"Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект итогового занятия по коммуникации в подготовительной группе по теме: "Зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima.docx | 124.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникация. Тема: «Зима». Щеглова М.В.
МКОУ Детский сад «Солнышко |
Итоговое занятие по коммуникации. Тема «Зима» |
Подготовительная группа |
Провела Щеглова Марина Васильевна 27.02.2014 |
Цель.
Повторение пройденного материала с целью выяснить его усвоение детьми.
Программное содержание:
- Обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках зимы, об изменениях в живой и не живой природе, о зависимости изменений живой и неживой природе, о зависимости изменений живой и не живой природы от изменений в неживой природе, о сезонных изменениях в труде людей.
- Учить находить и разрешать противоречивые свойства предметов и явлений.
- Продолжать учить придумывать рассказы на заданную тему описывать место и время действия, красоту природы.
- Упражнять в подборе синонимов, антонимов, в составлении предложений разных видов. Упражнять в словообразовании прилагательных в превосходной степени и глаголов
- Развивать творческую активность, логическое мышление, воображение, фантазию, память.
- Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Активизация словаря: названия птиц и животных, пословицы, поговорки, названия зимних месяцев.
Демонстрационный материал: картины о зиме, иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, картины с изображением птиц и животных. Мнемотаблица для пересказа рассказа «Четыре художника. Зима» Георгия Алексеевича Скребицкого.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, снежинки на каждого ребенка, шапочки маски: клеста, сороки, снегиря, свиристели, синички, совы, дятла.
Индивидуальная работа: активизировать Катю С., Ксюшу Б.; воспитывать выдержку у Димы Г., Паши П.
Предварительная работа: наблюдения на экскурсиях, прогулках, заучивание пословиц, поговорок, стихотворений о зиме, пение песен, рассматривание картин, иллюстраций, работа с календарем погоды, чтение рассказов о зиме, о жизни животных, птиц, слушание музыки. Драматизация «Как сорока клеста судила» (Автор – Н.В. Нищева.) Составление конспекта, изучение методической литературы.
Методы и приемы:
- Словесные: вопросы, ответы, уточнения, сравнения, дополнения, обобщения, анализ, художественное слово.
- Наглядные: рассматривание картин, репродукций о зиме.
- Практические: выкладывание мнемотаблицы при пересказе рассказа, физкультминутка, Упражнения в подборе синонимов, антонимов, словесные упражнения в назывании родственных слов, прилагательных превосходной степени
- Игровые: инсценировка сказки, д/и: «Признаки зимы», «Подбери слова», «Назови ласково».
Номер слайда | Ход занятия | Ответы детей |
Слайд 1 картина «Времена года» Слайд 2 изображение весенней природы | - Сегодня мы заглянем в один очень красивый, сказочный терем. А вот кто же хозяйка этого терема, мы узнаем немного позже. А сейчас отгадайте загадку: Четыре сестрицы на свете живут, И всех их по-разному зовут. У каждой из них разноцветное платье. Попробуйте этих сестёр отгадайте! -А какие времена года вы знаете? О каком времени года идёт речь? Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. | Весна |
Слайд 3 изображение летней природы | Ходит солнышко высоко, Тяжелей летит пчела, Налилась малина соком, Падать в травы начала. На покосе травы косят, Грабли сено ворошат. А в траве у старых сосен Земляника хороша! | Лето |
Слайд 4 изображение осенней природы | По утрам морозы. В рощах жёлтый листопад. Листья около берёзы Золотым ковром лежат. В лужах лёд прозрачно-синий | Осень |
Слайд 5 изображение зимней природы | На листочках белый иней. Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица – Белокожа, белолица. Как махнула рукавом – Всё покрылось серебром. | Зима |
Слайд 6 | - Вот мы с вами и угадали, кто хозяйка терема, в который мы с вами идём. | Выступления детей Идет красавица зима Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг лесов Брега с недвижною рекою Сравняла пышной пеленою Блеснул мороз и рады мы, Причудам Матушки Зимы *** Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой, Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине. И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром |
Слайд 7 | Пересказ рассказ «Четыре художника. Зима» Георгий Алексеевич Скребицкий. … Заглянула зима в лес… Обрядила она сосны и ели в толстые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга чинно, спокойно. Разные кустики да молоденькие деревца, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку белое покрывало накинула из-под покрывала грозди ягод виднеются, точно красные серьги. Хорошо разукрасила зимний лес седая чародейка Зима! | Рассказывают 2-3 ребенка |
Слайд 8 | -Зима – гостеприимная хозяйка встречает нас разными вопросами и загадками. Сумеем мы их разгадать? Слушайте внимательно. Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. - Что это за птицы? Назовите зимние месяцы. | Январь, февраль, декабрь |
Слайд 9 | - В народе зимние месяцы называли ещё и так: Декабрь –студенец, хмурень. Почему? Январь – просинец. Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей. | За лютую морозную пору, за длительную стужу Мелкие ручейки и речушки промерзают до дна, и вода выступает на поверхность, делает лёд синим. Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается на небе. В середине февраля зима встречается с весной. |
Д/и «Признаки зимы» (что бывает зимой?). | - Зимой низкое, серое небо. - Зимой холодное солнце. - Зимой на деревьях, земле, крышах домов лежит снег. - Зимой реки, озера, пруды покрыты льдом. - Зимой часто завывают метели, вьюги. - Зимой люди надевают теплую, зимнюю одежду. - Зимой морозная погода. - Зимой наступает Новый год. | |
Д/и «Чего не бывает зимой?». | - Зимой не бывает жары, листьев, листопада, цветов, травы, перелетных птиц, насекомых. | |
Дидактическая игра «Подбери слова» - зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) Ветер (что делает?) Снег (что делает?) Дети (что делают?) Метель (что делает?) | — трещит, щиплет, кусает… – дует, задувает, воет… . идет, летит, падает, кружится… . гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… — вьется, бушует, воет, метет… . | |
Игра «Назови ласково» с мячом - Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. | Снег - снежок сосулька — сосулечка мороз - морозец дерево - деревце ветер - ветерок горка — горочка лёд - ледок холод - холодок зима - зимушка санки - саночки | |
– А ещё русский народ придумал много пословиц и поговорок о зиме. Объясните, почему в народе так говорили. Зимний денёк – воробьиный скок. Декабрь – год кончает, зиму начинает. Январь – всему году запевала. У февраля два друга: мороз да вьюга. Мороз не велик, да стоять не велит. |
Ответы детей | |
– Кроме пословиц и поговорок, существует ещё множество народных примет. Люди наблюдали за природой и замечали, что если: *Зима снежная – хороший рост трав летом. *Зима без снега – лето без хлеба. * Если снег идёт большими хлопьями – к ненастью. *Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. - А вы знаете зимние приметы? | Выступления детей: Если ночь морозная, тихая и звёздная, Дым из труб идёт столбом, Значит, ясно будет днём Пятна синие над лесом, Снега мелкого завеса, Чуть морозы ослабели, ветер с юга – Жди метели. Если рыба зимним днём Ходит прямо подо льдом, И о лёд стучит хвостом – Значит, без сомнения ждите потепления. Если вечером закат был слегка зеленоват, Если лёг на ветки иней, на стекле букет из роз, Если дым ладошкой синей достаёт до самых звёзд, И не свищет ветер грозно – будет ясно и морозно | |
Слайд 10 | Зима, сколько у тебя красивых снежинок. Ребята, возьмите их. Положите снежинку на ладошку, сделайте вдох носом и, выдох ртом, подув на снежинку. Мы с вами покружимся так же красиво, как наши снежинки. Игра на дыхание (под спокойную музыку) Ребята, как называется явление природы, которое у нас сейчас получилось? Летом нет чего? | Кружится и хохочет Метель под новый год Снег опустится, хочет А ветер не дает И весело деревьям И каждому кусту Снежинки как смешинки Танцуют на лету Снегопад. Снегопада. |
Слайд 11 | –Теперь я приглашаю вас заглянуть в зимний лес. Тихо в зимнем лесу. Всё спит. И всё же не так безжизненно в лесу, как может показаться на первый взгляд. Конечно, встречают нас птицы. А есть ли такие птицы, которые прилетают к нам вместе с зимой? | Снегири Выступление детей: Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей… Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный нос Им рябинку принёс, Хорошо угостил, Хорошо подсластил Зимним вечером поздним Ярко –алые грозди. |
Слайд 12 | Назовите зимующих птиц. | Дятел, свиристель, клесты, синички, воробьи, сорока, чиж, щегол, поползень, галка, ворона, голубь, глухарь, тетерев, королек |
Слайд 13 | Среди зимующих птиц, есть кочующие, например, синица. Летом она живет в лесу, а с наступлением холодов селятся ближе к людям, для того, чтобы прокормиться и пережить суровое время. Отгадайте загадку: Не страшны ему метели, | клест |
Инсценировка «Как сорока клеста судила» (Автор – Н.В. Нищева. Сказка из книги «Развивающие сказки» — Детство-Пресс, 2002 год) На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест: — Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов! — Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины. — Что за шум? За что клеста судить? — спросил он. — Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу. — И холодов не боишься? — Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца. Тут рядом со снегирем приземлился свиристель. — А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он. — Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает. — А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор. — Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест. — Молодцы клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я. Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала: — Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили? — Не права ты, сорока, — сказал снегирь. — Трещишь без толку, — поддержала его синица. — Не за что клеста судить, — поставил точку дятел. Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой. | Автор – Антон Медведев Клест – Паша Пьянков Сорока – Максим Васильченко Снегирь – Илья Солодухин Свиристель – Кира Белянова Синичка – Ксюша Бучельникова Дятел – Дима Гусев Сова – Катя Стуканова | |
Слайд 14 | Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают У нас на участке тоже есть кормушка. Мы подкармливаем птиц и к нам прилетают различные птицы. | Развешивают кормушки. |
Слайд 15-16 | – А что вы знаете о жизни других животных зимой? | Зимой в жизни насекомых, рыб, земноводных наступает затишье. Они спят. Белки, мыши, бобры используют запасы или достают корм из-под снега. Лоси, кабаны, зайцы питаются ветками и корой деревьев. Волки, лисы охотятся на мышей, зайцев. Медведь впадает в спячку. |
Слайд 17 | – А ещё на Руси любили зиму. Как вы думаете, за что любили зиму? | за то, что можно было строить снежные крепости, играть в снежки, кататься на санках и лепить из снега разные фигурки |
Слайд 18 | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зимние забавы» - А сейчас вы мне составите небольшой рассказ по этим картинкам Расскажите о том, когда это было, почему так произошло, кто все это увидел и чем все закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Незабудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей настроение. Не повторяйте рассказов товарищей! | 2-3 ребенка |
Слайд 19 | Какие зимние праздники вы знаете? | Новый год, Старый новый год, Рождество, Крещение, 23 февраля |
Слайд 20 | Ребята, а вы не замерзли в зимнем лесу? Нужно возвращаться домой. Сегодня вы показали хорошие знания о зиме. Скажите какое время года придет ей на смену? В какие игры мы играли? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось ? Что нового узнали? Занятие закончено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....