Конспект занятия по развитию словаря и грамматических категорий для детей с ОНР IVуровня речевого развития "Весна в лесу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятие ( открытое занятие для родителей) по лексическим темам весенней тематики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vesna_v_lesu.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия
по развитию словаря и грамматических категорий
у детей с ОНР IV уровня речевого развития
на тему «Весна в лесу»
Составила: Давыдова Елена Анатольевна
Цель: актуализация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматических навыков
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-уточнить и актуализировать словарь по лексическим темам «Весна», «Дикие животные», «Цветы», «Деревья», «Перелетные и зимующие птицы»; словарь антонимов.
-учить понимать значения многозначных слов;
-совершенствовать навык словообразования (существительных с помощью суффиксов, относительных прилагательных);
- совершенствование предложно-падежных конструкций;
-упражнять в построении грамматически-правильных сложноподчиненных предложений.
Коррекционно-развивающие:
-развитие слухового внимания;
-совершенствование крупной и мелкой моторики;
-развитие произвольного внимания, логического мышления;
- совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитание бережного отношения к природе;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Лексический материал:
Существительные: весна, март, апрель, май, ручей, дуб, береза, рябина, клен, осина, деревья, листья, первоцветы, подснежники, одуванчик, мать- и- мачеха, медуницы, бобриха , бобренок, медведица, медвежонок, ежиха, ежонок, барсучиха , барсучонок, хвост- хвостик-хвостище, лапа-лапка-лапища, глаз-глазок-глазище, нос-носик-носище, гуси, утки, соловей, кукушка, ласточка, сова, гнездо, птенцы, песни, пища
Прилагательные: тонкий, ясное, теплое, низкая, осиновые ,березовые дубовые, кленовые, рябиновые, чужие(гнезда), перелетные, зимующая.
Глаголы: распускаются, течет, кукует, звенит, не рвать , любоваться, охранять, не вьет, строят ,выводят( птенцов,), поет, откладывает , прилетают, добывают.
Оборудование: письмо-пазл «Весна»; мяч; запись звуков - течет ручей, кукует кукушка, звенит колокольчик, голос Сороки; деревья без листьев- дуб, береза, клен, рябина, листья по 5-7 штук на каждое дерево на магнитах, корзиночки; картинки: подснежник, одуванчик, мать-и – мачеха, медуница, медведица с медвежонком, барсучиха с барсучонком, бобриха с бобренком, ежиха с ежонком; коллаж с птицами - гуси, утки, соловей, кукушка, ласточка, сова; кораблики из бумаги красного, желтого, синего цвета – по 4 шт.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Нам пришло письмо, но когда я открыла конверт, все части письма рассыпались, и я не могу его прочитать. Вы можете помочь собрать письмо? На обратной стороне что-то нарисовано. Мы попробуем собрать эту картинку.
(дети собирают картинку «Весна», на обороте текст письма)
Ребята, у нас получилась картинка. Какое время года на ней изображено? А у нас на дворе какое время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Какой сейчас месяц?
Основная часть:
«Это правда или нет»
Цель: находить неточности в тексте.
Интересно, что же это за письмо?! Давайте его прочитаем.
(Логопед зачитывает текст письма)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сорока. Я живу в лесу. У нас в лесу настоящая весна, и я про нее все-все знаю!
Я решила принять участие в конкурсе на знание весенних примет. Но прежде хочу посоветоваться с вами. Если вы согласны с моими утверждениями –хлопайте в ладоши, если не согласны- топайте ногами. Слушайте внимательно!
Весной выглянуло яркое солнышко. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелетные птицы. Ломается лед на реке. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи. Созрели ягоды. В берлоге проснулся медведь».
Вот сколько ошибок допустила Сорока! А вы, ребята, молодцы! Но как же нам сообщить Сороке об ошибках? Придется отправиться в лес, в гости к Сороке. Кто согласен? Перед дальней дорогой немного потренируемся.
«Скажи наоборот. Закончи предложение» ( с мячом)
Цель: упражнение в подборе антонимов.
Дети встают полукругом, логопед произносит начало фразы и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч, договаривает предложение, подбирая антоним.
Ребята, я вам говорю начало предложения о том, что в природе бывает осенью или зимой и бросаю мяч кому то из вас. Вы возвращаете мне мяч и говорите: «А весной…» добавляя нужное слово. Попробуем все вместе:
Зимой лед толстый,….. а весной тонкий. (образец)
Осенью небо пасмурное…..(ясное)
Зимой солнце холодное…(теплое)
Осенью листья увядают… (распускаются)
Осенью трава высокая….(низкая)
«Звуки леса»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков
Здорово! Смело отправляемся в путь, а по дороге будем слушать звуки леса.
(дети называют звук)
-течет ручей
- кукует кукушка
-звенит колокольчик (этот звук лишний, в лесу его не бывает)
«С какого дерева листок»
Цель: образование относительных прилагательных
(деревья на магнитной доске, листочки также на магнитах)
Посмотрите ребята, на нашем пути встретились деревья. Но они еще совсем голые, листочки только-только распускаются. Давайте поможем нашим деревьям нарядиться в листву(раздает каждому корзинку с листьями). Какие деревья вы узнали?
(Дети перечисляют – дуб, береза, рябина, клен, осина)
На осине – осиновые листья. (логопед дает речевой образец и прикрепляет на осину листочки)
Саша, какие листья на березе? (на березе – березовые листья)
У кого в корзинке березовые листья? (У меня в корзинке березовые листья.)
Какие листья на дубе?... У кого дубовые листочки?...
Какие листья на клене?....У кого кленовые листочки?...
Какие листья на рябине?....
Нарядите листочками свои деревья.
Нам пора отправляться дальше. Идем все за мной.
«Цветочная поляна»
Цель: координация речи с движением
Вместе по лесу идем ходьба
Не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг остановились,
Тысяча цветов вокруг руки в стороны
Расстилается ковер
И направо, и налево повороты
Отдохнуть мы все успели
На лужок цветочный сели сели на ковер (или стульчики)
Ребята, мы пришли на цветочную поляну, но цветочки от нас спрятались. Давайте попробуем отгадать, какие цветы здесь растут.
«Отгадай загадки»
Цель: актуализация словаря по теме «Первоцветы»
Из под снега расцветают, раньше всех весну встречают. (подснежники)
В детстве-с жёлтой головой,
В юности-совсем седой,
А вот старым-не бывает,
Пухом белым - улетает! (одуванчик)
Золотым лучом согрет
Вырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет (мать- и- мачеха)
Разбрелись в лесу сестрицы
Синеглазки …. (медуницы)
(выставляются картинки с цветами)
Все эти цветы можно назвать одним словом - первоцветы. Какие слова спрятались в этом длинном слове? Что означает слово первоцветы?
Как мы должны относиться к первоцветам? (не рвать их, любоваться)
«Божья коровка играет в прятки»
Цель: совершенствование предложно-падежных конструкций, уточнение названий частей цветка
К нам прилетела божья коровка. Она хочет поиграть с нами в прятки. А вы должны сказать, где находится насекомое.
(логопед «пересаживает» божью коровку на разные части цветка)
Где спряталась божья коровка? ( божья коровка спряталась под листом, в бутон, за стебелек, сидит на листе…)
Спасибо божьей коровке за игру! Наш путь продолжается.
Упражнение пальчиковой гимнастики «Зимний сон» (стоя)
Цель: повышение работоспособности, снятие нагрузки, связанной с сидением
Спят зимой барсук и ежик, Загибаем пальцы по одному
И медведь зимой спит тоже, на названия лесных обитателей;
Спят пчела и муравей- одновременно на обеих руках.
Ждут весенних теплых дней. Сжимаем-разжимаем в ритм
предложения.
(дети сели на свои места)
Вот какие животные встретились нам сегодня(выставляются картинки). Все эти животные зимой спали, а сейчас проснулись, ищут себе пищу, заводят детенышей.
«Лапа, лапка, лапища»
Цель: развивать навык словообразования , в т.ч учить образованию существительных уменьшительно-ласкательных и увеличительных значений с помощью суффиксов
Давайте назовем детенышей и мам.
(дети называют - бобриха с бобренком, медведица с медвежонком, ежиха с ежонком, барсучиха с барсучонком).
У детенышей части тела маленькие, мы их будем называть ласково, например ножка. У мам все части тела огромные, значит не нога, не ножка, а ножища.
(раздать каждому по картинке)
У бобров необычный хвост. Хвост- хвостик-хвостище.
У медведей мы посмотрим лапы. Лапа-лапка-лапища.
У ежиков - глаз. Глаз-глазок-глазище.
У барсуков - нос. Нос-носик-носище.
Молодцы ребята! Но где же наша Сорока, где нам ее искать в лесу?
Голос Сороки: Ребята, я вас слышу. Но вы меня не увидите. Я сижу в своем гнезде, жду появления птенцов.
Спасибо, что помогли мне исправить ошибки. Теперь я обязательно стану победителем в конкурсе! А вы поищите в лесу моих друзей, разных птиц, сейчас их здесь очень много.
Логопед: И тебе спасибо, Сорока! Мы столько всего интересного увидели! Но птиц мы обязательно поищем, правда, ребята!?
Давайте посмотрим на картинку, каких птиц вы здесь видите (перечисляют-гуси, утки, соловей, кукушка, ласточка, сова)
«Закончи предложение»
Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать внимание, мышление, воображение
Ребята, почему птицы строят гнезда весной? Дайте ответ полным предложением, используйте слова «потому что..»
(Дети строят гнезда весной, потому что выводят в них птенцов.)
Почему люди любят слушать песни соловья?(…потому что он замечательно поет)
Почему кукушка откладывает яица в чужие гнезда?(…потому что сама не вьет гнезда)
Почему гуси и утки рано прилетают из теплых стран?(…потому что легко могут добыть себе пищу).
Ребята, посмотрите внимательно, мне кажется, на этой картинке есть лишняя птица. Кто здесь лишний и почему? Как мы назовем остальных птиц? Почему их так называют?
(Здесь лишняя сова, потому что это зимующая птица. Остальные птицы перелетные)
Заключительный этап:
Молодцы, ребята! И Сороке помогли и в лесу весеннем побывали. Но нам пора возвращаться в детский сад. Путь у нас с вами был долгий. Давайте поплывем обратно на корабликах по весеннему ручейку.
Рефлексия
Кораблики у нас разного цвета. Если вам было интересно путешествовать- возьмите кораблик красного цвета, если не очень интересно-желтого, совсем неинтересно и непонятно-синего.
Вот мы и вернулись в наш детский сад. Что больше всего запомнилось в путешествии? Почему тебе было скучно?
Спасибо, ребята. Сегодня наше путешествие завершилось, но впереди у нас еще много разных приключений. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и...
Конспект занятия по развитию словаря в младшей группе «Весенние хлопоты»
Расширять активный словарь детей качественными прилагательными;-упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, в образовании звукоподражательных глаг...
конспект занятия "Весеннее путешествие" Формирование лексико- грамматических категорий
Формирование лексико- грамматических категорий и связной речи у дошкольников с ОНР....
Конспект занятия по развитию словаря Тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию словаряТема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Занятие по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»...
дидактическая игра по развитию словаря и грамматических категорий у дошкольников по теме "фрукты, ягоды, овощи"
Данную дидиктическую игру можно испоьзовать и педагогам , и родителям дошкольников с целью развития словаря и грамматических категорий по теме "Овощи, фрукты, ягоды"...