожалуйста,

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста! МОЛОДЦЫ.

4. Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным).

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения «Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить.

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот! -

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! -

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка.

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

- Ты, вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

- Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый вечер). Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

- Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать, где и как

употреблять вежливые слова). Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи вежливые слова? (нет)

- Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать — уместны твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить).

- Для того чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять вежливые слова, но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.

5. Драматизация стихотворения «Гусь».

Леон покажет вам историю, которая приключилась с одним мальчиком. (драматизация стихотворения «Гусь».):

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

«Не трусь!

Быть может,

Этот  Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной».

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулся:

- Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось: «Привет»!

-Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика)

-Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался.)

-Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)

-Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке).

-Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне, добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные. Не даром, наверно, в народе говорят, что «вежливое слово и кошке приятно».

-Я вам сегодня хочу открыть один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Где оно находится? (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть, кого обидели. И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас? (ответы детей)

- Правильно, это ДОБРОТА!

6.Чтение пословиц и поговорок.

- Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появилось много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте». (Чтение 3-4 пословиц детьми)

- Вежливости открываются все двери.

- Если доброта, как солнце светит, радуются и взрослые и дети.

- От худого слова, навек ссора.

- Доброе слово лечит, а худое калечит

        7. Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

- А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет - молчите:

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

      8. Игра: «Подскажи словечко» (за правильные ответы воспитатель раздает цветы).

- Мне еще раз хочется убедиться, как вы много знаете вежливых слов.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

- Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

- Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста (извините)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. (до свидания).

(за правильные ответы воспитатель раздает цветы)

- А теперь подведем итоги.  Что получилось у нас? (корзина с цветами - корзина счастья).

- А цветы в корзине – это цветы человеческой души, а именно - ласка, любовь, нежность, доброе слово, забота, искренность, тепло, понимание.

- Дети, давайте будем щедро каждый день дарить эти «цветы» окружающим! И давайте начнем прямо сегодня.

- Посмотрите, а что это еще лежит у нас в корзине? (сердце)

- Вот где находится «Царство Вежливости и Доброты» (в нашем сердце.)

- А чтобы вы не забывали где, находится наше царство - вам подарки – символ этого царства - наши теплые добрые сердца. (дарятся сердца, заранее подготовленные).

Звучит Фонограмма песни «Улыбка».

III. Заключительная часть.

1.Итог.

- И закончить сегодня нашу образовательную область мне хотелось бы такими строками:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 г. Пугачева саратовской области»

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТАРШАЯ ГРУППА №3

Воспитатель: Заворуева Т.В.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме «В царстве вежливых наук».

НОД построена в игровой форме, направлена на социализацию дошкольников: развитие представления о том, что такое "дружба", "вежливость", "гуманность"....

Организованная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему "Царство вежливости и доброты"

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка. Задачи:познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» ...

Конспект занятия по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук»

Мною представлен конспект непосредственно-образовательной  деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе  ...

Методическая разработка конспекта занятия по нравственному воспитанию дошкольников "Путешествие в Царство вежливости и доброты"

Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников«Путешествие в Царство вежливости и доброты»Цель:1. Сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре ...

Конспект ОД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Царство вежливости и доброты»

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.Задачи:познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость,показать необходимость употребления в р...

Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников «Путешествие в Царство вежливости и доброты»

Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников«Путешествие в Царство вежливости и доброты»Цель:1. Сформировать элементарные знания о нравственном поведении и культуре ...