Доклад:«Традиционные методы работы со сказкой»
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Традиционные методы работы со сказкой.Доклад.

        Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому необходимо включать ребенка в различные виды творческой деятельности,  используя следующий пошаговый алгоритм работы над сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад18.4 КБ

Предварительный просмотр:

        Согласовано                                                                                                                  Утверждаю                                                                    
    Заместитель заведующей                                            Заведующая МБДОУ «Детский сад №6"
    образовательного учреждения                                
______________Н.А.Васильева                                        ____________________Г.И. Запуниди

Доклад по теме:

«Традиционные методы работы со сказкой»

                                           Выполнила:

Тугушева Альфия

Гайязовна

Первая категория

2013-2014 учебный год

     Традиционные методы работы со сказкой

        Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
        Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - "воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".
       Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому необходимо включать ребенка в различные виды творческой деятельности,  используя следующий пошаговый алгоритм работы над сказками.

1. Ритуал «входа» в сказку.

2.  Беседа о прочитанном.

3.  Рассматривание иллюстраций.

4.  Игры-беседы детей с персонажами.

5.  Этюды на выражение эмоций у детей.

6.  Игры-драматизации по содержанию сказок.

7.  Рисование на сюжет сказки.

8. Ритуал «выхода» из сказки.

9.  Установление связи между идей сказки и жизненным опытом детей.

Рассмотрим условия реализации данного алгоритма.

         Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке,   может быть использован ритуал вхождения в Волшебную Страну. Каждое знакомство со сказкой начинать приветствием друг друга улыбкой. Тем самым ребята настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы.
         Главное  условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
        Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

       Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
       Главное - заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
       С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем

         Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения сказки или рассказывания  проводится беседа с детьми  по осмыслению прочитанного по тщательно продуманным вопросам, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания  в речи.

          Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание  уделяется  анализу  эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение  при рассматривании пейзажных картин.

           При работе над сказками можно применить прием игры-беседы с персонажами  сказок. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно  содержание  сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

             Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению  игр – драматизаций проводилась работа над этюдами, предложенными в книге М.И. Чистяковой "Психогимнастика". Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

             Следующий этап в работе над сказкой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.                      

          Завершить работу над сказкой можно созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе занятий.

          Заканчивается каждое занятие традиционными прощаниями, предложенными в книге Н.И. Монаковой «Путешествие с гномом».

           Как этап закрепления работы над сказками, включается процесс переноса  ситуаций из сказок в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из сказочных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные), в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"

Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...

Методы работы со сказкой

Сказка - это кладезь народной мудрости, в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинак...

Формы и методы работы со сказкой

информация для педагогов на тему: "Формы и методы работы со сказкой"...

Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Использование  методов  работы со сказкой в развитии  связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ, ПОТЕШКАМИ

Занятия по русским народным сказкам в нетрадиционной форме....

Консультация для родителей "Нетрадиционные методы работы со сказкой"

Этот материал поможет родителям  научить детей воспринимать сказку нетрадиционно , понимать содержание сказки по- другому, придумывать самим концовки сказок и т.д...

Мастер-класс на тему: "Сочинение c детьми старшего дошкольного возраста сказок с использованием технологий развития связной речи дошкольников Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. и метода работы со сказкой Фесюковой Л.Б."

Мастер-класс был показан на ежегодной августовской конференции работников образования в 2015 - 2016 учебном году. Презентация иллюстрирует теоретическую часть....