Домашние задания по лексическим темам для второй младшей группы.
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Булич Наталья Геннадьевна

В задания включены дидактические игры, упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речевых навыков, активизацию словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Домашние животные»

Дети должны усвоить: названия домашних животных

 и их детенышей; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку, любовь человека к животным.

Словарь ребенка должен включать слова:  домашние животные, бык, корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать, охранять, пастись, кусаться, ласкаться, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы,       пушистый, рогатый, ласковый, упрямый  и т.д.  

1.Дидактическая игра «Кто чем питается»

Лошадь питается овсом, травой.

 (кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел)

2.Дидактическая игра  «Кто кем будет»

 Щенок будет ... (собакой)

 (козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)

3. «Договори и повтори» (употребление глаголов в единственном и множественном числе)

 Котенок лакает, а котята ... (лакаЮТ)

 Теленок мычит, а телята ...

 Щенок бежит, а щенки ...

 Козленок скачет, а козлята ...

 Поросенок хрюкает, а поросята ...

 Жеребенок прыает, а жеребята...

 Ягненок жует, а ягнята ...

4.Игра «Кто как кричит»  (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

5.Пальчиковая гимнастика «Котятки»

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

6.Выучить с ребёнком стихотворение :

 Кот усатый, как разбойник,

 Перепрыгнул подоконник,

 Распугал соседских кур

 И мурлыкает: МУР-МУР!

7.Нарисуй  любимое  домашнее  животное  в  свою  тетрадь  или  альбом.

Лексическая тема «Домашние птицы»

Словарь ребенка должен включать :  

  • Существительные:  курица, петух, гусь, цыплята, утята, гусята, голова, шея, крыло, хвост, лапки, перо, курятник.
  • Прилагательные:  маленький, большой, пушистый, мягкий, длинный, твёрдый, красивый, пёстрый, рябой.
  • Глаголы: клевать, щипать, пить, летать, плавать, ходить, кукарекать, кричать, крякать, пищать, кормить, бояться.
  • Наречия: громко, тихо, высоко, низко, больно, мягко, страшно.

1.Дидактическая игра «Один - много»

Петух – петухи;

Цыплёнок – цыплята и т.д.

2.Дидактическая игра  «Взрослые и дети»

Вышли во двор птицы со своими детками – птенцами. Давай их назовем. У утки — …(утята), у гуся — …(гусята), у индюка — …(индюшата), а у курочки — …(цыплята).

3.Учимся сравнивать домашних птиц. Утята и цыплята.

Утята и цыплята очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (Они желтенькие, пушистые, у них есть головка, клюв, глазки, крылышки, лапки, туловище, хвостик…). Чем они отличаются? (У цыплят клювик остренький, а у утят – тупой, похож на лопаточку. У утят лапки с перепонками, чтобы плавать, а у цыплят – нет…)

4.Как говорят домашние птицы? Словообразование.

Утята говорят: «Кря-кря-кря» — они что делают? Крякают! Курица говорит: «кудах-тах-тах!» — она…(кудахтает). Петушок кричит: «Кукареку!» — он…(кукарекает). А как гогочут гуси? (га-га-га). Цыплятки говорят: «Пи-пи-пи» — они что делают? (Пищат).

5.Пальчиковая гимнастика  «Малыши»

Есть у курицы цыплёнок, (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца)

 У гусыни есть гусёнок,

 У индюшки – индюшонок,

 А у утки есть утёнок,

 У каждой мамы малыши (Показывают пальчики, играя ими)

 Все красивы, хороши!

6.Выучить с ребёнком стихотворение :

В. Клементьева

 Зёрна курочка клюёт

 И яички нам несёт,

 Цыплятам говорит:  Ко – Ко

 Не уходите далеко.

7.Вырезать и наклеить в тетрадь или альбом домашнюю птицу.

 

   

Лексическая тема «Дикие животные»

Словарь ребенка должен включать :  

  • Существительные: нора, стая, заяц, лиса, волк, кабан, ёж, медведь, берлога, дупло, хвост, лапы, морда, голова, уши, шерсть, шубка, трусишка.
  • Прилагательные:  длинный, большой, дикий, огроиный, рыжий, колючий, серый, трусливый, злой, сердитый, хитрый, мохнатый, острый.
  • Глаголы: прыгать, бегать, ловить, следить, колоться, бродить, прятаться, лазать.

1.Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных)

- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют 3-4) Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

2.Дидактическая игра  «Найди своего детёныша»

- На знание названий детёнышей диких животных

Кто ты? Кто твоя мама? Я - медвежонок, а моя мама - медведица, и т.д.

3.Игра «Кто живет в лесу?»

- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)

4.Пальчиковая гимнастика  «Жил-был зайчик»

Жил был зайчик   (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний — ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой

стрелке).

6.Выучить с ребёнком стихотворение :

Домик белочки – дупло,

Там уютно и тепло.

Запасает в нем без спешки

Белка шишки и орешки.

Загадки

Комочек пуха,

длинное ухо,

прыгает ловко,

любит морковку. (Заяц)

Зимой спит,

летом ульи ворошит. (Медведь)

Под кустами,

под ёлками

катится клубочек

с иголками. (Ёж)

7.Вырезать и наклеить в тетрадь или альбом диких животных

 

Лексическая тема «Зимующие птицы»

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Развивать умение узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Словарь ребенка должен включать :

  • Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест, птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья.
  • Прилагательные:  дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый
  • Глаголы:  высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться  
  • 1.Игра  «Один – много» (множественное число): ворона – вороны воробей — … снегирь — … птица – … сова — … дятел — … перо –… крыло — … стая — …
  • 2.Дидактическая игра  « Подбери признак» (не менее трех признаков): синичка (какая?) — … голубь (какой?)
  • 3.Дидактическая игра « Назови ласково»  синица – синичка,  воробей — … снегирь — … сова — … ворона — … голубь —
  • 4.Пальчиковая гимнастика  

Прилетайте, птички!                       («зовущие» движения пальцев)

 Сала дам синичке.

 Приготовлю крошки                    (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

 тереть подушечки пальцев  друг о друга)

  Хлебушка немножко.

  Эти крошки – голубям,                  (вытянуть вперёд правую руку с                           раскрытой ладонью)

  Эти крошки – воробьям.                           (то же – левой рукой)

  Галки да вороны,                                       (тереть ладонью о ладонь,

 «катая из хлеба макароны»

  Ешьте макароны!

6.Выучить с ребёнком стихотворение :

Скачет шустрая синица,

 Ей на месте не сидится.

 Прыг-скок, прыг-скок,

 Завертелась как волчок.

 А. Барто

7. Нарисуй или вырежи картинки с изображением зимующих птиц и приклей их в тетрадь. Назови части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки

 

   

Лексическая тема «Зимние забавы»

Родителям рекомендуется:

 — спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

 — в качестве экскурсии сходить с ребенком на зимний стадион, где следует обратить его внимание на то, какими видами спорта занимаются дети.

  Загадки.

 Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

 Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

 Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

 Меня не растили — из снега слепили.

 Вместо носа ловко вставили морковку,

 Глаза — угольки, губы — сучки.

 Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

 По снегу покатите — я подрасту, На костре согреете — я пропаду. (Снежный ком)

 Дидактическая игра «Кому что нужно?»  лыжнику нужны лыжи, хоккеисту — ..., фигуристу — ..., саночнику — ....

 Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).

 Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

 Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

 Выучить стихотворение.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз — крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади — там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

 Упражнение на координацию речи с движением.

 Мы слепили снежный ком,                                                Ребенок имитирует

ушки сделали потом.

 Вместо глаз — угольки                                                        лепку зайчика из снега.

 нашлись у нас.

 Кролик вышел как живой:

и с хвостом, и с головой.

За усы не тяни —

 из соломинки они!

 Длинные, блестящие,

Точно настоящие!  

     

 Вырезать картинки с изображением зимних забав и вклеить в альбом.

Лексическая тема «Новый год»

Родителям рекомендуется:

- побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;

Словарь ребенка должен включать слова:

  • Горка, зима, снег, лопата, санки, ёлка, Дед мороз, снегурочка, игра, праздник, подарки.
  • Зимний, снежный, пушистый, весёлый, добрый, красивый, белый, высокий, низкий.
  • Падать, ехать, идти, смеяться, дарить, получать, веселиться.
  • Холодно, морозно, весело, много, мало.

1.Дидактическая игра «Назови ласково»

Ёлка – ёлочка, ветка – веточка, шар – шарик, шишка – шишечка…

2.Дидактическая игра  «Один - много»

 Ёлка – ёлки, иголка – иголки, подарок – подарки…

3. «Сложи ёлочку» 

  • Учить правильно выкладывать ёлку из треугольников, ориентируясь на их величину (3 треугольника зелёного цвета, разного размера).

4. Пересказать рассказ «Елка».

 Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!

 5.Упражнения для пальчиков «Шарики»

Руки согните в локтях и подняв их вверх, соедините пальцы. Повращайте кистями рук.

  • На глазах у детворы, ёлка наряжается. Разноцветные шары, на ветвях качаются.

6.Выучить с ребёнком стихотворение «Ёлка»

Наша елка велика, наша елка высока,

Выше мамы, выше папы, достает до потолка!

Будем весело плясать, будем песни распевать,

Чтобы елка захотела в гости к нам придти опять!

7. Вырезать картинки с изображением новогоднего праздника и вклеить в альбом.

Лексическая тема «Профессии»

Побеседуйте с ребёнком о профессиях (парикмахер, шофёр, продавец)

     Спросите у ребёнка, что делают люди этих профессий, какую работу они выполняют, какие орудия труда и инструменты им для этого нужны;

Словарь ребенка должен включать :  

  • Существительные:  продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек,  парикмахер, водитель, шофёр, ножницы, фен.
  • Прилагательные: добрый, веселый, справедливый, внимательный,   терпеливый,  трудолюбивый,  ответственный,  вежливый,  тактичный,
  •   Глаголы: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает, ремонтирует, стрижёт, возит, водит.
  • Наречия: легко, тяжело, добросовестно, умело.

1.Д/и «Кому что нужно»

Продавцу нужны ..., Парикмахеру нужны...,

2.Д/ и «Кто что делает?»

 (подбор действий к существительным): продавец – продаёт,..парикмахер – подстригает…

3. Д/ и « Кто это знает и умеет? »

 Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

 Умеет делать причёски… (парикмахер), может продать товар… (продавец)…

3. Игра «Закончи предложение».

Водитель водит (что?) - ...., продавец продает (что?) - ...,парикмахер подстригает (кого?)…

4.Загадки

  • Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - (Шофер)

  • Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску. (Парикмахер)

5.Пальчиковая гимнастика  

Ну-ка, братцы, за работу!                                    Сгибать и разгибать все                    

Покажи свою охоту.                                             Все пальцы одновременно.

Большему - дрова рубить                                     Затем собрать в кулак и

Печи все - тебе топить                                           разгибать, поочерёдно

А тебе воду носить                                                 начиная с большого пальца.

А тебе обед варить

А малышке - песни петь.                                        Крутить кистью руки.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

6.Выучить с ребёнком стихотворение : «Шофер»

 Качу, лечу, во весь опор.

 Я сам — шофер, и сам – мотор.

 Нажимаю на педаль

  - и машина,  мчится вдаль. (Б. Заходер)

7.Вырезать и наклеить в тетрадь или альбом инструменты и орудия труда, которые нужны парикмахеру, шофёру, продавцу.

 Лексическая тема «Транспорт»

 Родителям рекомендуется:

 — вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

 — познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;

 — побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения

 — для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: какие машины перевозят грузы? людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?

Словарь ребенка должен включать :  

  • Существительные: машина, грузовик, трамвай, автобус, паровоз, пароход, самолёт, велосипед, транспорт, кузов, кабина, колесо, стекло,рельсы, водитель, дорога, фара, переход, лётчик, машинист, вагон.
  • Прилагательные: большой, быстрый, железный, широкий, узкий, чистый, игрушечный, настоящий, грузовой, легковой.
  • Глаголы: катать, плыть, поварачивать, тормозить, стоятьт, входить, лететь, ездить, возить, работать, заводить, управлять.

 1. Отгадать загадку о транспорте.

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

Этот конь не ест овса,

 Вместо ног — два колеса,

 Сядь верхом и мчись на нем,

 Только лучше правь рулем. (Велосипед)

 Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.

Подбегает к остановке, всех желающих берет —

 И опять бежит вперед. (Автобус)

 Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)

2. Подобрать действия к предметам.

 Поезд (что делает?) — ..., самолет (что делает?) — ..., пароход (что делает?) — ....

3. Дидактическая игра «Один - много» (с сущ. по теме)

Машина – машины, фара – фары, колесо – колёса…

4. Выучить стихотворения. «Самолет»                  

 Самолет построим сами.

Понесемся над лесами,

 Понесемся над лесами,

 А потом вернемся к маме. (А. Барто)

5.Пальчиковая гимнастика  

Две ладошки прижму                         Ладони лодочкой, волнообразные

                                                                             движения рук.

  И по морю поплыву.

  Две ладошки – друзья –                  Поднять выпрямленные ладони вверх

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,

  Синим морем поплыву.              

  А по бурным волнам                           Имитация движений волн и рыбок

  Плывут рыбки тут и там.

6. Вырезать картинки с изображением различного транспорта и вклеить их в альбом.

Лексическая тема: « Защитники Отечества»

Словарь ребенка должен включать :  

Существительные:  армия, защитник,  воин,  солдат, боец, танк, танкист,  граница, пограничник, самолет, летчик, пилот,  корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад.

Прилагательные:  смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой, танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный.

Глаголы:  защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу.

1.Родителям рекомендуется:

— рассказать ребенку об этом празднике — кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

 — рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах;

 — провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

2.Игра «Один – много»

 Один солдат, а много солдат,

один  летчик, а много летчиков и  т.д.

3.Игра «Меткий стрелок»

Попасть мячиком в ведро (корзину).

4.Разучите с ребенком стихотворение:

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся в даль

Самолетов звенья.

Это праздник февраля- Армии рожденье.

5. Пальчиковая гимнастика «Праздник всех отцов

Сегодня праздник всех отцов,                 (Сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов, Свой дом и маму защитить

Всех нас от бед отгородить!

        

(Хлопают в ладоши.)

(Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу.)

6. Вырезать картинки с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклеить их в альбом.

Лексическая тема «Семья. Праздник 8 Марта»

Родителям рекомендуется:

 — рассказать ребенку о празднике 8-е Марта — кого поздравляют в этот день.

 — научить ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день маме, сестре, бабушке.

-поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?);

— предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

1.Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным)

мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ...

 

2. Дидактическая игра «Назови ласково»

 мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).

 3. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных)

 Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... .

 Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... .

Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ... .

4.Дидактическая игра «Назови ласково»

 мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).

5.Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

 Этот пальчик — папочка,

 Этот пальчик — мамочка.

 А это я!

Вот и вся моя семья!        

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.

Сжать руку в кулак несколько раз).

6.Выучить с ребёнком стихотворение :

«Бабушке»                                                           «Маме»

У меня бабулечка, просто красатулечка.

 Сильно я ее люблю

 Крепко, крепко обниму.

                 

  Из цветной бумаги

 Вырежу кусочек.

 Из него я сделаю

 Маленький цветочек.

 Мамочке подарок

 Приготовлю я.

 Самая красивая

 Мама у меня!

7.  Нарисовать в альбоме картинку «Моя семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по лексической теме "Рыбы" (вторая младшая группа)

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического стоя речи по лексической теме: "Рыбы" во второй младшей группе...

Перспективный план знакомства воспитанников с лексическими темами во второй младшей группе и конспекты занятий.

Перспективный план знакомства воспитанников с лексическими темами во второй младшей группе и конспекты занятий....

Домашнее задание по лексической теме "Зима" в средней группе.

Домашнее задание по лексической теме "Зима" в средней группе....

Домашнее задание по лексической теме Фрукты подготовительная логопедическая группа

Домашнее задание по лексической теме Фрукты, буквы А, У,  подготовительная логопедическая группа...

Домашнее задание по лексической теме Овощи подготовительная логопедическая группа

Домашнее задание по лексической теме Овощи, буква И. Подготовительная логопедическая группа...