РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
консультация по развитию речи по теме
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача
обогащение словаря. У всех людей есть пассивный словарь
в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т. е. тот набор
слов которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем - перенести
как можно больше пассивных слов в актив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument1razvitie_slovarya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
«РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ»
Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача
обогащение словаря. У всех людей есть пассивный словарь
в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а есть активный словарь, т. е. тот набор
слов которыми мы оперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна из существенных проблем - перенести
как можно больше пассивных слов в актив.
Игры и упражнения
Учить подбирать определения и эпитеты - (Какие бывают
собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные….)
Узнавать предметы по описанию - ( Зеленая, кудрявая,
белоствольная. Что это? - Береза);
Подбирать действия к предмету - ( Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает….)
Подбирать предметы к действию – ( На небе сверкает землю
согревает. Что это? – Солнце);
Подбирать действия по объекту – ( Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья);
Подбирать обстоятельства - (Трудиться можно как? - Хорошо,
спустя рукава, быстро);
Подбирать синонимы – ( Большой, огромный, громадный);
Находить пропущенные слова – ( Пришел почтальон, он принес…);
Распространять и дополнять предложения - ( Кошки взобрались на дерево. Какое? Зачем?);
Называть составные части целого - (Дерево – ствол, ветки,
сучья);
Составлять предложения с определенным словом;
Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов
( день – ночь, печаль – радость);
Упражнять детей в правильном склонении существительных (род, число, падеж). То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок
его детеныша ( курица – цыплята, лошадь – жеребята).
Причем в различных падежах и множественном числе, т.к.
это является распространенной ошибкой у малышей.
Отгадывать: « Кто ты?» ( в различных житейских
обстоятельствах - от дочки, внучки до посетителя);
Длинные - короткие слова ( линейность слова можно измерять
разведением ладошек в стороны или шагами: пол – парикмахерская);
Сделать длинными, ласковыми имена своих близких, а также клички животных;
Придумать слова, которые оканчиваются на - ок, - ек или
начинаются с ва-, за- ;
Игра « Бюро находок» ( вы потеряли предмет красного цвета,
круглой формы….);
Какой в сказке козел (« Лиса и козел») - недогадливый, глупый, невнимательный; лиса - рыжая, ловкая…; колодец-
глубокий, холодный, темный, узкий…;
Про что можно сказать : холодный - …., холодная - ….,
холодное - …;
Как можно назвать одним словом:
-детей, идущих в школу…;
- людей, лечащих больных…;
- взрослых, перевозящих груз…;
Произносить предложение ( « Я пойду в школу») по -разному: радостно ( и почему ?), грустно ( и почему?);
Придумать от слова « лес» много новых, но похожих слов
(лесок, о лесе, лесочке, лесовичок…);
Находить антонимы ( слова с противоположным значением)
в стишке:
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу, ну отвечай…(конец);
Познакомить со словами, которые ничего не значит:
Ложка - это ложка, ложкой суп едят.
Кошка - это кошка, у кошки семь котят.
Тряпка - это тряпка, тряпкой вытру стол.
Шапка - это шапка, оделся и пошел.
А я придумал слово, смешное слово - плим.
Я повторяю снова - плим, плим , плим.
Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим.
И ничего не значит - плим, плим, плим.
«Новые слова» - у лисы длинный хвост – как одним словом
сказать длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги – длинноногий;
Придумывать необычные предложения из 2-х слов:
« Лиса чирикает», « Ворона мяукает»;
Заканчивать предложения:
- Миша пошел гулять ( куда ?)….;
- Миша стало грустно ( отчего?)…;
- Миша обрадовался ( когда?)…;
Познакомить детей с многозначными словами
- у ежа иголки, у елки рассмотреть значение слов коса, ручка
и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словаря детей - важная сторона развития речи.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Презентация на тему "Развитие словаря- одна из основных задач коррекции речевого развития дошкольников"
Материал адресован учителям-логопедам и воспитателям ДОУ и знакомит с основными направлениями и приёмами коррекционной работы по формированию словарного запаса. ...
Конспект занятия по развитию словаря и грамматических категорий для детей с ОНР IVуровня речевого развития "Весна в лесу"
Итоговое занятие ( открытое занятие для родителей) по лексическим темам весенней тематики....
Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"
Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...
Доклад по развитию речи «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых»
Познавательный материал по развитию речи...
Развитие словаря у детей с речевыми нарушениями. Примеры игр для развития словаря.
Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей....