Игры на развитие коммуникативных качеств
картотека (развитие речи) по теме
Цель: развитие у детей коммуникативных качеств, через игру.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение:
- распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых;
- выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируется умение сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Известно, что игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки. В эти игры можно играть с детьми дома или по дороге в детский сад. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznoe.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие коммуникативных качеств
В комнате разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, игрушки и т.д.). Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «переступи через кубик», «здесь стул. Обойди его». Затем меняются ролями.
Пантомимические этюды.
Ребёнку предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.
«Сказки наизнанку».
Взрослый предлагает ребёнку придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.
«Скажи по-другому».
Взрослый говорит: У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный). Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова – друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «Один мальчик был очень грустный».
Далее даются аналогичные задания: Девочка торопится в школу. (Какая она?) Мама посмотрела на вымытую посуду. (Что о ней можно сказать?) Через окно видно, что идёт сильный дождь. (Как об этом сказать иначе?)
«О чём я сказала?»
Взрослый обращается к детям: «Послушайте, что я скажу сейчас. Бежит собака. Бежит ручеёк. Бежит вода из крана. О чём я сказала?». Подводит ребёнка к выводу: «Вы сказали, что собака, ручеёк, вода из крана могут бежать». Примеры – Сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывёт утка. Плывёт человек. Плывёт корабль. Летит самолёт. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у иголки. И т.д.
«Моё начало – твой конец».
Взрослый придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка), а ребёнок её продолжение.
«Через стекло».
Взрослый и ребёнок передают друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, на другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: я тебе позвоню, когда приеду», «напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно они поняли друг друга, легко ли им было это сделать.
«Вечер загадок».
Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: большой, круглый, полосатый (арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает (пылесос). После этого можно предложить «образные загадки» типа «Крашеное коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова надо обязательно объяснять.
«Что на что похоже».
Взрослый договаривается с ребёнком, что он для описания задуманного предмета или живого существа будет использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же было задумано.
«Почему? А потому»
Сначала взрослый, затем ребёнок задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?». И т.п. за самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.
«Магазин».
Взрослый - «продавец», ребёнок – «покупатель». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать. «Продавец» должен отгадать, о каком предмете идёт речь.
«Данетка».
Один загадывает слово, другой пытается его угадать при помощи наводящих вопросов. Эффективны вопросы обобщающего характера: «Это растение?», «Это мебель?» Ответ должен содержать фразы: «Да», «Нет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: игры на развитие коммуникативных качеств для детей дошкольного возраста"
Уважаемые коллеги!Хочу поделиться с вами играми, которые я использую в своей работе с детьми. Так как я работаю в логопедической разновозрастной группе, мне приходится сталкиваться с трудностями в общ...
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.
Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...
Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"
Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....
Игры на развитие коммуникативных качеств
Игры на развитие коммуникативных качеств...
Игры на развитие коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Формирование коммуникативных качеств в старшем дошкольном возрасте это главное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей ...
Игры и упражнения, используемые при работе с детьми по развитию коммуникативных качеств дошкольников
В статье предложена подборка разнообразных игр и упражнений, используемых педагогом при взаимодействии с детьми дошкольного возраста по развитию их коммуникативных качеств....
консультация для воспитателей "Коммуникативные игры в развитии нравственных качеств дошкольника"
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...