Игры на развитие коммуникативных качеств
картотека (развитие речи) по теме

Афанасьева Ирина Владимировна

Цель: развитие у детей коммуникативных качеств, через игру.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение:

- распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых;

- выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируется умение сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Известно, что игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки. В эти игры можно играть с детьми дома или по дороге в детский сад.  Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznoe.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие коммуникативных качеств

«Поводырь».

В комнате разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, игрушки и т.д.). Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «переступи через кубик», «здесь стул. Обойди его». Затем  меняются ролями.

Пантомимические этюды.

Ребёнку предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.

«Сказки наизнанку».

Взрослый предлагает ребёнку придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

«Скажи по-другому».

Взрослый говорит: У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный). Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова – друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «Один мальчик был очень грустный».

Далее даются аналогичные задания: Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?) Через окно видно, что идёт сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)

«О чём я сказала?»

Взрослый обращается к детям: «Послушайте, что я скажу сейчас. Бежит собака. Бежит ручеёк. Бежит вода из крана. О чём я сказала?». Подводит ребёнка к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеёк, вода из крана могут бежать». Примеры – Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывёт утка. Плывёт человек. Плывёт корабль. Летит самолёт. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у иголки. И т.д.

«Моё начало – твой конец».

Взрослый придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка), а ребёнок её продолжение.

«Через стекло».

Взрослый и ребёнок передают друг другу  какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, на другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: я тебе позвоню, когда приеду», «напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно они поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

«Вечер загадок».

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: большой, круглый, полосатый (арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает (пылесос). После этого можно предложить «образные загадки» типа «Крашеное  коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова надо обязательно объяснять.

«Что на что похоже».

Взрослый договаривается с ребёнком, что он для описания задуманного предмета или живого существа будет использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же было задумано.

«Почему? А потому»

Сначала взрослый, затем ребёнок задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?». И т.п. за самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

«Магазин».

Взрослый - «продавец», ребёнок – «покупатель». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать. «Продавец» должен отгадать,  о каком предмете идёт речь.

«Данетка».

Один загадывает слово, другой пытается его угадать при помощи наводящих вопросов. Эффективны вопросы обобщающего характера: «Это растение?», «Это мебель?» Ответ  должен содержать фразы: «Да», «Нет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: игры на развитие коммуникативных качеств для детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги!Хочу поделиться с вами играми, которые я использую в своей работе с детьми. Так как я работаю в логопедической разновозрастной группе, мне приходится сталкиваться с трудностями в общ...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"

Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....

Игры на развитие коммуникативных качеств

Игры на развитие коммуникативных качеств...

Игры на развитие коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных качеств в старшем дошкольном возрасте это главное условие нормального психологического развития ребенка.  А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей ...

Игры и упражнения, используемые при работе с детьми по развитию коммуникативных качеств дошкольников

В статье предложена подборка разнообразных игр и упражнений, используемых педагогом при взаимодействии с детьми дошкольного возраста по развитию их коммуникативных качеств....

консультация для воспитателей "Коммуникативные игры в развитии нравственных качеств дошкольника"

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...