«Синквейн, как один из приемов активизации мышления, активности дошкольников в работе по развитию речи».
статья (развитие речи, старшая группа) по теме

Боева Светлана Николаевна

Что такое синквейн, как его правильно составлять вы узнаете из этой статьи. С помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает лучше подготовить детей к школе. Поэтому я решила поделиться своим опытом использования синквейнов с другими педагогами и убедить их применять в своей работе с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Синквейн, как один из приемов активизации мышления, активности дошкольников в работе по развитию речи».

Автор: Боева Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы ГБДОУ детский сад 69 Приморского района Санкт-Петербурга.

         

Несколько лет назад в журнале «Ребенок в детском саду» я познакомилась с опытом работы московского логопеда Савчук О.А. по использованию синквейнов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эта тема меня очень заинтересовала, а затем и увлекла. Я поняла, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает лучше подготовить детей к школе. Поэтому я решила поделиться своим опытом использования синквейнов с другими педагогами и убедить их применять в своей работе с детьми и родителями.

Сначала скажем, что такое «синквейн».

Что такое синквейн?

 

         Это слово происходит от французского слова «пять» и означает стихотворение, состоящее из строк и написанное по определенному алгоритму.

Правила составления синквейна:

Первая строка – одно имя существительное или местоимение, обозначающее тему или объект;

Вторая строка – два имени прилагательных (причастия), описывающих эту тему;

Третья строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы;

Четвертая строка – фраза из четырех и более слов (разные части речи), выражающая отношение к теме;

Пятая строка – одно слово, являющееся синонимом темы или ассоциацией.

В течение нескольких лет российские школьники занимаются составлением синквейнов. Вызывает интерес эта работа и у взрослых. Используют этот способ упорядочивания изученного материала, подбора ключевых слов и выражений на разных уроках.

Цель составления синквейна в школе – изложить знания, чувства, отношение в нескольких словах, стараясь подобрать их предельно точно, емко, выделяя при этом главную мысль темы. Затем составленный синквейн стараются запомнить. Это способствует более качественному и осознанному усвоению материала. Например, познакомившись на литературе с творчеством А.С. Пушкина, детям предложили составить синквейн «А.С. Пушкин».

Подбираем подходящие слова к каждой строке.

1 строка: Название темы: А.С. Пушкин.

2 строка: Русский, близкий, свой, родной, великий, неповторимый, интересный, талантливый, любимый, жизнелюбивый, народный, обожаемый, честный.

3 строка: Пишет, учит, знает, вдумывается, переживает, любит, ласкает, вдохновляет, удивляет, завораживает, окрыляет, раскрывает, описывает, показывает.

4 строка:

Спасибо за любовь к родному слову.

Стихи для всех веков и поколений.

На свете нет, пожалуй, равнодушных к поэзии великого поэта.

Он памятник воздвиг себе нерукотворный. К нему не зарастет народная тропа.

Твоими сказками волшебными согрет, что музыкой в душе моей звенели и т.д.

5 строка: Гений. Талант. Гигант. Самородок, Глыба.

        Затем из каждой строки выбираем те слова, которые, как вам кажется, будут самыми точными. Естественно, что у разных людей эти слова будут своими, так как это зависит от отношения к теме, от интеллекта, от личной заинтересованности. Я бы написала так:

А.С. Пушкин

Великий, русский.

Пишет, раскрывает, удивляет.

Спасибо за любовь к родному слову.

Гений.

          Интересно услышать синквейны других на эту тему, сравнить, обсудить, уточнить для себя верность выбранных слов и постараться запомнить.

          В детском саду с синквейнами знакомят в старшей группе. Воспитатель (может быть логопед) предлагает написать синквейн – стих, состоящий из 5 строк. Детям выдается лист бумаги, где нарисована рамочка и обозначены цифрами 5 строк. Количество детей может быть разным по усмотрению педагога. Так как дети не умеют писать, читать, то напечатать у них на листочках синквейн должен воспитатель. В этом техническая трудность, и поэтому лучше начинать с небольших групп детей. Сначала дети рисуют заданный предмет в рамочке, например, клубничку. Затем они перечисляют слова-признаки, отвечая на вопрос «какая она?»

- Вкусная, сладкая, красная, съедобная, любимая, ароматная, душистая и т.д.)

          Воспитатель вместе с детьми выбирают два самых подходящих, по их мнению, слова: сладкая, ароматная. Эти слова записываются на листке у детей на второй строке печатными буквами. Затем дети отвечают на вопрос: «что делает клубничка?»

- Пахнет, падает, краснеет, цветет, кончается, выглядывает, питает, прячется, радует.

          Записываются три слова – действия, выбранные детьми вместе с воспитателем.

«Что можно сказать о клубнике, составьте предложение (фразу)?» - спрашивает воспитатель.

- В ней много витаминов.

- Бабушка вырастила ягоды и т.д.

         Воспитатель печатает фразу ребенка, которая ему больше всего понравилась на его лист на 4 строке.

         Последний, пятый вопрос: «О чем думаете, глядя на рисунок или представляя клубничку?» -  скажите одним словом.

         Дети отвечают, что представили себе солнце, лето, дачу, запах, ягоду, бабушку, аллергию, удовольствие, лакомство. Опять выбирается самое подходящее слово и печатается на 5 строке.

         Воспитатель зачитывает синквейн. Он может быть одинаковым для всех, а может выражать индивидуальное отношение к теме. Дети пытаются его запомнить, могут повторить и дома.

         Очень важна на начальном этапе помощь, поощрение и, конечно, важен образец, к которому стремятся.

         Когда дети научатся составлять синквейны, можно это делать уже с целой группой и даже давать задание составить синквейн дома.

         Стремление быстрее самому напечатать синквейн под рисунком способствует освоению азбуки, желанию писать, читать.

         Чтобы удивить товарищей, порадовать воспитателей, услышать похвалу, дети с удовольствием делают рисунки, аппликации, оригами, поделки, используя различные материалы: витражные краски, тесто, песок, пластилин, нитки, стразы и т.д. И к каждой поделке составляют синквейн. Можно вместо рисунков использовать фотографии.

Темы могут быть различные:

  • Литературные герои;
  • Лексическая тема;
  • Праздники;
  • «Наши дети»;
  • «Мамочки любимые»;
  • «Ай да, девочки»;
  • «Профессии пап».

          Рисунки после обсуждения можно оформлять в альбомы, выставки на стендах. Поделки оформить в виде выставки-конкурса «Вот какие штучки делают наши ручки», выбрав победителей с помощью голосования. Также можно снять видеофильм, в котором дети прочитают свои синквейны о себе или своей поделке. Большую помощь в работе по составлению синквейнов, изготовлению поделок, оказывают родители. Они довольны тем, что дети дома стали больше заниматься творчеством, проявляя при этом активность и самостоятельность. А родители помогают составить им стих из 5 строк к их работе. Бывает и такое, что вместо синквейна мы получили стихи.

Тема «Семья».

Ты скажешь «Я!»

Скажу и я,

А вместе мы одна семья, веселая и дружная!

Сестренкам важно поиграть,

А папе нужно почитать,

У мамы стирка, ужин враз,

Она заботится о нас.

Нам папа с мамой говорят:

«Семье, где мир, любовь царят

Не страшны приключения  

И даже кораблекрушения.

Команда крепкая у нас,

Проверенная временем!»

Подчеркнутые лишь возьмем слова

Получится синквейн – «семья».

           По готовому синквейну можно составить рассказ, используя слова и фразы. Его можно изменять, исправлять, дополнять неполный, составлять новый с вариантами.

Подводя итог вышесказанному, хочется сформулировать значение работы по составлению синквейнов:

1). Способствует речевому развитию:

Уточнение, активизация словаря детей.

Учит краткому пересказу.

Учит подбирать синонимы

Способствует умению выразительно читать стихи.

2). Развивает психические процессы:

Внимание

Мышление

Память

Воображение

3). Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения.

4). Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.

5). Содержит игровой момент.

6). Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой.

Уважаемые педагоги! Если я убедила и заинтересовала Вас своей работой, то давайте составлять синквейны вместе с детьми и самостоятельно.                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных приемов и нестандартного материала в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОНР».

Основной целью моей  работы  является обеспечение интереса к занятиям по развитию речи нестандартными приемами и материалами...

Мастер-класс «Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей»

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образ...

«Синквейн – как один из инновационных приемов в совместной деятельности педагога и детей по развитию речи»

Технология синквейн  -  один из эффективных способов решения проблем в развитии речи дошкольников[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13403678","attributes":{"alt":"","class":"...

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников

Использование технологии «Синквейн» как средство активизации работы по развитию речи дошкольников...