НОД по познавательному развитию, тема "Зимнее волшебство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Нина Михайловна Дмитренко

Занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Материал будет полезен для воспитателей групп компенсирующей направленности, а также для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dmitrenko.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: познавательное развитие

Вид  деятельности:  непосредственно- образовательная

Возрастная группа:  старшая компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Тема:  «Зимнее волшебство».

Цель:  развитие любознательности и познавательной мотивации детей; формирование у них познавательных действий; представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Программное содержание.

Образовательные задачи:  продолжать формировать представления о зимних явлениях в природе, о жизни животных зимой. Учить устанавливать причинно- следственные связи происходящих изменений в природе. Формировать навыки проведения элементарного экспериментирования.

Развивающие задачи: развивать речь детей, внимание, память, мышление, умение делать умозаключения, вызвать положительные эмоции.

Воспитательные задачи: воспитывать желание заниматься экспериментальной деятельностью.

Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок. Рассматривание тематических альбомов, наблюдение на прогулке, заучивание стихов и пальчиковой гимнастики.

Словарная работа: лупа, увеличительное стекло, волшебство, кристаллик льда.

Материал и оборудование: картинки, изображающие зимние явления; увеличительное стекло, черная бархатная бумага, два кубика льда-обычный, цветной; фигурки из цветного льда с веревочками и петельками; волшебная палочка; фартуки, баночки с завинченными крышечками,  на которых из нутрии нанесена гуашь, формочки для песка, веревочки по количеству детей.

                                 

                                              Ход   деятельности

Вос.: Ребята, отгадайте загадку:

          Королева ледяная, мчится в ледяной карете.

           И ее сопровождает северный холодный ветер.(зима)

Дети: зима

Вос.: Когда зима заканчивается, какое время года наступает?

Дети: весна

Вос.: А до начала зимы какое время года было?

Дети: осень

Вос.: Ребята, какие погодные явления характерны для зимы?

Дети: Холодно, часто дует ветер, идет снег, мороз, иней на ветках деревьев и траве, небо пасмурное, солнце светит, но не греет, лед на водоемах.

Вос.: Отгадайте еще одну загадку:

           Он черной тучей был в начале,

           Он белым пухом лег на лес,

           Покрыл всю землю одеялом,

           А по весне совсем исчез(снег).

Дети: снег

Вос.: А почему в загадке сказано: « а по весне совсем исчез?»

Дети: Снег весной растает, превратиться в воду, вода потает в ручейки. В речку.

Вос.:  Снег- это много-много снежинок, падающих или уже выпавших на землю. Давайте рассмотрим из чего состоит снежинка.( дети рассматривают снежинки под увеличительным стеклом). Снежинка состоит из многих маленьких кристалликов замерзшей воды. Когда они тают сне снег превращается в лед. Давайте вспомним историю о том, как кот лепил пирог из снега.

                             Пальчиковая гимнастика

Падал снег на порог,            (кладут ладошки на колени)

Кот слепил себе пирог        (движения, имитирующие  лепку пирога)

А пока лепил и пек-

Ручейком пирог утек            (движения ладоней от себя)

Пироги себе пеки                   (движения, имитирующие лепку пирога)

Не из снега, из муки        

Вос.: Давайте поговорим о жизни диких животных зимой. Какое изменение в жизни зайца происходит?

Дети: он линяет, меняет шубку серую на белую.

Вос.: почему?

Дети: В белой шубке на белом снегу его не видно лисе и волку.

Вос.: А что делает зимой медведь?

Дети: Спит в берлоге.

Вос.: давайте вспомним и расскажем стихотворение о том, почему он это делает?

Дети: Мишка, мишка , что с тобой?

            Почему ты спишь зимой?

          - Потому что снег и лед-

            Не малина и не мед.

Вос.: Ребята. расскажите о предметах одежды, которую мы носим зимой.

Дети: Зимой мы носим шубы, пальто, шапки. Шарфы, свитера, перчатки, варежки. Мы одеваемся тепло, чтобы не замерзнуть и не заболеть.

Вос.: Давайте выполним пальчиковую гимнастику «варежка».

Дети: Маша варежку надела:      (имитация движения)

         «Ой куда я пальчик дела?    (спрятать большой палец за ладошку)

          Нету пальчика, пропал,

          В свой домишка не попал»

          Маша варежку сняла:            (имитация движения)

          «Посмотрите –кА, нашла

            Ищешь, ищешь, и найдешь.

           Здравствуй, пальчик,             (пальцами другой руки  пожимаешь

           Как живешь?                                       Большой пальчик).

Вос.: Сегодня мы с вами говорим о зиме, о жизни диких животных и человека зимой. О природных явления в это время года. Ребята, а что такое лед?

Дети: лед- это замерзшая вода

Вос.: А лед- он прозрачный или нет? Безцветный или цветной?

Дети: Лед прозрачный, безцветный , потому что он из воды. А вода такая.

Вос.: Посмотрите, у меня два кубика льда: один безцветный и прозрачный, другой-цветной и непрозрачный. Подумайте, как я получила цветной лед?

Дети: Из цветной, чем-то окрашенной воды.

Вос.: Правильно. Посмотрите, я из цветного льда сделала ледяные игрушки для елки, что растет во дворе нашего сада. вы хотите сделать такие игрушки?

Дети: да!

Вос.: У меня есть формочки для замораживания воды. Простая вода в баночках и …волшебная палочка. Хотите вместе со мной поколдовать?

Дети: да!

Вос.: Я касаюсь волшебной палочкой каждой баночки, вы берете баночки в руки, встряхиваете их и говорите волшебные слова: «Была вода простой, стань вода цветной!»(Дети выполняют «волшебство», вода окрашивается).

Посмотрите, какая красивая цветная водичка у вас получилась. А теперь мы разольем ее по формочкам, я вынесу формочки на улицу, мороз превратит воду в лед.  И елка, которая растет у ворот нашего детского сада, будет украшена ледяными игрушками.(Дети выполняют задании).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ООД по познавательному развитию на тему "Уроки волшебства"

Занятие для старшей группы по познавательному развитию...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 6-7 лет "Капельки волшебства"

Цели:— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;— развивать творческое воображение, умение проводить несложные  эксперименты;—...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Тема: «Волшебство математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию в средней группеТема: «Волшебство математики»...

конспект по познавательному развитию в средней группе "Волшебство математики"

план-конспект занятия по математике в средней группе.Цель:закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур,временных представлений.Задачи:- формировать умени...

Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Волшебство бересты"

Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Город волшебства» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Занятие  способствующее развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....