Путешествие в лес
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Журлова Наталья Николаевна
Выявить умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, подбирать однокоренные слова, придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии).Выявить умения детей подбирать определения к заданному слову, а также синонимы, антонимы и однокоренные слова. Упражнять в употреблении названий детенышей животных в Р.п ед. и мн. числе.Воспитывать интонационную выразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_les.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Связная речь. Выявить умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, подбирать однокоренные слова, придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии).

Словарь и грамматика. Выявить умения детей подбирать определения к заданному слову, а также синонимы, антонимы и однокоренные слова. Упражнять в употреблении названий детенышей животных в Р.п ед. и мн. числе.

Звуковая культура речи. Воспитывать интонационную выразительность.

Наглядный материал:

Плакат «Лес», разрезная азбука, картинка - зайцы, буквенная таблица.

Ход занятия.

Ребята хотите отправиться в путешествие?(ДА) А вот куда мы с вами пойдем, вы узнаете выполнив следующее задание. На доске написаны буквы, у каждой есть свой номер. Из этих букв нужно составить слово, поставив правильно их в свое окошечко домика.

Получилось слово – ЛЕС.

На лесной поляне много чудес. Смотрите , да здесь семья зайчиков живет. Что можно сказать про зайца, какой он?(Пугливый, трусливый, серый…) Если мы будем рассказывать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? (Белая, пушистая, теплая, мягкая) Что еще может быть мягким? (Подушка, перина, вата…) А что еще может быть теплым? (Шуба, ветер, погода) Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (веселое, хорошее, бодрое, грустное) А вы знаете, что заяц бегает быстро, а черепаха как…?(Медленно) Что вы скажете о словах: быстро-медленно? (слова с противоположным значением)

Игра «Наоборот»

Смотрим на наш сказочный лес. Будем подбирать слова про все, что вы видите. Деревьев много, а наоборот – мало; если солнце светит светло, а наоборот – темно. (Тихо-громко, узкий – широкий, чистый – грязный, трусливый – храбрый, весело – грустно, сытый – голодный, друг – враг, жар – холод, умный – глупый, легкий – тяжелый, сухой – мокрый, найти – потерять).

А как называют детенышей зайца? (Зайчата). А детеныша? (Зайчонок). А как можно сказать по-другому? (Заинька, заюшка, зайчишка). Заинька, какой? (Маленький). А зайчиха? (Большая).

Игра «Большой - маленький».

Я буду говорить о большом предмете, а вы о маленьком. Я вижу дерево, а вы – деревце. (Гриб – грибочек, дом – домик, куст – кустик, лист – листочек, трава – травка, пень – пенечек, ягода – ягодка, цветок – цветочек, ветка – веточка, гнездо – гнездышко, птица - птенчик).

Где у нас живет заяц? (В лесу). Подберите слова – родственники к слову «лес». (Лесок, лесничий, лесная, лесовичок). А какие животные еще живут в лесу? (Ответы детей).

У медведицы дети – медвежата, она любит своих …

У белки дети – бельчата, она  любит своих …

У волчицы дети – волчата, она  любит своих …

У лисы дети – лисята, она  любит своих …

У зайчихи дети – зайчата, она  любит своих …

Кто же так хорошо поет в лесу? (Птички). Запели они свою звонкую, красивую песенку и посыпались на землю…(буквы). Нам нужно собрать их в две группы. Какие? (Гласные, согласные).

Молодцы! А теперь у нас в лесу порядок.

Физкультминутка

Зайчик мчится что есть мочи, (бег на месте)

Зайчик схорониться хочет (закрыть лицо ладонями)

То бежит он, то кружится (бег на месте, повороты вокруг себя)

Бедный, он всего боится (руки лодочкой у груди)

Где ж ему укрыться?

От лисицы, от куницы (повороты в стороны)

От орлицы, от орла (показать крылья)

Он боится даже белки (показать ушки)

Певчей птицы, даже мелкой (показать клювик)

Уши стрелы, хвост – сучок

Прыгнул белкой и молчок. (прыжок, подносят указательный палец к губам)

Погулял зайчик в лесу и веселый поскакал к маме. Настроение у него хорошее. К слову веселый подберите слова, близкие по значению, по смыслу. Так какой был зайчонок? (Довольный, бодрый, шустрый, радостный, оживленный). А если он был радостный, веселый, то он к маме не просто шел, а …(бежал, летел, несся, мчался сломя голову).

А второй зайчонок – братец  первого – прискакал домой невеселый, его обидели. Расскажите про этого  зайчонка, какой он? К слову веселый подберите слова, противоположные по значению, по смыслу. Так какой был второй зайчонок? (Грустный, печальный, недовольный, огорченный, испуганный). А если он был грустный, то он домой не скакал, а …(тащился, плелся, брел).

Сегодня вы будете придумывать историю о третьем зайчике. Каким он у вас будет? Если он смелый, то нужно, чтобы из вашего рассказа было видно, что этот зайчик действительно смелый. Кто придумал? (Рассказы детей)

Мы много с вами говорили. А из чего состоит наша речь? (Из предложений)

Из чего строятся предложения? (Из слов)

Из чего состоят слова? (Из звуков)

Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

Итог.

Что понравилось, какие интересные слова и выражения использовали рассказчики. Какие ошибки допустили  (особо обратить внимание на законченность сказки).

Вот еще историю послушайте. Всем  известно, что  любимое  лакомство  зайца – морковка .Но в лесу  морковки  не  растут. Вы  не  поверите, но в одном лесочке живет такой зайчик, который решил сделать на полянке грядки и посадить морковку. И выросла она у него сладкая, сочная. Хотите попробовать? Принимайте угощение от зайчика.  

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...