Звуки речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Занятие, цель которого-помочь выработать у ребёнка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_rechi_skilova.odt | 251.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему: «Звуки речи».
Провела: Скилова Н.Н.
03.03.2014.
Для воспитания у детей старшего возраста звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает. К пяти годам ребенок может правильно произносить все звуки.
С малышом этого возраста уже надо проводить упражнения по звуковому анализу слова, это очень важно для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешку, стихотворение, где несколько раз повторяется звук, вызывающий трудности в произношении. Сначала ребенок повторяет текст за взрослым (устный образец речи), а затем называет звук, который чаще всего повторяется.
Приведем пример занятия, цель которого — помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.
Для занятия подготавливаются игрушки (или картинки, или муляжи):вишня, яблоко, груша, мандарин, лошадь, корова.
Предметы подбираются так, чтобы при парном их предъявлении в названии одного предмета был звук Ш, а в названии другого — не было. Подготавливается также набор картинок, в названии которых имеется звук Ш.
Мышка: Ребята, знаете кто я? Правильно, я Мышка-норушка. А давайте с вами сегодня познакомимся со звуком Ш.
- Ребята, послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.
Мышка читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
- Так какой же звук чаще всего повторяется?
-Звук Ш.
- Смотри: для того чтобы хорошо произнести звук Ш, кончик языка надо поднять кверху, а губы слегка вытянуть вперед.(Показывает, в каком положении находиться язык и губы.) А теперь ты сделай так: подними язык кверху, вытяни губы вперед произнеси звук Ш.
Ребенок произносит звук, воспитатель следит за тем, чтобы он правильно выдвигал губы вперед.
- А теперь подними руку тыльной стороной ко рту и произнеси звук Ш.(Показывает.) Если ты правильно произнесешь звук Ш, то почувствуешь теплый воздух.
Физминутка.
А теперь скажи, как шипит змея.
- Змея шипит: ш — ш — ш.
- А теперь послушай, как шумят листья на деревьях, когда дует ветер.(Произносит протяжно звук Ш) А теперь ты скажи, как шумят листья.
Игра с мячом:
Я иду, и ты...
Я пою, и ты...
Я несу, и ты...
Я беру, и ты...
Я веду, и ты...
Я плыву, и ты...
Я лечу, и ты...
Я стою, и ты...
Я бегу, и ты...
Затем ребенку показывают картинки и предлагают назвать изображенные на них предметы. Рисунки, в названиях которых есть звук Ш, откладываются отдельно.
Воспитатель показывает игрушки, муляжи, картинки парами (вишня — слива, груша — яблоко, лошадь — корова) и предлагает ребенку назвать те предметы, в названии которых имеется звук Ш (вишня, груша, лошадь.) Потом воспитатель предлагает придумать слова, в которых есть звук Ш.
Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, воспитатель разбирает вместе с ребенком.
Воспитатель произносит потешки, чистоговорки, скороговорки и предлагает ребенку повторить их.
Шесть мышат в камышах шуршат;
Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.
Можно предложить и загадки, например, о лягушке:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(анализ занятия) Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы: -дидактические игры - подвижные или хороводные игры с текстом («Гуси — гуси», «Теремок», «Кот и мыши»). - дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.) - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение и др.) Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог; - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); - образное называние звука или звукосочетания (ш-ш-ш шипение змеи)- - хоровые и индивидуальные повторения; - обоснование необходимости выполнить задание педагога; - индивидуальная мотивировка задания; - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца); - оценка ответа или действия и исправления; - образная физкультурная пауза; - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. |
Работа над звуковой культурой речи ребенка не ограничивается только работой над произношением. Важны ведь и такие элементы звуковой культуры, как дикция, темп, умение регулировать силу голоса, интонационная выразительность речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Сь")
Автоматизация проводится в слошах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Помимо этого подобраны чистоговорки, скороговорки, стихи на заданный звук....
Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Ль")
Картотека материалов для автоматизации звука "Ль" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, стихах, скороговорках, чистоговорках, загадках....
Материалы по автоматизации звуков речи (звук "Р")
Представлена картотека материалов по автоматизации звука "Р" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, скороговорках, чистоговорках, стихах, загадках....
Речевой материал по закреплению звуков речи по книге Богомоловой А.И. разбитый на звуки
Удобно пользоваться, когда необходим материал на один звуки или группу звуков....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе ДОУ на тему «Мир звуков. Звуки речи.»
Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речи
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с умственной отсталостью. Тема: Звук. Звуки речиЦель: Формирование представлений о звуках. Звуки природы, з...
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц]. Задачи. Образовательные: Актуализация представл...