Развитие образной речи - составление загадок.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Важным этапом развития образной речи является обучение детей составлению простейших загадок с использованием ранее выученных признаков сравнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obraznoy_rechi_-_sostavlenie_zagadok.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Важным этапом развития образной речи является обучение детей составлению простейших загадок с использованием ранее выученных признаков сравнения.
Развитие умения составления загадок не менее важно, чем развитие описательных способностей (изображения, например).
Сперва дети учатся находить аналогии по принципу «Какой - что бывает таким же», пример загадки: красная как огонь, сладкая как сахар(клубника).
После освоения модели первой ступени составления загадок на активном уровне можно познакомить детей с различными особенностями сравнений: загадки составляются также на основе "завышения"" свойств объектов (самовар блестящий, как начищенная монета) или их "занижения (самовар тусклый, как нечищеные ботинки). Затем в упражнениях используется принцип «На что похоже?».
Процедура: всем детям раздаются картинки, дается одна минута на подготовку. Затем по очереди ведущие представляют свои предметы. Оценивается скорость подбора описаний , лексическая правильность использования, грамотное сочетание пары предмет-признак.
Игра «Что одинаковое между объектами на картине»
Процедура: педагог предлагает рассмотреть два изображения (например, солнце и воздушный шар). Задача детей провести как можно больше аналогий между объектами (не только используя прилагательные – большой, круглый, яркий и т.д., но и различные фразовые сочетания – высоко в небе, может прятаться за облаками и т.д.)
Игра «Что (кто) делает так же?» (обучение детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»)
Процедура: педагог называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.
Например:
- Медведь, что делает?
- Любит мед, как пчела, зиму спит, как соня.
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Любит мед, но не пчела, зимой спит, но не соня».
Хочу предложить к рассмотрению конспект одной игры по составлению загадки. Для составления загадки выбран объект (курица).
В процессе игры детям требуется помощь педагога в определении признаков и подбору образных характеристик.
- Какая курица по цвету? - Пестрая. Серая. Цветная. Рябая.
Здесь нужно заметить, что не всегда ребенок (в основном это мальчики), в состоянии подобрать правильную характеристику изображению либо в силу бедности лексики, либо из-за недостаточного понимания предложенного признака.
- Какая курица по действиям? – Суетливая, голодная(на изображении птица клюет зернышки).
- Какая она на ощупь? - детям было предложено воспользоваться одной из книг о животных с использованием текстур. Погладив перышки, дети дали ответы. – Мягкая, пушистая, щекотливая, гладкая, теплая. Педагог записывает найденные характеристики на доску и предлагает выбрать всего три признака. В результате получаем: пестрая, суетливая, мягкая.
Далее педагог просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков:
Какая? | Что бывает таким же? |
Рябая | Кошка |
Суетливая | Мышка |
Мягкая | Подушка |
Чтобы далее развить мысль, усложняем упражнение - детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения. Например: пестрая – кошка, но не простая, а разноцветная кошка.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Рябая | Разноцветная кошка |
Суетливая | Маленькая мышка |
Мягкая | Бархатная подушка |
После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Итоговая загадка про курицу: "Рябая, как разноцветная кошка, суетливая как маленькая мышка, мягкая, но не бархатная подушка".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование «Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи составлению загадок на основе приемов ТРИЗ»
Побор загадок по ТРИЗ....
Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе
Конспект НОД Развитие речи "Составление загадок с помощью ТРИЗ-технологии" во второй младшей группе...
Дидактическая игра по развитию речи "Составление загадок" во второй младшей группе
Дидактическая игра по развитию речи "Составление загадок" во второй младшей группе...
Презентация «Развитие образности речи старших дошкольников на материале загадок»
Презентация направлена на формирование у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Материал учит создавать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок....
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК
Аннотация: в статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью м...
Семинар-практикум на тему: «Содержание работы по развитию образной речи на занятиях, использование эффективных методов и приемов развития образной речи».
Одна из актуальных проблем развития речи дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребен...
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ЗАГАДОК
В статье представлен практический опыт по развитию образной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через составление загадок об объектах окружающего мира с помощью моделей....