Развитие речи детей от 1 до 2-х лет жизни
статья по развитию речи на тему
Развитие речи детей от 1 до 2-х лет жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoroy_god_zhizni.docx | 31.57 КБ |
st1.doc | 81.5 КБ |
statya_2.doc | 62 КБ |
st.3.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Второй год жизни
Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.
В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов ему знакомый, найти на картинке кошку, собаку и др. животных. В то же время он может показать, где у него глазки, носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.
В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания.
Слово при первом усвоении обозначает для ребёнка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова «мама», «стульчик», «мячик» - такие же собственные, как Маша, Саша.
А затем при помощи чувственного восприятия конкретного предмета, когда дети двигают предмет, трогают его, нюхают, пробуют на вкус, дети не только запоминают слова – наименование этого предмета, но и происходит усвоение этого наименования, как обобщённого названия всех предметов данного класса: стол – это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол. Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребёнок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди и усваивают их названия. Ребёнок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщённый смысл прилагательных.
Необходимо заметить, что словарный запас является лишь строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целью общения и познания действительности.
В развитии речи ребёнка этого возраста усвоение грамматического строя речи является не менее актуальным, чем накопление словаря. Грамматический строй формируется поэтапно. Согласно периодизации, предложенной А.Н.Гвоздевым, возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. называется периодом предложений, состоящих из аморфных слов – корней. В свою очередь, он делится на 2 этапа:
этап однословных предложений (1год 3 мес. – 1 год 8 мес.) и
этап предложений из нескольких слов – корней (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).
Этап однословного предложения
Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: « ба»– «собака», «пу» – «капуста» и множества звукоподражаний: «би-би», «ав-ав», «мяву». Ребёнок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Так, слово «кыль-кыль» - это и карандаш, и нож, и меч (всё колючее), «ффууу» - это и лампочка, и спички, и плита.
По мере того, как накапливается опыт, ребёнок учится различать предметы, и у него в активном словаре появляются новые слова. Первые слова несут в себе не только номинативную функцию, т.е. называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, т.е. являются одновременно предложениями. Слово «би-би» обозначает не просто машинку, но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами, «Дай машинку».
Малыши используют слова – предложения до 1 года 8 месяцев, а потом начинается этап фразовой речи:
Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев).
Слова в таких предложениях не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: «бай»-спать, «бух»-упал, «куп-куп»-купаться и т.д. Много глаголов повелительного наклонения «дай», «неси». Вот примеры таких предложений «Ляля бух»-кукла упала, «Папа ам»-папа кушает.
Усвоение грамматической структуры предложения
В возрасте от 1 года 10 мес. до 2-х лет 1 мес. происходит возникновение первых форм слова. Теперь фраза начинает оформляться грамматически в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов друг к другу.
Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются - формы множественного числа с окончаниями –и, -ы «толь-толи» стол-столы»;
винительного падежа с окончанием –у- («дать куку»-дать куклу);
предложного падежа с обозначением места и окончанием –е, но без употребления предлогов(«толе»-на столе).
Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода: «белиль»-белый, «чёняня»-чёрный.
В это время фраза уже состоит из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление, т.к. дети умеют согласовывать существительные с глаголом, а так же правильно употреблять винительный падеж в качестве прямого дополнения. Себя дети называют в 3-ем лице по имени, хотя и возможно появление местоимения «я» уже на втором году жизни. Кроме этого, есть много свидетельств более раннего употребления различных форм глаголов первого лица единственного числа («хочу»), третьего лица единственного числа прошедшего времени («ляля кусала»)-ляля кушала, будущего времени («папа будеть титать»-папа будет читать).
Малыши, опережающие в развитии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями.
Развитие произносительных навыков
В период с 1-го года до 2-х лет темпы нормализации звукопроизношения отстают от темпов овладения словарём и грамматическим строем. Можно сказать, что ребёнок в это время занят другим. Причины искажённого звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребёнка ещё не совершенен.
В начале второго года жизни ребёнок правильно произносит несколько звуков: гласные «а», «у», «и», «о» и согласные «б», «п», «м». остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лёгкими в произношении. Причём большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствуют и позже утрачиваются. Надо отметить, что все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определённое время (так называемое физиологическое косноязычие).
Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам и в норме не имеет исключений. Свистящие звуки усваиваются в произношении лишь после появления язычно-зубных смычных «т», «д».
На основе свистящих усваиваются шипящие согласные. Твёрдые «б», «п», «м», «в», «ф» появляются раньше парных мягких, а твёрдые «т», «д», «н», «л»-после парных мягких.
В течении второго года жизни в речи детей появляются в правильном произнесении примерно половина звуков родного языка. К полутора годам ребёнок чётко произносит гласные звуки «а», «и», «о», «у», «э», согласные «б», «п», «м», «й», «к», «г». Из гласных отсутствует «ы».
В два года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твёрдых согласных звуков. Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков: «ыба» вместо «рыба», «пахая» -плохая.
Из твёрдых звуков начинают произноситься «в», «ф», «х», а у некоторых детей и «т», «д», «н». Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребёнок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.
Достижения второго года жизни
1.Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
2.Выполняют просьбы взрослых, состоящие из 2-х частей.
3.Понимают значения пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
4.Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул-это стул).
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
6.К 1,5 годам в активном словаре ребёнка насчитывается около 50 слов,
к 2-м годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а так же глаголов, обозначающих простые действия.
7.Речь аграмматична. Пользуется фразой из 2-4 слов, согласует глаголы 3-его лица единственного числа настоящего времени с существительными, использует формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
8.В речи много глаголов в повелительном наклонении.
9.Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
10.Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
11.Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путём опускания слогов из середины слова).
12.У некоторых детей слабый, тихий голос.
Предварительный просмотр:
Нет ничего более увлекательного, чем веселая и забавная, занимательная и познавательная игра с самым маленьким ребенком. Процесс развития малыша требует именно этого — общения, игры, взаимной радости — самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Играя вместе, вы освоите все более активные и сложные способы взаимодействия с окружающим миром. У ребенка возникнет стойкий интерес к предметам, игрушкам, картинкам и книжкам. В общих играх малыш научится внимательно смотреть вам в лицо, прислушиваться к интонациям вашего голоса, различать игрушки, выполнять первые игровые действия, понимать ваши вопросы и отвечать на них. Ваше совместное наблюдение за погремушкой, цветной рукавичкой на вашей руке, за нарисованной на деревянной ложке рожицей через некоторое время обернется умением ребенка рассматривать картинки в детской книжке, показывать фотографии в семейном альбоме. Умение прислушиваться к вашему голосу, звучанию бубенцов, шуршанию бумаги, плеску воды вырастет в различение интонаций речи, в понимание простых вопросов, действий и слов, обозначающих игрушки, предметы обихода и картинки в книжке.
Игры, собранные в этих рекомендациях, я назвала «Театр одного зрителя», понимая, что главным действующим лицом такого домашнего театра будет взрослый, а единственным зрителем — малыш. Именно вы, инициируя появление и удлинение совместного для вас и малыша сосредоточения на окружающих игрушках и предметах, научите его понимать речь окружающих людей и активно пользоваться первыми словами.
Чтобы было удобнее ориентироваться в этих материалах, все игры сгруппированы от самых простых до наиболее сложных умений, которые малыш с ограниченными возможностями здоровья сможет освоить ближе к трем годам. для организации игры с малышом вы должны помнить:
• Внимание ребенка еще очень неустойчиво, поэтому длительность игры может быть не более 3—5 минут на первом году жизни и не
более 7—10 минут на втором-третьем году жизни.
• Подберите для своего малыша перечень игр, определитесь со временем в режиме дня и играйте в одни и те же игры каждый день в течение 3—4 недель.
• Чтобы малышу было интересно, все подобранные для него игры вы должны хорошо знать. Однако не обязательно
учить все стихи, приведенные в этом пособии. Наверняка вы еще с детства помните многие веселые и забавные
стихи и песенки. Рассказывайте малышу то, что вы помните, пойте песенки на любой известный вам мотив или сочиняите его сами. А если вам захочется разнообразить свой репертуар, выпишите понравившиеся стихи, забавы и песенки на небольшие листочки бумаги, повесьте их над пеленальным столом, над кроваткой малыша или на кухне, и вам не нужно будет их специально учить, они всегда будут у вас перед глазами.
ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
ИГРА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЖИЦЕЙ»
Приготовьте деревянную неокрашенную ложку, на которой
нарисуйте веселую рожицу.
Малыша так расположите на своей руке, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. Руки ребенка с помощью вашего предплечья
также направляются вперед, а обе его подошвы рукой прижмите одна к другой. В такой люльке малыш чувствует себя в безопасности
и может рассматривать ложку, которую ему показываете Вы или кто-то из членов семьи. Через З—4 дня ложку можно заменить на куклу, зайчика или другую сюжетную игрушку.
ИГРА «3АНИМАТЕЛЬНАЯ РУКАВИЧКА»
Положите малыша на животик через свое колено. Наденьте рукавичку себе на руку, позвените колокольчиком, привлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает за ней, а потом вы можете его погладить рукавичкой и снова привлечь его внимание.
Вам понадобятся яркие рукавички, к одной из которых вы пришьете колокольчик, а к другой — бубенцы. Подумайте, как еще можно разнообразить эти рукавички: может быть, вышить на них подобие лица или пришить пуговицы вместо глаз, носа и рта, а может быть, придумать еще что-нибудь.
ПОМНИТЕ! Все предметы должны быть крепко пришиты.
ИГРА «С ШАРФИКОМ»
Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими свое лицо: «Куку. Нет мамочки! Выгляньте, сказав:
«Ку-ку. Вот и мамочка!» Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.
ПОКАЗ ЗАВОДНОЙ ИГРУШКИ
Покажите малышу заводную игрушку, заведите ее, предоставив малышу возможность за ней наблюдать и пытаться ловить ее ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять ее в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
дам тебе горошка.
ИГРА «БАБОЧКА, ПОЛЕТИ НА ОБЛАЧКО»
Вам понадобятся большой мяч, лучше, если это будет специальный гимнастический мяч из плотной резины, и бабочка, которую можно сделать из цветной оберточной бумаги, перевязав середину лентой.
Положите малыша животиком на мяч, страхуя его ножки своей рукой. Покачайте его вперед-назад несколько раз. Привлеките его внимание к яркой бабочке, перемещайте ее вверх и вниз (до самого пола) и снова медленно поднимайте ее все выше и выше, приговаривая:
Бабочка, бабочка,
Полети на облачко,
Там твои детки —
На березовой ветке!
ИГРА С НАРУЧНЫМИ КУКЛАМИ
для игры вам необходимы куклы , надевающиеся на руку, или маленькие куколки, которые можно надеть на палец.
Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине».
Наденьте куклу на руку или на палец. Перемещайте ее перед малышом вправо- влево, вверх-вниз и по кругу. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте игрушку передвигать по-другому.
Во второй части игры протяните куколку малышу, подтолкните его ручку по направлению к ней, помогая ему схватить игрушку.
ИГРА «ГДЕ НАШ НОСОЧЕК?»
Положите малыша к себе на колени. Покажите малышу яркий носочек, наденьте его на ручку ребенка.
Подтолкните или приподнимите локоток ребенка так, чтобы он мог увидеть яркий носочек. дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда вы убедитесь, что малыш не пытается его схватить другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по
направлению к яркому носочку, помогите ему захватить и потянуть носок. Попробуйте выполнить эти игровые действия с другой ручкой ребенка.
А затем наденьте носочек на ножку. Подтолкните противоположную ручку к носочку. Помогите малышу схватить кончик носочка и потянуть его. Вот так! Проделайте то же самое с другой ножкой и противоположной ручкой.
ИГРА «ВЗДУМАЛОСЬ ДЕТКЕ…»
Лягте на коврик, под голову подложите валик или подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик, выполняйте различные действия ручками ребенка. «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать.
дотроньтесь рукой малыша до
своих ушей. «Вздумалось детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать. Надуйте свои щеки, когда ручки ребенка до них дотронутся, с шумом подуйте. Придумайте и другие действия, побуждая малыша смеяться, наблюдая за вашим лицом.
ИГРА «КОШКА И КОРЗИНКА»
Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка.
Играть можно в манеже, если малыш не ползает, или на полу, где больше места для движений и игры.
Принесите корзинку, сказан: Вот корзинка. А кто сидит в корзинке? Покажите малышу, как кошка медленно показывается из корзинки:
вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Поднесите игрушку к ребенку, побуждая его рассмотреть ее, потрогать, погладить. Пока малыш знакомится с игрушкой, пойте песенку:
Кто мурлычет сладко, сладко
У Надюшиной (имя ребенка) кроватки?
На окошко смотрит кошка —
Как бы прыгнуть на окошко!
Мяу, мяу! Мяу, мяу!
(сл. Ю. Островского)
Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: <Где киска — мяу?> — побуждая ее найти. Каждый раз, пряча киску, переставляйте корзинку в разные места комнаты или манежа, побуждайте ребенка доползти до нее и найти киску.
ИГРА «КУ-КУ, ГДЕ КУКЛА?»
Вам понадобятся кукла и прозрачный
платок.
Играйте на полу, предварительно
убедившись, что для игры достаточно
места.
Пойте, выполняя движения, соответствующие
словам песенки:
Вот красивая игрушка —
Наша куколка Катюшка.
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
Спрячьте под платок куклу
на глазах ребенка, спросите:
Где куколка — Ля-ля? Найди!»
Каждый раз, когда малыш
доползет или дойдет до игрушки
и снимет платок, дайте ему
возможность поиграть с куклой.
И вновь спрячьте ее под платок,
но уже в другом месте комнаты.
ИГРА «ВОТ КАКИЕ ГЛАЗКИ»
Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу: «Вот кукла — ля-ля! Куколка умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!» Покажите
малышу, как можно указатель-
ным пальчиком закрыть и
открыть глазки у кукол-
ки. Спрячьте кукол- ку и вновь покажите ее малышу, спросив: «Где ля-ля?» (Выдержите паузу.) «Вот кукла — ля-ля! Где у куколки глаз- ки?» (Снова пауза.) Вот глазки! Закрой глазки!» (дождитесь действий малыша) «Так-так!»
Играйте вновь и вновь в эту игру, меняя игрушку.
Найдите старую шляпу и две игрушки: мишку и зайку.
Приготовьте для ребенка сюрприз. Спрячьте под шляпой мишку, но так, чтобы малыш этого не видел. Спросите его: Кто там? Посмотри, кто спрятался под шляпой?
Когда малыш найдет мишку, попросите его принести вам игрушку. Поглаживая мишку, приговаривайте:
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный,
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Попросите малыша поводить мишку, взяв за лапы, покормить его, дать попить из чашки и т. п. Пока он выполняет эти действия, спрячьте под шляпой зайчика. Потрогайте шляпу, воскликните: >Посмотри, там еще кто-то спрятался! Когда малыш достанет зайчика, скажите:
Зайчик, ты, зайчик,
Коротеньки ножки,
Сафьяны сапожки!
Попросите малыша накормить
зайчика, дать ему попить, убаюкать
его.
Учите ребенка выполнять действия
по вашему слову и повторять
освоенные ранее
действия с другими
игрушками.
ИГРА «ВОТ СОБАЧКА ПОДОШЛА,, ИГРА»
для ИГРЫ вам понадобятся игрушечная собачка и мисочка. Покажите
малышу действия с собачкой, читая стишок: вот собачка показывается
из-за двери, вот она подходит к ребенку, дает ему лапку, просит кушать.
Вот собачка подошла,
детке лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдет,
Кто ей кушать принесет?
детка, детка к ней идет.
детка кушать ей несет.
Протяните малышу мисочку, попросив его покормить собачку.
Суп из мисочки поела, Отдыхать на коврик села.
Повторите все действия сначала, побуждая малыша «покормить» собачку.
для игры вам будут нужны две игрушки: кукла и кошка. Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:
Уходи с дороги, кот,
Наша куколка идет,
Топ -топ -топ -топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Бах! Упала!
При последних словах уроните куклу, пожалейте ее, продолжая:
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ -топ-топ
Топ-топ-топ-топ.
Вот какая куколка!
Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть. Когда малыш научится действовать с куклой, научите его переносить эти же действия на другие игрушки, например: мишку, зайку, собачку и т. п.
Сядьте на пол лицом к лицу с малышом. Возьмите куклу за ручки и попляшите с ней, приподнимая и опуская ее, напевая песенку:
С куклой нашей
Деточка (имя ребенка) попляшет. Хлопнем все в ладошки,
Пусть попляшут ножки!
Передайте игрушку малышу, попросив его поплясать с ней. Когда малыш начнет плясать с куклой, вы хлопайте в ладоши и пойте эту песенку.
Кроме куклы, и другие игрушки
могут плясать с малышом.
Через 3—4 игры меняйте игрушки, для того чтобы малыш научился переносить это игровое действие на другие игрушки.
ИГРА УЛОЖИГ КУКЛУ СПАТЬ
Вам будет нужна кукла или другая сюжетная игрушка (мишка, зайка и т.п.), расческа.
Укачивайте куклу, напевая песенку:
Уложила куклу спать,
Стала песню напевать,
Баю-баю, баю-баю-бай,
Глазки, кукла, закрывай.
Попросите малыша покачать куколку, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите ее:
Вот проснулась кукла-крошка,
Причешу ее немножко,
Тихо-тихо, не шали,
Потихонечку сиди.
Попросите малыша повторить эти действия.
ЭУЧКИ И для игры вам будет нужна коробка, обклеенная подарочной бумагой и обвязанная лентой, набор небольших по размеру сюжетных игрушек:
собачка, кошка, лошадка, петушок, курочка и другие игрушки.
Торжественно внесите коробку, развяжите бант и, заглянув под крышку, воскликните: (Ой! Кто там? Медленно доставайте из коробки игрушку, спрашивая: «Кто это?» Побуждайте малыша в ответе на ваш вопрос использовать как звукоподражания (Ав-ав, мяу-мяу, но-но, ко-ко, ку-ка-ре-ку), так и полные слова. Отдан игрушку ребенку, просите его показать, как лошадка скачет, как она говорит КИ-го-го»; курочка клюет зернышки, пьет водичку; петушок прыгает на стул и кричит Ку-ка-ре-ку»; собачка бегает, прыгает, лает; киска умывается, мяукает, прячется.
ИГРА КТО КАК КРИЧИТ
Рассказывайте этот стишок, показывая ребенку игрушки из-за ширмы. Побуждайте его к звукоподражанию и называнию игрушек полным словом.
Возвращаясь к показу игрушек, спрашивайте: Кто это? Это гусь? Как гусь кричит? и т.д.
А я рыженькая кошка,
Я мяукаю в окошко:
Мяу, мяу, мяу!
Мяу, мяу, мяу!
Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Кар-кар-кар-кар-кар!
(Ю.Островский)
ИРА «КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ»
Играйте в эту игру за столом или на полу, предварительно надев на
малыша клеенчатый фартук. Вам будут нужны тазик с водой и целлулоидная кукла.
Сопровождайте песенку соответствующими движениями:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой?
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы! Это мы!
Умываться мы умеем, Мы мочалкой моем шею. И вот так! И вот так! И вот так!
Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. И вот так! И вот так! И вот так!
А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
И вот так! И вот так! И вот так!
Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри!
Покажите малышу действия с куклой несколько раз, а потом попросите его искупать куклу.
ИГРА МИШКА С КУКЛОИ
Сделайте из стульев ширму, предварительно накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу-би-ба-бо и мишку-би-ба-бо. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением:
Мишка с куклой бойко топают,
Бой ко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой вместе с ребенком. Самыми благодарными зрителями станут ваш папа, бабушка и дедушка.
Предварительный просмотр:
Так как же организовать игру с плюшевым мишкой? Именно взрослый должен наглядно показать различные способы игры с мишкой и превратить его в настоящего друга для малыша, так как ребенку раннего возраста трудно этому научиться самостоятельно. Малыш, которому не показали, как можно играть с сюжетной игрушкой, перенесет на нее те элементарные предметные действия, которые он освоил, играя с погремушками. Скорее всего, он потрясет мишку, переложит его из одной руки в другую, бросит, потом вновь возьмет и т. д. Подобные манипуляции нельзя назвать полноценной игрой, это всего лишь игровые действия, которые осваивает малыш, ведомый исследовательским интересом. Чтобы ребенок начал воспринимать мишку как живое существо, необходимо максимальное участие взрослого. Нужно не только показать мишку ребенку, но и продемонстрировать возможные его действия:
мишка ест, спит, пьет из чашки, плачет... Ребенок должен понять, что мишку можно кормить, укладывать спать, утешать и т. д. Предлагаю вашему вниманию некоторые варианты игр, которые помогут познакомить вашего малыша с этой замечательной игрушкой.
ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ, МИШКА!»
Покажите малышу мишку, предоставьте возможность его потрогать, погладить; покажите ребенку, где у мишки глазки, ротик, ушки, побуждая его внимательно рассмотреть игрушку.
Пусть мишка походит перед ним, порычит, потанцует, спрячется под платочек и вновь покажется, а потом упадет, протянет малышу лапы.
Показывая малышу действия с игрушкой, рассказывайте ему стишок:
Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
ИГРА «МИШКА СПРЯТАЛСЯ»
Спрячьте игрушку за спину,
сказав: «Ой! Нет мишки, спрятался».
Покажите ее из-за своего плеча,
воскликнув: «Вот, вот мишка!» Вновь продемонстрируйте,
как мишка «ходит», «падает», «дает лапку».
Посадите мишку недалеко от ребенка и прикройте его платочком, сказан: «Нет мишки, спрятался. Где мишка? Найди мишку!« Каждый раз прячьте игрушку на глазах малыша, но в разные места, побуждая его потянуться, чтобы найти игрушку.
ИГРА « МИША НА МАШИНЕ»
Вам понадобятся игрушечный грузовик и плюшевый мишка.
Привезите игрушечный грузовик и попросите малыша посадить мишку в машину и покатать его. Вначале помогите малышу, а потом побуждайте его подражать вам, сажая мишку в кузов. Катайте мишку вместе с малышом, приговаривая:
Мишка едет на машине, би-би!.
ИГРА «МИШКА ИДЕТ»
Возьмите мишку за лапки и водите его, приговаривая:
Вперевалочку идет Косолапый мишка. Он принес в подарок мед И большую шишку.
Топ—топ—топ—топ,
Топ—топ—топ—топ,
Вот как мишка идет! Бах! Упал! Уроните мишку, а потом пожалейте его, продолжая:
Вот как мишка идет!
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ!
дайте мишку малышу, пусть он попробует выполнить первые сюжетные действия: водить, ронять, жалеть игрушку.
ИГРА «МИШКА МИЛЫЙ»
Если ваш малыш до этого много раз играл с куклой, кошкой, мишкой, то эти игрушки ему уже знакомы.
Высыпьте из коробки на пол игрушки, среди которых будет находиться и знакомый малышу мишка. Расскажите малышу стишок и попросите среди
игрушек найти мишку. Если малыш не может найти игрушку, помогите ему, перебирая и рассматривая вместе с ним все игрушки.
Не забывайте спрашивать малыша: Это миша? Если вы взяли в руки другую игрушку, скажите,
покачав головой: Нет, не миша. Где миша?». Учите малыша самостоятельно находить одну знакомую игрушку на полу среди других предметов и игрушек.
ИГРА «МИШКА С КУКЛОЙ»
Сделайте из стульев ширму, накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу и мишку. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением :
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой.
Самыми благодарными зрителями станут папа, бабушка и дедушка.
ИГРА «МИШКА КРУЖИТСЯ»
Возьмите двух мишек для себя и вашего ребенка. Крепко прижмите к себе мишку и кружитесь с ним. Попросите малыша покружиться, прижимая к себе мишку. Рассказывайте стишок, действуя в соответствии с его содержанием, и пусть малыш повторяет за вами действия:
Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь.
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
ИГРА «АХ, ВЫ СЕНИ…»
Вам понадобятся два мишки. Напевайте веселую плясовую мелодию, приподнимая и опуская мишку: «Мишка пляшет! Вот как пляшет!.
дайте малышу мишку и предложите показать, как он пляшет. Выполняйте движение вместе.
Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
(Русская
народная песня)
ИГРА «НАКОРМИМ МИШКУ»
Для этой игры понадобятся игрушечная посуда (ложка, тарелка, чашка) и мишка. Объясните, что мишка проголодался и нужно его накормить. Принесите посуду и вместе с ребенком накройте на стол. Не спеша кормите мишку игрушечной ложкой, одновременно причмокивая за мишку, разговаривайте с ним по поводу еды, поблагодарите за обед от его имени.
Предложите малышу повторить ваши действия, а сами продолжайте озвучивать мишку. А теперь сообщите, что мишка хочет пить. Подождите немного, вдруг ваш ребенок сам потянется за чашкой. А если ребенок не проявит инициативу, сами возьмите чашку и дайте мишке попить. Ребенок с интересом повторит ваши действия.
Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот.
ИГРА «НАЙДИ МИШКУ»
Покажите малышу, что еще можно делать с мишкой: водить на прогулку, в гости, укладывать спать, причесывать, умывать, купать, лечить. По мере освоения малышом новых игровых действий сюжеты таких игр можно усложнять, постепенно включая в игру все новые и новые предметы.
ИГРА «МИШКА СПИТ»
для игры понадобятся кроватка или коробка, игрушечное постельное белье и мишка. Возьмите мишку и скажите, что он долго гулял, устал и хочет спать. Предложите малышу уложить игрушку в кроватку. Если ребенок затрудняется выполнить просьбу, возьмите мишку, покачайте его немного на руках, положите в кроватку, накройте одеялом и спойте колыбельную песенку:
Баю-баю, баю-бай, Спи, мой мишка, засыпай. Гулен ьки - гул ен ь ки, Сели к мишке в люленьку, Стали люленьку качать, Стали мишку величать.
ИГРА «МИШКА НА КАРТИНКЕ»
Найдите картинку с изображением мишки (размером не менее 30х20 см). Покажите малышу игрушечного мишку, а затем спрячьте его. После этого обратите внимание малыша на картинку: Где мишка на картинке?) Выдержите паузу и, если малыш не пытается сам искать игрушку, поводите его пальчиком по картинке, указан на мишку.
Спрячьте картинку и вновь покажите игрушку, спросив: Где мишка? Эта игра поможет вам научить малыша соотносить игрушку и картинку с ее изображением.
ИГРА «МИШКА НА ПРОГУЛКЕ»
Сообщите малышу, что мишка хочет погулять. Возьмите мишку за лапки и поводите его по комнате, приговаривая: «Топ—топ—топ. Топ— топ—топ». Предложите малышу сделать и проговорить то же самое. С помощью комментариев (например, «Вот как ты хорошо водишь мишку, как мама«) помогите малышу осознать его роль в данной игре- роль мамы или папы
и наделить ролью игрушку. Мишка будет малышом. Когда он устанет, посадите его в коляску и покатайте вместе с малышом по комнате, рас сказывая, что интересного встретилось им по пути.
Потом в контекст игры можно вводить сезонную одежду (шапочку и кофточку, сарафан и панамку). Также «на прогулк» мишке можно дать формочки, мячик, совочек и ведерко (вместо реальных игрушек можно использовать и предметы-заместители). Можно возить мишку на санках или в коляске. Предложите малышу одеть мишку на прогулку, собрать для него игрушки. В игре можно инсценировать различные ситуации, часто происходящие на площадке: мишка и кукла не могут поделить лопатку, не хотят вовремя уходить домой, отбирают игрушки друг у друг а. В такой игре могут использоваться две игрушки: пусть одна будет у малыша, а другая у вас; старайтесь озвучивать и свою игрушку, и игрушку ребенка.
Игру можно начинать с того, что мишка гулял, не слушаясь маму, ходил по лужам, промочил ноги и заболел. давай мишку лечить! Разденьте и уложите мишку в постель, повяжите на шею шарф, укройте потеплее одеялом. К больному мишке обязательно нужно вызвать врача. Помогите ребенку взять на себя роль врача и наделить ролью больного мишку. Позвоните по игрушечному телефону и попросите, чтобы доктор (ваш малыш) срочно приехал к больному. Покажите, как надо пользоваться градусником, как послушать мишку, посмотреть ему горлышко, положить холодный компресс на голову. Предложите ребенку приготовить для мишки теплый чай.
В следующий раз внесите в игру элементы новизны. Пусть больного мишку навестят его друзья: кукла, зайчонок, другие игрушки. Каждый из них будет приходить в гости, справляться о здоровье мишки, задавать доктору вопросы, приносить мишке подарки и гостинцы.
Если вашего малыша увлекла роль доктора, то тогда больными могут по очереди становиться кукла, у которой болит живот, зайка с больной лапкой, кошка с больным ушком и другие игрушки.
Можно приглашать игрушки в поликлинику, к доктору на профилактический осмотр, и тогда доктор будет задавать игрушкам вопросы, осматривать их горлышки, лапки, ушки и хвосты, каждого по очереди слушать фонендоскопом, измерять температуру и прописывать витамины.
А возможно, в игрушечной стране раз- разится эпидемия игрушечного гриппа.
Все будут кашлять и чихать. И тогда придется развернуть настоящий полевой госпиталь.
Старайтесь направлять игру малыша таким образом, чтобы в ней отражались последовательность реальных событий его жизни, его пока еще не большой прошлый опыт, например, посещения поликлиники, пребывания в больнице или прихода доктора к вам на дом. Обязательно адресуйтесь в игре к этому опыту малыша: «Помнишь, как доктор прикладывал к тебе фонендоскоп, говоря «дыши — не дыши!», а теперь ты доктор, и нужно обязательно послушать, как мишка дышит.
Помните, ребенок еще не умеет планировать свою деятельность. Его действия сиюминутны, они диктуются обстоятельствами и теми предметами, которые попадаются малышу на глаза: взял ложку — начал кормить мишку, увидел машину—стал катать в ней мишку и другие игрушки. Поэтому обязательно перед началом игры договаривайтесь с ребенком о том, как вы будете играть. Если малыш примет ваше предложение, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой вы договорились. Однако не надо жестко настаивать на том, чтобы ребенок обязательно следовал вашим указаниям.
ИГРА «БОЛЬШАЯ СТИРКА»
Принесите малышу коробку с одеждой для мишки и скажите, что вчера мишка гулял и испачкал свою одежду. Предложите малышу постирать, высушить и погладить вещи мишки. Завяжите ребенку фартук, предложите ему найти подходящий тазик, запастись кусочком мыла, взять кувшин и понарошку влить в него воду. Стирая вместе с малышом белье, приговаривайте:
Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик пи щит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается.
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно — И в воду снова!
Готово!
,‚
ИГРА «У МИШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
Объявите малышу, что у мишки сегодня день рождения. Напомните ему, что нужно приготовить мишке подарок (это может быть конфетка, бантик и т. п.). Говорите за мишку, как он рад подарку. На празднике танцуйте вместе с мишкой, напевайте песенки, веселитесь. А в конце праздника поблагодарите ребенка за чудесный день рождения. Затем усложните сюжет игры: можно наряжать мишку, позвать гостей. Каждый гость может прийти с подарком (обсудите это с ребенком). Заранее можно приготовить для гостей праздничное угощение, рассадить кукол, мишек, зайчиков за столом, обдумать, как все будут веселиться и что делать.
Играя с ребенком, старайтесь вводить в игру предметы-заместители, предлагайте малышу использовать вместо кусочков торта кубики или кирпичики из строительного набора, вместо пирожного — ватный диск с цветным ватным шариком сверху, вместо печенья — собранные на прогулке каштаны, вместо ножа и ложки — деревянные шпатели. Не забывайте включать в игру условные действия с отсутствующим предметом, ведь ваш малыш уже готов понять смысл действия взрослого, который протягивает кукле щепотку, объясняя, что это конфетка. Ребенок обязательно повторит подобные действия в игровой ситуации, когда игрушки-гости будут дарить подарки, а мишка- хозяин — угощать их конфетами. Но помните, что ваша помощь в подборе предметов-заместителей не должна быть навязчивой.
Предоставляйте ребенку возможность самому находить замещение недостающему
предмету и называть его. Не настаивайте, если малыш не принимает ваше предложение; может быть,
он воспользуется вашей подсказкой позже, а возможно, самостоятельно подберет нужный предмет-заместитель.
ИГ РА «МАГАЗИН ИГРУШЕК»
Устройте для ребенка магазин игрушек — для этого можно использовать стол или несколько стульев в виде длинного прилавка, а если у малыша есть игрушечный пластиковый домик, то прилавок можно сделать у окна домика. Заранее определите роли: пусть малыш будет продавцом, для этого сделайте ему бейдж, а вы с мишкой будете покупателями. Подберите для продажи» ассортимент небольших игрушек, а для мишки-покупателя найдите кошелек, где у него будут лежать деньги, и корзинку или сумку для покупок, Начните игру с вывешивания таблички с надписью «Открыто» и со стихотворения:
Вот открыл я магазин игрушек:
Ленты, куклы, маски, мишура.
Я заморских плюшевых зверушек
Завожу в витрине с раннего утра.
И с утра толпятся у окошка
Старички, старушки, детвора...
(В. Ходасевич)
От имени мишки придирчиво выбирайте игрушки, расспрашивайте продавца об их качествах (большие, маленькие, их цвет) и игровых возможностях, просите завести ключиком курочку или зайчика, показать, как катается и прыгает мяч, и т. д. Обязательно расплатитесь и, уходя из магазина, попрощайтесь с продавцом.
Расширяйте сюжет за счет прихода в магазин других покупателей. Вот вслед за мишкой в магазин приходит кукла, здоровается с продавцом и начинает выбирать мячик, а затем просит продавца показать, как можно завести юлу; потом приходит Пятачок, ему нужны воздушные шарики для подарка Ослику, а вслед за ними прилетает Сова, ей срочно нужны ленты и т. д. Привносите в сюжет элементы неожиданности и новизны: например, в магазин возвращается мишка, он плачет — у него сломалась игрушечная машина, которую он только что купил; у Пятачка улетел шарик, а Сова никак не может привязать ленту к колокольчику. Всем им нужны помощь, поддержка и сочувствие малыша. Заканчивать игру можно определенным ритуалом: малыш закрывает платком прилавок с игрушками, вешает табличку Закрыто, говоря: Магазин закрыт.
Через некоторое время, когда малыш хорошо освоит роль продавца, можно попытаться поменяться ролями. Тогда уже малыш станет покупателем и будет действовать от своего имени или от имени игрушек, а вы будете приветливым и учтивым продавцом.
Когда интерес к игре в магазин игрушек начнет угасать, откройте кондитерскую, в которой будут печь> пирожные, торты, пирожки, печенье и даже хлеб и тут же продавать все это покупателям.
ИГРА «САМОЛЕТ»
Сделайте самолет с кабиной летчика и салоном для пассажиров из подручного материала: коробок, стульев или подушек. Распределите роли:
конечно же, ваш малыш захочет стать летчиком, Вы будете стюардессой, а пассажирами станут игрушки. Летчик будет осуществлять взлет, пилотирование и посадку самолета, стюардесса — разносить воду, интересоваться самочувствием пассажиров. Летчик сообщит пассажирам о месте их при- лета, температуре воздуха за бортом и наборе высоты самолетом. Сюжет игры обязательно соотносите с интересами и опытом самого ребенка. Возможно, первый полет ваш самолет совершит в Африку, где путешественники посмотрят на слона, льва или крокодила, а потом полетят на север в гости к белым медведям. Возможно, вы полетите в гости к бабушке или дедушке — все будет зависеть от вашего умения актуализировать прошлый опыт ребенка и умения привнести его в игровое пространство:
Самолеты загудели, На полянку тихо сели,
Самолеты полетели, да и снова полетели.
Число сюжетов для игры ребенка практически безгранично. Важно дать ему почувствовать, что неожиданный поворот игры, новый персонаж способны до неузнаваемости изменить ее первоначальны вариант, придан ей неповторимую новизну. Так постепенно, исподволь вы будете демонстрировать ребенку безграничные возможности игры.
Предварительный просмотр:
ПОИГРАЕМ С ТЕСТОМ: ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ с ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Лепка — один из видов продуктивной деятельности, значение которой для интеллектуального, эмоционального и речевого развития ребенка чрезвычайно высока. Недаром обучающий предмет лепка занимает важное место во всех программах обучения детей дошкольного возраста. Знакомить ребенка с лепкой можно тогда, когда у него появился интерес не только к игрушкам, предметам быта, но и к различным материалам, с которыми можно что-то сделать: песку, глине, тесту, краскам, бумаге, кусочку мела и многому другому. Обычно такой интерес у нормально развивающегося ребенка появляется после года.
Эти игры:
— знакомят ребенка с особым материалом — тестом, обогащают ощущения и восприятия (сенсорный опыт);
— способствуют нормализации тонуса и активизации мелкой моторики, подготавливают руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной);
— способствуют развитию воображения, памяти, внимания и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка;
— формируют эмоциональный и речевой контакт со взрослым; стимулируют понимание речи и активную речь самого малыша;
— приучают ребенка к аккуратной работе за столом.
Для начала предложите ребенку познакомиться с соленым тестом, которое послушно детским рукам. Ему можно легко придать любую форму, оно экологически безопасно. Именно со знакомства с тестом, с пробуждения интереса к самому материалу, пока еще без намерения научить ребенка что-то слепить, и начинается приобщение ребенка к лепке. По мере взросления ребенка и появления большего интереса к совместной со взрослым деятельности, по мере накопления опыта действий с таким материалом, как тесто начинайте лепить вместе с ребенком простые и знакомые предметы и учите малыша соотносить продукт лепки
помощь с реальным предметом и узнавать в результатах лепки предметы окружающего мира.
стемы В Начало лепки и создание первых мини-скульптур описаны во 2 развания / деле вкладки. Позже знакомые фигурки (черепаху, самолет и др.) можно iевои. слепить не только из теста, но и из пластилина или глины.
-76. Аппликация на тесте — украшение пирога, домика и др. — внесет разi интег- нообразие в игры с тестом, даст ребенку новые интересные ощущения и лофеев, будет стимулировать его к самостоятельному придумыванию, фантазироОО8 . — ванию (З раздел вкладки).
Все игры предполагают, что взрослый находится рядом и играет вместе с ребенком, каждый раз предоставляя малышу чуть больше самостоятельности: сначала в выборе места (кто где сидит), затем в выборе цвета теста, с которым будет вестись игра, в выборе предмета лепки и т. д. Только так, через интерес и совместную со взрослым деятельность, с элементами копирования на начальном этапе, ребенок придет к тому, что начнет лепить самостоятельно, а сама лепка станет для малыша творческим процессом создания того, что он задумал слеп ить.
Очень важно, чтобы игры проходили в эмоционально-положительном речевом сопровождении взрослого. Чащехвалите ребенка. Положительная оценка со стороны взрослого придает малышу уверенность, ощущение собственной компетентности.
Рецепт соленого тесто:
2 стакана муки;
1 стакан мелкой соли;
1 стакан воды, подкрашенной пищевым красителем (на пор- цию теста достаточно порошка на кончике ножа);
1 столовая ложка растительного масла.
добавляя в воду пищевой краситель (обычно он используется для окрашивания пасхальных яиц), получим тесто розового, желтого, синего, зеленого цвета. Вместо пищевого красителя можно добавить немного гуаши
для приготовления теста удобно пользоваться миксером. Тесто должно быть гладким, приятным на ощупь, послушным. Готовое соленое тесто может храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете больше месяца.
Во время приобщения ребенка к игре с тестом нужно учитывать следующие рекомендации:
— все, что необходимо для занятия (тесто, игрушки), приготовьте заранее — малыш в силу незрелости нервной системы не может долго
ждать,
— приучайте ребенка играть с тестом за столом, на клеенке, а после игр обязательно мыть руки;
— тесто — своеобразный материал для лепки и может сначала не понравиться малышу. Начните игру с тестом вместе с ребенком; при первых признаках снижения интереса крохи переключите его на другую игру, а к тесту вернитесь через день—два.
Следует помнить, что в раннем возрасте, когда ребенок только знакомится с тестом, ему доставляет удовольствие не результат, а сам процесс деятельности. Поэтому не скупитесь на похвалу и чаще привлекайте внимание окружающих к итогу работы крохи. Малыш с интересом будет еще и еще раз рассматривать свою скульптуру, называть и описывать ее. Если взрослый и ребенок эмоционально положительно настроены во время игр и вы верите в способности вашего малыша, то все получится!
Г.Ю. ОдИНОКОВА,
ст. научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАС, Москва
1
вцiлепаем ладошками»
Выложите тесто на разделочную доску или поднос, (<ПрИПудрИТе» его мукой. Цвета теста и подноса не должны сливаться. Сразу начните с тестом что-то делать: мните его, пальцами оставляйте на нем след (углубления, дырочки), отщипывайте кусочки и соединяйте их. Просто «играйте>’ с тестом, а потом соберите его и придвиньте поближе к ребенку, продолжая действовать.
дождитесь, когда малыш потянется к материалу и захочет его исследовать. Все дети разные: кто-то сразу возьмет тесто и начнет его мять, разрывать и изучать. Кто-то понаблюдает за действиями взрослого и только через какое-то время сам потянется к пластичной массе. дождитесь самостоятельного проявления желания ребенка, поощряйте его инициативу изучить материал.
Вместе с ребенком шлепайте ладонями по тесту и сопровождайте действия словами, например:
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, ты, ладошечка!
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, моя крошечка!
Заниматься с тестом малыш будет недолго; интерес и внимание
в этом возрасте сохраняются З—5 минут. Очень важно закончить игру
с тестом до того, как ребенок устал. Если вы заметили, что интерес
к игре ослаб, уберите тесто. К изучению> материала возвращайтесь
через день-два. Ребенок захочет не раз попробовать все то, что
показал взрослый: отрывать кусочки, просто помять тесто, сделать
пальцем дырочку и т. д.
1
Внимание! В следующих играх предполагается использование некрупных предметов. Мелкие предметы ребенок может взять в рот и подавиться. Безопасным для ребенка этого возраста будет размер предмета, превышающий контейнер-яйцо от «киндер-сюргiриза. Более мелкие предметы пригодятся позже, когда малыш подрастет.
«Где спрятался шарик?’
Возьмите пластмассовый шарик и покажите его малышу. На глазах у ребенка накройте шарик НОСОВЫМ платочком, а ПОТОМ спросите: (<Где шарик? Нет шарика! Где спрятался шарик?«. Вместе снимите платочек: «Вот шарик! ТЫ нашел шарик!» Поиграйтетакдватри раза.
Затем пусть малыш потрогает тесто. Опять покажите шарик, а потом спрячьте его в тесте и попросите малыша найти. (Шарик и тесто должны быть разных, желательно контрастных цветов.) Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, помогайте ребенку сжимать и разжимать кулачки. Эта игра доставит вашему малышу большое удовольствие.
<достаем предметы из теста
Спрячьте в тесто несколько каштанов, шариков или кубиков так, чтобы края спрятанных предметов были видны. Скажите малышу:
«Что тут спрятали? давай посмотрим!«. Аккуратно, с интересом начните доставать предметы, высвобОждая их из теста. Называйте тот предмет, который достали вы, а потом тот, который нашел малыш.
Можно спрятать однородные предметы: только каштаны или только шарики. Пусть ребенок достает предметы, а вы говорите:
«Один каштан, вот еще один каштан>. Покажите, как складывать их в банку или на блюдце. Когда все каштаны будут найдены, скажите:
«Много каштанов.
Ручка спряталась
Накройте свою руку платочком и спросите у ребенка: «Где моя рука? Когда малыш сдернет платок, скажите: «Вот она, моя рука!«. Так же поиграйте с его рукой.
А теперь дайте малышу потрогать приятное на ощупь тесто. Разомните его так, чтобы на одну половину поместилась рука ребенка, а другой половиной вы смогли ее прикрыть. Скажите:
«Спряталась твоя ручка. Где она? Где твои пальчики, где твоя ладошка?«. Возможно, он начнет размахивать рукой, чтобы стряхнуть тесто. Подскажите ему: «Помоги другой рукой. Освободи спрятанную ручку«. Помогите малышу, сами снимите тесто. Поднимите вверх чистую ручку малыша: «Вот она, ручка, которая пряталась!«. Очень важно, чтобы во время игры вы были серьезны, когда будете заинтересованно спрашивать: «Где ручка?’>. Искренне радуйтесь, когда ребенок пусть пока с вашей помощью — освободит руку от теста.
«Зернышки для курочки»
Поставьте на стол игрушечную курочку и спойте песенку «Курочка” (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко):
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко; не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите.
Скажите: «давай сделаем зернышки для курочки!» От большого куска теста отщипывайте большим и указательным пальцем
маленькие кусочки и кладите их перед куроч кой.
Помогайте ребенку делать то же самое. Эта игра помогает формировать так называемый пинцетный захват, умение работать
двумя пальцами.
Сделаем блины
Скатайте кусочек теста в шар. Скажите малышу: <Вот шар. Он круглый>. Шлепайте своей ладонью по тесту, придавливая и расплющивая его. Посмотри, получился блинчик». Пусть малыш повторяет ваши действия. Прочитайте приговорку:
Стал(а)... (имя ребенка)
Гостей угощать:
И Ивану блин,
И Степану блин,
да Андрею блин,
да Матвею блин.
А Митрошечке — Мятный пряничек!
Теперь ребенок будет учиться делать объемные фигурки (например, самолет или черепаху). Слепленную малышом фигурку можно подсушить в духовке на слабом огне. Если вы собираетесь испечь фигурку, лепите ее сразу на противне. Цвет теста после выпечки сохранится. С мини-скульптурой можно будет поиграть и даже раскрасить ее.
«Угостим собачку сосиской»
Посадите игрушечную собачку и скажите: «давай угостим собачку Сосиской». Возьмите небольшой кусочек розового теста и на столе рукой раскатайте его в валик. <Вот сосиска для собачки. Сделай сам такую же». Помогите ребенку повторить ваши действия. Раскатывайте сосиску одной, потом двумя руками по столу. Положите сосиску перед собачкой: «Ешь, собачка, сосиску». Пусть песик поблагодарит малыша за угощение.
На стол посадите игрушечную кошку: <(Угостим сой!».
кошечку колба И
большого куска розового теста пусть ребенок скатает валик«колбасу». Скажите: «Кошечка маленькая, всю колбасу съесть не может, давай ее порежем». Возьмите пластмассовый нож (специальный для пластилина, или игрушечный, или из набора разовой посуды) и покажите, как нужно отрезать кусочки. Ребенок будет с удовольствием резать «колбасу’> для кошечки, складывать кусочки на тарелку, а вы поддерживайте интерес, продолжая сюжетную игру: кошечка поела и поблагодарила малыша.
7
8
«Змейка»
Возможно, малыш видел змею в зоопарке, на картинках, в мультфильмах. Лепить змею можно только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок знает это животное. Раскатайте из яркого цветного теста, например оранжевого или розового, длинный и тонкий валик. Хвост заострите, голову приплюсните, чтобы она выделялась. При помощи специального ножа для лепки сделайте открытый рот, отметьте глаза. Попросите ребенка показать, где у эмейки голова, а где хвост. Скажите, как шипит змея: «Ш-ш-ш>. Пусть ребенок повторит. Сделайте спящую змею, свернув ее кольцами. Теперь попросите сделать для нее змею-подружку: «Им будет весело гулять вместе<. Пусть малыш самостоятельно сделает змею из теста другого цвета.
Рассмотри ребенка пок Скажите, как слепить его.
Раскатайт быть длиной на две равны их крест-нак ком, а потом ствует сам, а сейчас?><), по кроху за ста
Змейка»
Возможно, малыш видел змею в зоопарке, на картинках, в мульт- Рассм
фильмах. Лепить змею можно только тогда, когда вы убедитесь, что ребенка
ребенок знает это животное. Раскатайте из яркого цветного теста, Скажите
напримероранжевогоили розового,длинный итонкий валик.Хвост слепить
заоётрите, голову приплюсните, чтобы она выделялась. При помо- Раска
щи специального ножа для лепки сделайте открытый рот, отметьте быть дли
глаза. Попросите ребенка показать, где у змейки голова, а где на две р
хвост. Скажите, как шипит змея: Ш-ш-ш. Пусть ребенок повторит. их крест-
Сделайте спящую змею, свернув ее кольцами. Теперь попросите ком, а п
сделать для нее змею-подружку: ((Им будет весело гулять вместе>. ствует с
Пусть малыш самостоятельно сделает змею из теста другого цвета. сейчасЪ>
кроху за
«Самолет»
Рассмотрите вместе с малышом игрушечный самолет. Попросите ребенка показать, где крылья, где хвост, где кабина у самолета. Скажите, как гудит самолет во время полета: «У-у-у». Предложите слеп ить его.
Раскатайте тесто и придайте ему форму валика. Валик должен быть длиной не Менее 20 см, диаметром 1,5—2 см. Разделите валик на две равные части: одна корпус, другая — крылья. Соедините их крест-накрест, а хвост загните вверх. делайте это вместе с ребенком, а потом помогите ему проявить самостоятельность. Пусть действует сам, а вы помогайте малышу вопросами («А что будем делать сейчас?»), подсказками и практическими действиями. Похвалите кроху за старание, покажите самолет близким взрослым и детям.
1
1.
10
«Солныщко,
Покажите ребенку солнышко на картинке, обратите внимание Из ша
малыша на солнце во время прогулки. предвари
Лепите солнышко из желтого теста: Скатайте шарик, а малыш посмотре
пусть раскатывает короткие валики-(<лучики)>. осьминог
Положите шарик на стол и скажите ребенку: <Вот шарик, ударь валики-i п нему, и он расплющится получится круг>. Покажите, как под- ога п
ложуiть под него <лучики>, а дальше пусть малыш действует сам.
ПЪочитайте стихотворение:
Солнышко, солнышко,
ТЫ по раньше взойди,
Нас по раньше разбуди!
К нам в окошко загляни!
Скажите малышу: Получилось
солнышко. Какое красивое!
С лучиками! Помнишь,
мы видели солнце на улице,
на картинке в книжке>. Серед
лепестки
ножка и
ребенок
Черепаха ком изгоi
для лепки черепахи, также как и для лепки солнышка, нужны на глазах
шарик из теста и пять коротких вал иков — голова и лапы. Хорошо,
если панцирь будет одного цвета, а голова и лапки — другого. Перед
тем как лепить черепаху, обязательно нужно рассмотреть вместе с
малышом игрушечную черепаху или ее изображение на картинке.
ф—
11
Осьминог
Из шарика и нескольких валиков можно слепить осьминога, предварительно познакомившись с изображением на картинке, посмотрев мультфильм про осьминога и рассмотрев игрушечного осьминога. Круг из теста станет телом. Снизу прикрепите к нему валики-«ножки, их должно быть не менее четырех. На теле осьминога пальцем сделайте углубления глаза, нос, рот.
Серединка цветка — приплюснутый шарик из желтого теста, лепестки — расплющенные валики из розового или голубого теста, ножка и листик — длинный и короткий зеленые валики. Валики ребенок уже может раскатывать самостоятельно. Вместе с ребенком изготавливайте детали и тут же собирайте их воедино — прямо на глазах у малыша появится цветок.
Цветок’
[i
Юобери тесто»
Равномерно распределите тесто по всей тарелочке, пусть ребенок помогает вам. Оставьте на тесте отпечатки пальцев, ладоней. Затем попросите малыша собрать, сгрести все в комочек. Желательно, чтобы он действовал двумя руками. Скажите: ((Был у нас блинчик, а ты собрал все в комочек. давай из этого комочка опять сделаем блинчик!». Играя, ребенок тренирует пальчики и готовится к более сложным играм.
<дорожка
Распределите тесто по тарелке или подносу. Теперь на нем можно делать аппликацию из различных материалов: каштанов, фасоли, морских камешков, ракушек, больших пуговиц и т. п. Скажите:
давай сделаем дорожку!» — и начните выкладывать дорожку из какого-нибудь одного материала, например каштанов, а ребенок пусть продолжит ее. Возьмите любую игрушку (кошечку, собачку) и покажите, как она идет по дорожке: (<Топ-топ». Пусть ребенок сам покажет, как по дорожке ходит его любимая игрушка.
Внимани
фасоль, горс мелкой мотс прежде всео
дайте р красное, в ке. Малыш темных фа яблоко. Уi ка». Спрос Правильно это тоже я€
Вместе
браженноп вкладыват пальцами.
как запол Порадуйтес тесто. По мелкие дви игре, то ув п ространст полностью
т
Внимание! В следующих играх используется более мелкий материал:
фасоль, горох, чечевица, семена подсолнуха. Это необходимо для развития мелкой моторики. Но будьте особо внимательны и помните: безопасность прежде всего.
«Яблоко»
дайте ребенку подержать яблоко, скажите: «Яблоко круглое, красное, вкусное». Вместе с малышом распределите тесто по тарелке. Малыш будет с интересом следить, как вы выкладываете из темных фасолин контур яблока с листиком. Скажите: «Это тоже яблОко». Указательным пальчиком крохи обведите контур «рисунка». Спросите: «Где настоящее яблоко, которое можно съесть? Правильно! Где яблоко, которое сделала я? Где листик? Правильно, это тоже яблоко, только есть его нельзя».
Вместе с ребенком указательным пальцем в середине изображенного яблока сделайте ямки и скажите, что в них вы будете вкладывать фасолинки. Важно, чтобы малыш делал ямки именно пальцами. Может, он захочет действовать двумя руками. Покажите, как заполнить то, что ограничено контуром середину яблока. Порадуйтесь тому, что ваш малыш вдавил несколько фасолин в тесто. По мере взросления ребенка совершенствуются крупные и мелкие движения. Если через некоторое время вы вернетесь к этой игре, то увидите, что ребенок более умело заполняет ограниченное пространство, а еще через некоторое время малыш уже сможет полностью заполнить фасолью все яблоко.
Украсим пирогу’
Когда мама или бабушка будет готовить настоящий пирог или пиццу, привлеките ребенка к их украшению: разрешите на пироге разложить дольки яблок, изюм или курагу, а на пицце — кусочки сладкого перца или оливки.
Покажите, где центр пирога, а где край. Когда будете угощать членов семьи, обязательно делайте это в присутствии ребенка и похвалите его за то, что он помогал вам украшать пирог или пиццу.
Помогите ребенку реальные жизненные события перенести в игру. Разомните соленое тесто по всей площади тарелки. Скажите:
«давай украсим пирог для куклы. Кукла ждет гостей. Гости придут и кукла их угостит пирогом>.
После вст вольствием красавицу. С тесто разом елки. Вспом песенки о не шать каштаж украсить елк шарики из цi давливая. М скажите: Жаi
Украшать такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, морскими камешками, скорлупой ореха. Скажите от имени куклы, что пирог ей очень понравился, поблагодарите малыша.
Украшенн останется таi
Украсим пирогу’
Когда мама или бабушка будет готовить настоящий пирог или пиццу, привлеките ребенка к их украшению: разрешите на пироге разложить дольки яблок, изюм или курагу, а на пицце — кусочки сладкого перца или оливки.
Покажите, где центр пирога, а где край. Когда будете угощать членов семьи, обязательно делайте это в присутствии ребенка и похвалите его за то, что он помогал вам украшать пирог или пиццу.
Помогите ребенку реальные жизненные события перенести в игру. Разомните соленое тесто по всей площади тарелки. Скажите:
«давай украсим пирог для куклы. Кукла ждет гостей. Гости придут и кукла их угостит пирогом>.
После вст вольствием красавицу. С тесто разом елки. Вспом песенки о не шать каштаж украсить елк шарики из цi давливая. М скажите: Жаi
Украшать такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, морскими камешками, скорлупой ореха. Скажите от имени куклы, что пирог ей очень понравился, поблагодарите малыша.
После встречи Нового года детей переполняют эмоции. Они с удовольствием рассказывают о елке стихи, поют песни, рисуют лесную красавицу. Самое время украсить елку из теста. для этого зеленое тесто разомните на клеенке или подносе и придайте ему форму елки. Вспомните Новый год, елочку, которая стояла дома, стихи и песенки о ней. Скажите: давай украсим елочку!. Елку можно украшать каштанами, желудями, ореховой скорлупой, фасолью. А можно украсить елку цветными шариками из теста. Скатайте маленькие шарики из цветного теста и прикладывайте их к елке, слегка придавливая. Малыш с интересом будет делать то же. В конце работы скажите: <Какая красивая елка, какая нарядная!
Украшенную елочку подсушите в духовке на слабом огне. Она останется такой же яркой и нарядной.
Елка’
Распределите тесто на клеенке, организуйте поле для апплика— ции, привлекая к этому ребенка. Из фасоли, каштанов или пуговиц выложите на тесте дом — квадрат и треугольник. Покажите ребенку готовый рисунок, его пальчиком обведите геометрические фигуры и назовите их. Треугольник можно пока называть проще — акрыша. Квадрат можно вместе с ребенком заполнить одним материалом, например фасолью, а треугольник-акрышуа — другим, например семенами подсолнуха, или треугольник белой, а квадрат тем- ной фасолью.
•0
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни"
Приёмы развития речи детей на занятиях и в повседневной жизни....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...
"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...
Консультация для воспитателей «Руководство работой по развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни»
Организация работы педагога по речевому развитию дошкольниеов...
Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ. Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.) Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Рекомендации для родителей детей раннего возраста...