Конспект ОД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Царство вежливости и доброты»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи:
- познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость,
- показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;
- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
- отношение к людям;
- развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsarstvo_vezhlivosti_i_dobroty.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по нравственному воспитанию в старшей группе на тему:
«Царство вежливости и доброты»
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи:
- познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость,
- показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;
- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
- отношение к людям;
- развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.
Словарная работа: вежливость , доброта, вежливые слова (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи, мир вам, с миром принимаем, ангелы за трапезной, спаси господи).
Предварительная работа: беседа о вежливости, о значение вежливых слов; Чтение художественных произведений; разучивание физкультминутки.
Оборудование : карта «Царство Вежливости и Доброты», цветы, корзина, плакат с надписью 'пословицы, шапочка гуся.
Ход занятия
Доброе утро, дорогие ребята, дорогие гости! Я очень рады видеть вас! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на нашем занятие вашими помощниками.
Сегодня у нас будет необычное занятие, вот чему оно посвящено, вы мне скажете сами.
- Что вы видите на доске? (карту)
- Обычная это карта или нет? (нет.)
- Для чего людям нужна карта? (когда путешествует.)
Вот и мы с вами сегодня будем путешествовать.
Все любят путешествовать? (да)
- Мы посетим сегодня с вами необычное царство, а как оно называется и где оно находиться, вы мне должны будете сказать сами.
(обратить внимание на карту, висящую на доске)
В этом царстве люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. А еще в этом царстве люди любят делать друг другу подарки.
- Кто из вас любит получать подарки? Почему?
- А вам самим нравится делать подарки другим людям?
- Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)
- Подарки, сюрпризы приятно получать близким людям: маме, папе, другу, подруге.
А испытываете ли вы чувство радости удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а знакомым?
- А как без подарков могут люди делать приятное друг другу?
Беседа о «вежливых словах».
- Может кто - то помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Доброе утро.)
- Приятно ли вам было услышать его? Почему?
- Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.
Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко».
Солнышко ясное встало.
- Доброе утро!
- Сказало.
- Доброе утро!
- Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим.
Но если, проснешься,
- А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все ровно.
Придумано мудро:
«Доброе утро».
- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить:
«Доброе утро! » - и сразу станет теплее, радостнее.
- А какие еще слова вам приятно слышать от других людей? Посмотрите на нашу карту - она без рамки, так давайте сделаем ей красивую рамку из цветов. Каждый цветок будет соответствовать одному приятному слову. (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи.)
А в православном мире, какие мы можем услышать приятные слова? (мир вам, с миром принимаем, ангелы за трапезной, спаси господ)
- Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?
- Вслушайтесь в слово «здравствуйте». Слово «здравствуйте» очень древнее, связано оно со словом «дерево». Когда - то давно, люди, произнося слово «здравствуйте!» желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, дуб. И теперь, когда мы говорим это слово, мы желаем здоровья, желаем быть, сильными, крепкими.
А каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья?
- Почему?
Ответ мы найдем в стихотворении. Читает ребенок.
Слушайте внимательно, потом все вместе будем отвечать на поставленные вопросы.
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть и были совсем не знакомы.
Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали!
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Что же особенного произошло между чужими людьми, что у них на капельку солнца, радости счастья стало больше? (Они простым словом «здравствуйте» пожелали друг другу здоровья, и от этого пожелания им стало радостнее, теплее на душе.)
- Я хочу познакомить вас еще с одним словом. Это слово «спасибо»
Откуда взялось это слово? Хотите узнать?
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» - превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
- А что значит слово «до свидания»? (До нового, до скорого свидания)
- Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания»?
(Что прощаемся ненадолго и рады будем увидеть вас снова).
- Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте», «До свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие? С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего.
- А как называются все эти слова? (Вежливые).
- Может, кто - то догадался, как называется наше царство? (ВЕЖЛИВОСТЬ).
(воспитатель открывает часть названия царства на карте)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА:
Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «вежливые слова». И так, начали: не ошибись, пожалуйста.
Встаньте, пожалуйста,
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста! МОЛОДЦЫ.
(Еще раз проигрывается физкультминутка - только в роли ведущего будет ребенок).
- Кто понял, о каких подарках шла речь в самом начале занятия? (о вежливых словах). Молодцы.
Знакомство со значением слова «вежливый», «вежливый человек».
Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным)
А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени Петрусь из стихотворения
«Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить.
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только - только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! -
Дед ругнул его спросонок:
Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! -
Та отпрянула в сторонку.
Как невежливая девчонка.
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды - прыг.
Чуть не сел ему на плечи:
- Ты, вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он!
- Какие вежливые слова произносил Петрусь?
- Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи вежливые слова? (Нет, поступки его были не красивые, не правильные.)
- Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как употреблять вежливые слова)
- Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей речи «Вежливые слова»? (нет)
- Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать – уместны твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что - то делать)
- Какой сделаем вывод? (Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять «Вежливые слова», но и употреблять их правильно, в зависимости от той или иной ситуации, в которой вы находитесь.
- Я хочу показать вам историю, которая приключилась с одним мальчиком. (драматизация стихотворения «Гусь»).
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
«Не трусь!
Быть может,
Ото Гусь - ручной,
Бежит знакомиться со мной».
Но у гуся свирепый вид-
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулся:
- Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось: «Привет»!
- Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика)
- Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался)
- Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)
- Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому взгляду, доброй улыбке)
- Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне, добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.
- Не даром, наверно, в народе говорят, что вежливое слово и кошке приятно.
- Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко.
- Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?
- Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть кого обидели.
- И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?
- Правильно, это ДОБРОТА!
- Так без чего не может быть вежливого человека? (без доброты)
- Так как называется полностью царство, по которому мы сегодня путешествовали? (Царство вежливости и доброты)
(воспитатель открывает вторую половину карты)
- Ребята, а вы знаете, что из народной мудрости появились много пословиц и поговорок, о «вежливости и доброте». (Чтение 3-4 пословиц детьми)
-Вежливости открываются все двери.
-Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.
-От худого слова, навек ссора.
- Доброе слова лечит, а худое калечит
- Ребята, обратите внимание на доску. На ней написана одна из услышанных нами пословиц «Доброе слово лечит, а худое калечит».
(разбор пословицы)
- А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет - молчите.
Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром» скажет твердо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит как рыба
Вместо доброго «Спасибо»
У кого из вас в порядке
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Игра: «Подскажи словечко». Мне еще раз хочется убедится как вы много знаете вежливых слов.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
- Когда виноваты, сказать поспешите:
«Прошу Вас, пожалуйста (извините)»
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
(за правильные ответы воспитатель раздает цветы)
- А теперь подведем итоги нашего конкурса.
- Что получилось у нас? (корзина с цветами - корзина счастья).
- А цветы в корзине – это цветы человеческой души, а именно - ласка, любовь, нежность, доброе слово, забота, искренность, тепло, понимание.
- Дети, так не будем же скупиться, давайте будем щедро каждый день дарить эти цветы окружающим! И давайте начнем прямо сегодня.
Посмотрите, а что - это еще лежит у нас в корзине? (сердце)
(положено заранее в корзину)
- Так, знаете где находится «Царство Вежливости и Доброты» (в нашем сердце.)
-А чтобы вы не забывали где, находится наше царство - вам подарки – символ этого царства - наши теплые добрые сердца.
(дарятся сердца, заранее подготовленные)
Звучит Фонограмма песни «Улыбка».
- И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив.
Ведь это основа - основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь добрым - обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему "Царство вежливости и доброты"
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка. Задачи:познакомить с понятием «вежливость», показать, в чем проявляется вежливость, показать необходимость употребления в речи «вежливых» ...
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе по теме: "Уроки вежливости в школе игрушек"
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе по теме: "Уроки вежливости в школе игрушек"...
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе Тема: «Уроки Доброты»
Данный материал содержит занятие по формированию нравственных качеств личности детей....
Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе « Уроки Доброты»
Материал направлен на формирование у детей моральных представлений о положительных чувствах и эмоциях (добре и радости)....
Конспект по социально – нравственному воспитанию в старшей группе №2 Тема: «В мире правит доброта"
Цель: Формирование у детей социально - нравственных качеств, осознания детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки. Задачи: 1. Развивать умения проявлять доброту, ...
Конспект НОД по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Царство вежливости и доброты»
...
Конспект интегрированного занятия по нравственному воспитанию в старшей группе на тему: "Путешествие в страну доброты и дружбы"
Данное занятие имеет познавательную, развивающую, закрепляющую цель . На данном занятии дети закрепляют и расширяют знания о дружбе, а так же учатся...