Развитие словаря детей.
материал по развитию речи на тему

Филозоф Любовь Александровна

Развитие детской речи является многогранным и очень сложным процессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovarya_detey.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Как редко встретишь ребенка, который овладевает речью в соответствии с нормативными показателями. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д.

По каким направлениям осуществляется полноценное речевое развитие ребенка? Полноценное речевое развитие ребенка включает овладение фонетической (звукопроизношение), лексической (накопление словаря, понимание значения слов) и грамматической (словоизменение, словообразование) сторонами.

 Для многих детей дошкольного возраста характерным является то, что они длительное время общаются с окружающими людьми при помощи отдельных звуков и звукосочетаний. Полноценного слова можно не услышать вплоть до 4 лет.

Хотим обратить внимание родителей на то, что увеличение словаря ребенка зависит от его индивидуальных особенностей и условий воспитания, поэтому количество слов может быть, немного иным. Направления работы со словарем ребенка дошкольного возраста Обогащение словаря новой лексикой; Закрепление и уточнение лексики; Активизация словарь; Устранение из лексики ребенка нелитературных слов. Упражнения, направленные на обогащение, уточнение и активизацию словаря.

  Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.); природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную.

 Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре. Познакомимся с примерными игровыми упражнениями, способствующими обогащению словарного запаса.

 Игра с мячом «Я знаю пять названий …» направлена на расширение словарного запаса ребенка, развитие точности и согласованности движений. Ребенку предлагается выполнять различные действия с мячом (подбрасывать, стучать о пол, перекладывать из одной руки в другую) и называть предметы, относящиеся к одной из лексических групп. Например, «Я знаю пять названий овощей. Картофель - раз, морковь - два, свекла - три, огурец - четыре, помидор - пять».

 Игра «Угадай по описанию» направлена на закрепление новой лексики, развитие связной речи. Приведем на примере закрепления лексики на тему «Овощи». Спрячьте в «волшебном мешочке» изученные с ребенком натуральные овощи (могут быть использованы их муляжи). Предложите ему угадать, что там лежит. Пусть ребенок опустит в мешочек руку и расскажет, что он чувствует на ощупь. После этого попросите его угадать, что это за овощ. Таких игровых упражнений для развития словаря детей в дошкольном возрасте можно придумать много. Главное, чтобы вы не забывали разговаривать с малышом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....

Комплекс мероприятий по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста посредством природы

Одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста является ознокомление их с природой....

Консультация: «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Факторы способствующие развитию словаря1.Организуйте исследовательскую деятельность дошкольника: изучение цвета, формы, величины, вкуса, запаха, возможностей движения предмета,  качеств  пре...

Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»

Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...

Развитие словаря детей - важная сторона развития речи.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...