Занятие по развитию речи в логопедической группе "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Задачи
Образовательные:
1. Закрепление знаний детей по теме “Транспорт”.
2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
3. Знакомство детей с новыми словами (аэродром, космодром; багаж, пассажир, порт; вокзал)
4. Продолжать учить:
- образовывать относительные прилагательные;
– образовывать глаголы при помощи приставок
- согласовывать слова в предложении;
- закреплять лексическое значение предлогов;
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
2. Словесно-логического мышления
3. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
4. Формирование навыка самоконтроля над собственной речью.
5. Формирование навыков звуко-слогового анализа.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения.
2. Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
Здоровьесберегающие:
1. Соблюдение охранительного режима на занятии, снятие мышечного напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
transport_2.docx | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи на лексическом материале по теме «Транспорт» для детей подготовительной (логопедической) группы компенсирующей направленности V вида.
Задачи
Образовательные:
- Закрепление знаний детей по теме “Транспорт”.
- Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.
- Знакомство детей с новыми словами (аэродром, космодром; багаж, пассажир, порт; вокзал)
4. Продолжать учить:
- образовывать относительные прилагательные;
– образовывать глаголы при помощи приставок
- согласовывать слова в предложении;
- закреплять лексическое значение предлогов;
- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных;
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти
- Словесно-логического мышления
- Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
- Формирование навыка самоконтроля над собственной речью.
- Формирование навыков звуко-слогового анализа.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к профессиям на транспорте, уважительного к ним отношения.
- Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
Здоровьесберегающие:
- Соблюдение охранительного режима на занятии, снятие мышечного напряжения.
Предварительная работа: проведение предварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме “Транспорт”, рассматривание книг и иллюстраций, отгадывание загадок, обыгрывание настольно-печатных и дидактических игр по данной теме, конструирование из бумаги (лодки), раскрашивание предметных картин серии «Водный транспорт».
Оборудование: картинки с различными видами транспорта, кусок материи изображающий море (реку), небольшие игрушечные машины, трасса для игры “Ехали-ехали”, гаражи, диск с музыкальным отрывком.
Ход.
1.Организационный момент: настрой детей на занятие.
Вспомним наше правило:
Ясно, четко говорим,
потому что не спешим,
во рту у нас живет язык
к словам знакомым он привык
2.Постановка цели занятия:
Перед детьми доска, на доске перевернутые картинки. (самолет, корабль, поезд, машина)
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, что на этих картинках? Для этого отгадайте загадки. (Дети отгадают правильно, картинка переворачивается, и т.д. работа всеми картинками).
- Он в безбрежном океане туч касается крылом
Развернется над лугами, отливает серебром. (самолет)
- По волнам дворец плывет, на себе людей везет (корабль)
- Что ж, дружочек, отгадай
Только это не трамвай,
Вдоль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница (поезд, вагоны)
- Перед домом на дороге
Ждет давно она подмоги.
Не залили в бак бензина —
Не поехала... (машина)
- Как все это можно назвать одним словом? (Транспорт). Какую главную работу выполняет транспорт? (Перевозит грузы и пассажиров, а специальный транспорт помогает людям разных профессий).
-Сегодня мы будем говорить о транспорте. Узнаем много нового, новые слова, будем составлять предложения.
2. Закрепление знаний по теме «Транспорт». (воздушный, наземный, водный, железнодорожный, пассажирский, грузовой, легковой)
Вывешиваются картинки, игра “Найди лишнюю картинку”.
-Что здесь лишнее, почему?
Трамвай, троллейбус, грузовик (грузовик лишний, потому что это грузовой транспорт, а остальные – пассажирские; грузовик работает при помощи бензина, а остальные – электричеством)
Самолёт, вертолёт, парашют
Лодка, корабль, подводная лодка
Образование относительных прилагательных.
- Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие, мы станем … кем? (Пассажирами)
На доске картинки - самолёт, корабль, поезд, легковая машина.
- Смотрите (обращает внимание детей на самолет), на каком транспорте мы начнем наше путешествие? А самолет это… ( воздушный транспорт) Из каких частей состоит самолет? (нос, крылья, хвост, салон). Кто управляет самолётом? (Лётчик). Сейчас мы будем летчиками. Садимся в самолёты (показываем рукой – далее упражнение «Летчики») Летим то выше (лллл – тише), то ниже (лллл – громче) Приземляемся на взлетную полосу (шшшш).
- Куда мы прилетели? (На аэродром)-проговаривать по слогам
-Для чего существует взлетная полоса? (Чтобы избежать столкновений)
-Какой это город? Читаем: (обращаю внимание на вывеску) – Москва
- Значит аэродром какой? (Московский аэродром). Пока ждем свой багаж (это вещи, собранные в дорогу), поиграем. Я произношу неправильное предложение, а вы их составите правильно.
Читаю деформированное предложение (Прибыли, московский, на, аэродром, мы)
Дети составляют предложение, проговаривают его по очереди.
- Какой еще воздушный транспорт вы знаете? (Вертолет, ракета) Кто управляет вертолетом – вертолетчик-(проговаривают по слогам.) Куда приземляется вертолет? – на аэродром. Кто управляет ракетой – космонавт. Откуда отправляются ракеты в полет ? (с космодрома). – проговаривать по слогам
Зрительная гимнастика «Проследи за полетом ракеты»
У ракеты быстрый ход,
Продолжительный полет:
Оборот вокруг земли
И обратный поворот.
Вот летит ракета ввысь,
А теперь несется вниз.
На посадку звездолет,
Завершается полет.
Образование сравнительной степени прилагательных в игре “Закончи предложение»
- Будем сравнивать самолёт и ракету.
- Самолёт летит высоко, а ракета … (выше).
- Самолёт летит далеко, а ракета …
- Самолёт летит быстро, а ракета …
- Самолёт мощный, а ракета …
- Самолёт большой, а ракета …
- Самолёт тяжёлый, а ракета …
На доске - корабль
- А дальше мы отправимся… (на корабле). А корабль это…. (водный транспорт). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан).
- У корабля есть основные части (показ деталей) - нос, палуба, борта. (Индивидуальные ответы детей, проговаривание)
(Динамическая пауза)
- Ребята, встали в круг, на воде началось волнение, нас качает то в правую сторону, то левую (2 раза), а вот встречная волна – нас качает вперед, назад (2 раза), давайте подтянем канаты (имитационные движения детей), залили нашу палубу, вымоем ее(имитационные движения детей).
Наконец, показался город (дети читают «Сочи») и мы причалили в … порт. Значит порт какой? (Сочинский).
-Какое знаменательное событие происходит в Сочи? (Зимняя олимпиада). Там идут спортивные соревнования. Давайте поддержим наших спортсменов: «Россия, вперед!
Сочи зовет!
Победа за нами
Образование качественных прилагательных в упражнении “Из чего сделана» (показываю картинку):
- Эта лодка из резины, она какая …(резиновая)
- лодка из металла, какая …(металлическая)
- лодка из пластика, какая …(пластиковая)
- лодка из дерева, какая … (деревянная).
- А бумажные лодки бывают?
4. Развитие мелкой и общей моторики рук при конструктивной деятельности. Ручной труд из бумаги «Бумажные лодочки» (объяснение хода работы, показ способа конструирования, индивидуальная работа с отдельными детьми). Красивые лодки у нас получились! Поплыли все за мной. ( дети берут поделки) гудит мотор - Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л. Сколько много лодок в порту!
На доске - поезд
- Дальше мы едем …. На поезде. Это какой транспорт? (Железнодорожный)
- Кто им управляет? (Машинист). При помощи чего двигается поезд? (при помощи электричества) Во главе поезда – локомотив, а за ним – вагоны. Какой по счету этот вагон? (первый, второй третий). Пассажиры, ваши билеты лежат на столе, на них есть картинки. Занимайте свои места в поезде. В первый вагон садится тот, у кого в названии картинки звук «л» находится в начале слова, а во второй вагон – звук «л» в середине слова, а в третий вагон – звук «л» в конце слова.
Мы прибыли на… (вокзал). Он железнодорожный. Какой город мы прибыли? (Дети читают «Абакан»). Значит, вокзал какой? (Абаканский вокзал)
На доске - машина
- Закончим наше путешествие на чем? (Машине). Машина какая? ( Машина легковая, это наземный транспорт).
- Кто водит машину? (Водитель).
5. Образование глаголов при помощи приставок в игре “Ехали-ехали».
- Каждый найдет свою машину. Будем управлять машинами. Теперь мы кто? (Водители).
- Я комментирую, вы будете выполнять действия и поможете мне закончить предложения, если я остановлюсь:
Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),
Горку … (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, к речке … (подъехали),
На мост … (въехали), с моста … (съехали).
И в город … (заехали). Как называется город? (Дети читают «Кызыл»). Значит, какой мост? (Кызылский мост).
5.Выполнение 2 ступенчатой вербальной инструкции в игре «Гаражи".
- Наше путешествие закончилось, поставьте свои машины….. (в гаражи)
- Вика поставит машину низкий синий гараж. (Я поставила машину в самый низкий синий гараж)
- Артем в низкий, красный гараж
- Чамзы в высокий красный гараж
-Зеленый узкий гараж
- Белый широкий гараж
- Высокий оранжевый гараж. (Я поставил машину в высокий оранжевый гараж).
- Сегодня мы узнали много новых слов.
1. Кто едет на транспорте… (пассажиры)
2. Откуда ракеты отправляются в космос… (с космодрома)
3. Аэродром это -… (место для приземления воздушного транспорта)
4. Порт это -… (остановка для водного транспорта)
5. Вещи, собранные в дорогу это – (багаж)
6. Куда прибывают поезда – (в вокзал)
6.Итог.
- Завершается наше увлекательное путешествие. В каких городах мы были? На чем передвигались?
- Ребята, вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в логопедической группе
Изменение имен существительных по падежам на основе темы «Профессии»...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе (старший возраст)
Тема занятия: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».
Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе "Весна шагает к нам быстрыми шагами"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Весна шагает к нам быстрыми шагами»...
Конспект занятий по развитию речи в логопедической группе "Сказка за сказкой"
Воспитывать любовь к сказкам как авторским, так и русским народным; доброту и уважение....
Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима». (презентация занятия)
Конспект занятия по развитию речи. старшая логопедическая группа. тема: «Зима»....
Открытое занятие по развитию речи в логопедической группе «Путешествие в страну Красивой и правильной речи»
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей.Задачи:1.Образовательные:Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования;Формировать умения обобщать, классифицировать...