Консультация для родителей "Нетрадиционные методы работы со сказкой"
консультация на тему
Этот материал поможет родителям научить детей воспринимать сказку нетрадиционно , понимать содержание сказки по- другому, придумывать самим концовки сказок и т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultdlya_rod2.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Нетрадиционные методы работы со сказкой»
Дети очень любят сказки. Они черпают из них множество
удивительных позиций: первые представления о времени и пространстве, о
связи человека с природой, с предметным миром. Не смотря на это, сказки,
равно, как и многие художественные произведения не в полной мере
используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития у
детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания
добрых чувств. Сказки подаются дошкольникам не разнообразно, в
основном, это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или
драматизация, просмотр театров, мультфильмов, кинофильмов по мотивам
знакомых сказок. Д. Родари утверждает: «Много сказок жестоких, несущих в
самом содержании насилие, подавление и другие негативные моменты». В
этом мы убеждаемся, рассказывая о том, что лиса съела колобка, как сёстры
издеваются над Золушкой, как тяжело живётся Иванушке-дурачку, и т.п.
Мы привыкли традиционно относится к сказочному материалу. За
многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая,
жаль колобка, Иванушка-дурачок всегда оказывается умнее всех. Одна из
главных задач, стоящих перед взрослым, - познакомить ребёнка с
содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на
поверхности текста, обыграть, драматизировать…
Лариса Борисовна Фесюкова, автор книг «От трёх до семи», и
«Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного
материала нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ
(теория решения изобретательных задач). Нетрадиционно – это значит
научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать
содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования,
придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,
смешивать несколько сюжетов в один и т.д. Для этого ею разработана
специальная универсальная схема, которая выглядит следующим образом.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика. 6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Необходимо отметить, что предложенные разделы выбраны условно,
это всего лишь модель, образец и исходя из этого, их может быть меньше,
может быть и больше. Кратко рассмотрим методику работы над каждым
разделом.
1. Нравственный урок. Не зря существует поговорка «Сказка –
ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда
напрямую сформулированный «намёк», прояснить его суть, дать себе урок
– вот главная задача. Нетрадиционный подход даёт возможность
воспитателю и детям уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо,
создать новую ситуацию, где бы герой исправлялся, добро
восторжествовало. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё
можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна
стать творческим девизом для ребёнка. Например в сказке «Рукавичка»
нравственный урок раскрывается следующей поговоркой «В тесноте, да не
в обиде». Да не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются
противоречия. Понять их и творчески решить вот главная задача в системе
образования дошкольников. Так в чём же противоречие в сказке, которого
не замечают дети, да и зачастую и многие взрослые. Всё внимание
читателей приковано к рукавичке и к её гостям. Все забыли про деда,
который зимой остался без рукавички. Очень важно рассмотреть
различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а
для кого плохо.
2. Воспитание добрых чувств. В каждом конкретном случае
сюжет сказки обращает внимание, лишь на отдельные компоненты из
целой гаммы добрых чувств: самоотверженность, сопереживание. В этой
связи следует обратить внимание на следующие моменты:
• Учить детей сравнивать, сопоставлять;
• Формировать привычку доказывать, что это так, а не
иначе;
• Ставить ребёнка на место положительного или
отрицательного героя, давая ему возможность выбора
собственной позиции;
• Упражнять детей в синхронном выражении чувств и
телодвижений, обеспечивая более глубоко сопереживать
действиям и поступкам героев.
К примеру:
• «Докажи, что Алёнка лучше всех»;
• «Кого тебе жалко в этой сказке»;
• «Как бы ты поступил на месте…»;
• «Как движениями похвалить петушка»
Здесь используется игра «Хорошо – плохо», т.е. развести в стороны
хорошие и плохие поступки и явления.
3. Речевая зарядка. Она направлена на решение следующих
проблем: расширять словарный запас, верно строить диалоги, развивать связную и логическую речь, делать нашу устную и письменную речь
эмоциональной, образной, красивой. Этому будут способствовать
перечисленные ниже методы и приёмы.
• «Задай вопрос…». Например, Курочке Рябе деду, бабке,
мышке и т.д.
• «Придумай несколько однокоренных слов» (лес, лесник,
лесовичок).
• «Найди рифму…» (Мышка – Книжка).
• «От каждого по словечку». Составить достаточно длинное
распространённое предложение.
• «Напиши письмо (записку, телеграмму)» при этом важно
совместно с детьми решить, кому оно будет адресовано.
Ребёнок говорить, взрослый записывает, затем вместе
читают, обсуждают написанное, корректируя и и
совершенствуя его по стилю и содержанию.
• Воспитателю можно предложить подобрать к каждой сказке,
если это возможно, фразеологизм, или пословицу и
побеседовать по его содержанию, раскрывая смысл.
• «Как бы ты назвал эту сказку?», «Как ещё можно назвать
эту сказку?».
• Метод введения частицы «не»: «Не репка выросла на грядке,
а…», «Не Красная Шапочка, а…». Т.е. вместо привычного
персонажа, главного героя придумать нового.
• «Найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова».
• «Сочини длинное и в то же время смешное слово».
• Разобрать слова с одинаковым написанием, но разных по
значению (мука – мука), или различных по контексту
(собачий хвост – собачий характер).
• Объяснить этимологию слова. И др.
4. Развитие мышления и воображения. Здесь особо обращается
внимание на развитие ребёнка до такого уровня воображения, который
помогает ему различить реальную жизнь и фантазии. В данном случае
дошкольник придумывает что-то новое.
• Придумывать старые предметы в новых вариантах.
• Превращать себя и других членов семьи, друзей в другие
одушевленные и неодушевлённые предметы.
• Составлять фантастические сказки о себе.
• Постановка проблемного вопроса. (Всегда ли плохо,
когда»в грязь полез и рад, что грязна рубаха» ? Может
быть карапуз полез в лужу спасать котёнка…
5. Сказка и математика. К.Д Ушинский отмечал, что у хорошего
учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней
экономии. Когда речь идёт о дошкольниках, то рекомендуется математику
максимально связать с окружающей жизнью. А для ребёнка сказки – это
его жизнь. Тем более , что во многих сказках математическое начало находится на поверхности. «Волк и семеро козлят», «Два жадных
медвежонка» др.
6. Сказка и экология. Сказка сама подсказывает, какой вопрос
или задание дать детям. Более осознанному пониманию ребёнком природы,
природных явлений, природоохранной деятельности помогает игра
• «А если бы…»
• «А если бы не наступила весна?»,
• «А если бы пропал ветер?»,
• «А если бы погасло солнце?» и т.д.
Эти вопросы ставят ребёнка в позицию исследователя. Природа
противоречива, а понять некоторые противоречия помогает уже знакомая
игра «Хорошо – плохо»
7. Сказка развивает руки. Детям предлагается что-то сделать:
вырезать, склеить, изобразить схематично, показать эпизод с помощью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"
Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...
Методы работы со сказкой
Сказка - это кладезь народной мудрости, в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Сколько существует человечество, столько малыши всех времен, культур и народов с абсолютно одинак...
Формы и методы работы со сказкой
информация для педагогов на тему: "Формы и методы работы со сказкой"...
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Использование методов работы со сказкой в развитии связной речи и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста...
Доклад:«Традиционные методы работы со сказкой»
Традиционные методы работы со сказкой.Доклад. Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого...
Консультация для воспитателей "Методы работы со сказкой для развития воображения, мышления, речевого творчества"
Интересные идеи для работы с дошкольниками старшего возраста...
Консультация для педагогов «Методы работы со сказкой в речевом развитии детей»
Консультация для педагогов «Методы работы со сказкой в речевом развитии детей»...