Пальчиковые игры - залог успеха!
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Статья про взаимосвязь пальчиковых игр с развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_palchikovye_igry_zalog_krasivoy_rechi.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Пальчиковые игры - залог красивой речи» Выполнила: учитель-логопед Шоломович Т.Я
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.
Пальчиковые игры целесообразно начинать с самых простых упражнений, таких, как «Посолим суп» (собранными в щепоть пальцами ведущей руки имитируем названное движение); «Птички» (птички-пальчики «склевывают», например, слова с заданным звуком); «Почистим клювы» (большим пальцем дети тщательно со всех сторон «очищают» каждый пальчик ведущей руки). Затем можно перейти к более сложным играм.
«Футболисты»
Как-то летом на лесной полянке собрались поиграть в футбол две команды - команда зайчиков (левая рука) и команда белочек (правая рука).
Капитан команды зайчиков вывел на поле свою команду (работают левой рукой).
Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).
Разминаются игроки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды зайчиков приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем левой руки).
На поле выходит команда белочек (работают правой рукой).
Разминается капитан (большим пальцем совершают 7-10 круговых движений).
Разминаются белочки (не менее 3 раз сгибают и разгибают каждый палец поочередно).
Капитан команды белочек приветствует членов своей команды: «Здравствуйте!» (большой палец поочередно соприкасается с каждым пальцем правой руки).
Команды приветствуют друг друга: «Здравствуйте!» (соприкасаются одноименными пальцами обеих рук).
В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» используется для развития межполушарных связей.
У нашего (выставляют два кулака)
У Гришеньки (ставят ладони на ребро)
Под окошком (показывают две ладони)
Вишенки (выставляют два кулака).
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый (левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца),
У Марины куст малины,
У Арины две рябины (правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца).
А у Вани (показывают ладонь)
На плетень (выставляют кулак)
Зелененький (ладонь)
Вьется хмель (кулак).
Коленька хороший (поглаживают кисть левой руки),
Коленька пригожий (поглаживают кисть правой руки),
Пройди по дороженьке (указательный и средний пальцы обеих рук шагают), Топни (выставляют кулак),
Коля (ставят ладонь на ребро),
Ноженькой (показывают ладонь).
Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами - указательным и средним каждой руки),
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой — указательный, большой - средний и т.д.).
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
Чистая водичка (моющие движения)
Умоет Саше личико (поглаживающие движения по щекам),
Анечке - ладошки (интенсивное потирание ладоней),
А пальчики - Антошке (массаж поочередно каждого пальчика, «снимаем» 5
перчатки).
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
Жили-были зайчики (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки)
На лесной опушке (хлопают в ладоши).
Жили-были зайчики (показывают уши)
В беленькой избушке (показывают домик).
Мыли свои ушки (трут уши),
Мыли свои лапочки (моющие движения ладонями рук),
Наряжались зайчики (движение ладоней сверху вниз по туловищу),
Надевали тапочки (показывают).
Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач, например, по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» (закрепление обратного счета).
На базаре (выставляют кулак)
Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
Накупил (показывают ладонь)
Баран (кулак)
Баранок (ребро).
Для барашков (пальцы левой руки «играют»),
Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек (показывают 10 пальцев),
Девять сушек, восемь плюшек,
Семь лепешек, шесть ватрушек,
Пять коржей, четыре пышки,
Три пирожных, две коврижки
И один калач купил (показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
А для женушки -
Подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!
В старшем дошкольном возрасте уже можно готовить руку ребенка к письму.
Развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. 6
Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.
Во втором полугодии в старшей и подготовительной к школе группах детям полезно рисовать под диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть речевое нарушение. Например:
• Рисуем большой треугольник, над ним - чуть поменьше, сверху - еще меньше. Что получилось? (Елочка.) Раскрасим ее.
• Рисуем квадрат, над ним треугольник, в квадрате - окно, на крыше - труба, из трубы идет дым.
• Рисуем дождик: сначала тучу (дождевую, снеговую), потом дождинки (кап, кап...), снежинки.
При знакомстве детей со словом объясняю: слово можно нарисовать. Данный прием стимулирует развитие воображения, ассоциативного мышления, фантазии, расширяет словарный запас дошкольников.
Легко нарисовать существительные: день (солнце, светло), ракета, свет (солнце, фонарь, окно).
Труднее рисовать слова-состояния, слова-определения: жарко (солнце), весело (улыбка), добрая (мама, бабушка), верный (щенок, пес).
Еще интереснее задание - нарисовать слово с противоположным значением: большой-маленький, добрый-злой, чистый-грязный, утро-вечер и т.д.
Можно рисовать и предложение. Особенно эффективно рисование под диктовку при усвоении и закреплении предлогов. Рисунки помогают понять пространственное расположение предметов. Параллельно тексту даю схему предлога.
В гнезде - дрозды.
В небе белеют облака.
Яблоки - на яблоне.
На веточке - певчая птичка.
На сосне - сосновые шишки.
На козе - стрекоза.
Над Волгой - иволга.
Махаон порхал над мухомором.
В кресле - перс,
Под креслом - Рекс.
Лиза и Зина - под зонтом.
У Даши подушка под ушком.
За возом - забор,
За селом - стожок,
В старшем дошкольном возрасте после знакомства с первыми согласными звуками приучают детей «читать» с помощью пальцев. Каждому пальцу соответствует свой звук: большой палец - согласный звук, указательный - а, средний - у, безымянный - о, мизинец - и.
Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного звука не меняется, например: па, та, ма; пу, ту, му; по, то, мо; пи, ти, ми. И т.д.
Сначала на пальцы надеваем красные колпачки - символы гласных звуков, затем работаем по памяти, меняя согласный звук: та, ма; ту, му; то, мо; ти, ми. И т.д.
Метод пальчикового чтения помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению, поскольку предлагается в занимательной форме. Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный-гласный, доведенное до автоматизма пальчиковым чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.
Предлагаемые игры и упражнения позволяют превращать скучные занятия в увлекательные, способствуют улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье залог успеха
Здоровья нужно укреплять самого раннего возраста. И мы должны укрепить здопровье нашим детям....
Психологическая консультация для педагогов с элементами групповой работы : «Изучение индивидуальных особенностей детей – залог успеха в воспитании и обучении».
План:1.Ознакомление воспитателей с программой и ходом консультации .2. Мозговой штурм.3. Практическое знакомство с методиками, позволяющими изучить индивидуальные особенности.4.Работа в малых группах ...
Презентация "Мастер класс для родителей" Речь - залог успеха.
Родители главные помошники, главные учителя для своих детей.В презентации представлены игры - упражнения для развития мелкой моторики и для развития мыщц языка "Научимся говорить правильно"....
Пальчиковые игры - залог всестороннего развития ребенка
известно, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. они также помогают налаживать тесный контакт родителя с ребенком....
Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка
Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка...
Отчет о работе по самообразованию в группе « Светлячки» тема работы: «Самоизоляция нам не помеха: вместе познаем, играем и творим, вот залог успеха!»
В условиях самоизоляции у родителей появилось больше возможностей побыть с детьми дома, чего не хватало в потоке повседневных забот нашей жизни до вынужденного пребывания дома. Но, что характерн...
Дистанционная работа "Вместе познаем, играем и творим, вот залог успеха!»
Непрерывность реализации образовательного процесса, в том числе в системе дошкольного образования, является одним из условий представления качественного образования....