Занятие по развитию речи "рассказывание по картине "Ежи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Холодкова Наталья Васильевна

 

по теме: «Рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

 

Программное содержание:
Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных;
правильно строить предложения;
четко проговаривать слова.
Формировать   умение   связно,   последовательно   описывать   изображение   на   картине.
Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.
 
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
ВСЕЯДНЫЙ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, ГРИБ - ПОРАЗИТ, СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ.
 
 
Материал:  картина «Ежи».
 
Ход занятия:
 
В. Ребята посмотрите, что это такое? Нам почтальон принес посылку.
Интересно, что в ней. Тут что-то написано «откроется эта посылка тому, кто отгадает загадки»
 
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками.
 
Д. «Еж»
 
В. А как вы догадались, что это ежи? (дети отвечают)
 
В. Что же в посылке? (игрушечный ежик)
Скажите, а чем еж отличается от других зверей?    
 
Д. Колючий, небольшой, сворачивается в клубок.
 
В. Ребята, мы с вами много беседовали о диких животных.  Вы знаете,  что ежи сворачиваются   в клубок, как они сердито фыркают, что кушают. А сейчас подумайте о том, что вам еще хотелось бы узнать о ежах? Задавайте мне вопросы.
 
Д.- Я хочу знать, как ежи делают себе норки?
 
-Я хочу знать, какими ежата родятся?
 
-Я бы хотел узнать, чем они еще питаются в лесу?
-Как ежиха за ежиком ухаживает?
 
В. Как много вопросов вы сумели задать.
Очень хорошо! Прозвучал вопрос, чем питаются ежи в лесу, Кто сможет ответить на этот вопрос?
 
Д. - Ежи питаются грибами, они еще питаются ягодами.
- Они едят мышей (змей)
 
В. Молодцы ребята вы много смогли рассказать о том, чем  питаются ежи.  Они «ВСЕЯДНЫЕ» животные - это значит, ежи едят и растительную пищу (трава, ягоды, грибы) , и животную (мышей, змей, насекомых).
А теперь вспомним еще один вопрос - как ежиха ухаживает за ежатами.
Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на этот вопрос. (Выставляется картина «Ежи») Дети начинают ее рассматривать.
 
В. (задает вопросы, требуя отвечать полным предложением)
-Кого вы видите на картине?
-Сколько ежей здесь изображено?
-Как их можно назвать одним выражением (семья ежей, семейство ежей)
-Что делает ежиха?
 
Д. Ежиха увидала в траве жуков.
 
В. Как вы думаете, для чего она отыскала жуков?
 
Д. Она их съест, наверное.
 
В. Да. А может быть жуков съедят ежата. Так чем же питаются ежи в лесу?
 
Д. -Жуками.
- Червяками.
-Ягодами.
-Грибами.
 
В.     Правильно. Что вы еще видите.
 
Д.     Пень по середине полянки.
 
В.     Да, а на нем выросли грибы - паразиты.
 
Д.     В траве растут ягоды. Земляника
 
В.     В какое это время года как вы думаете?
 
Д.     Лето, потому что земляника поспевает в конце июня.
 
В.     Что делают ежата?
 
Д. - Один пьет воду из ручья
-Другой ежонок смотрит на лягушку у ручья, наверное, хочет ее поймать.
-Третий поймал червяка
 
В. Ребята давайте придумаем название этой картине
 
Д. - Ежики пошли за добычей
-Лесная полянка
-Семья ежей
 
В. Ребята, а сейчас давайте поиграем
 
Физминутка
 
«Солнышко»
 
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком нам
Весело живется.
 
В.  А теперь ребята послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине
«Однажды теплым летним днем ежиха привела своих ежат на земляничную полянку за добычей. На полянке был большой пень на котором выросли грибы - паразиты. Один ежонок поймал червяка. Другой решил попить (полакать) водички из ручья. А третий сердито смотрит на лягушку. Ежиха отыскала в траве жуков. Сейчас вся семья пообедает, а потом они пойдут домой отдыхать.»
 
В. Ребята,  а теперь  придумайте  свой   рассказ  по  этой   картине.   В  своем  рассказе используйте слова, которые вы говорили о ежах.
Вызвать двоих детей. Дети рассказывают.
 
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? Дети говорят свою оценку.
 
В. (подводя итог)
Рассказ интересный, короткий, законченный, четко произносили слова. Использовали красивые слова
 
В. Ребята вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно ………….
На этом наше занятие закончено. Этот веселый ежик останется в нашей группе, и будет петь вам песенку.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: учить детей составлять рассказ по картине.

Задачи:

1. учить детей отвечать на вопросы, грамматически правильно строить речь.
2. Развивать внимание, память.

3. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказа по схеме.

 

Ход занятия

1.Организационный момент

В: - Детки к нам пришли гости посмотреть, как мы с Вами занимаемся. Давайте все вместе поздороваемся!

Д: - Здравствуйте!

В:- Ребята я Вам сейчас загадаю загадку, а Вы отгадаете ее.

  Лесом катится клубок,
 У него колючий бок,
 Он охотится ночами,
 За жуками и мышами.
  Д: Ёж

В: Правильно! Молодцы! Вот речь и пойдет сегодня на нашем занятии, о Еже.

Ребята, а как вы догадались, что это ёж? (ответы детей)

Д:- ответы детей

В:- Правильно, а вот и «Ежик»

Ребята я хочу, чтобы сегодня узнали все о ежике, а в этом Вам поможет схема и я.

2. Основная часть

В:- Показываю схему и четко по каждому пункту останавливаюсь.

1) Внешний вид. Час тела.

2)Место, где живет?

3)Чем питается?

4)Как зовут детенышей?

5)Какую пользу приносит человеку?

6) В каких сказках и мультфильмах встречается?

1)Это ежик.

2) Он живет в лесу, в норке.

3)Он любит кушать мышек, червячков, улиток, разных насекомых.

4)Деток у ежика называют «Ежатами»

5)Ежики приносят пользу человеку, поедая насекомых и грызунов, которые вредят, растениям.

6)А еще наши ежики встречаются в сказках и мультфильмах. Например, в сказке Л.Н. Толстого «Еж и заяц» или рассказ М. Пришвина «Еж» и мультфильме: «Ежик в тумане», «Зимняя сказка» «Удивительная бочка» и др.)

По одному вызываю ребят к схеме, и они пробуют рассказать рассказ по схеме.

В:- Вы все молодцы. Все рассказали.

В:- Вы, наверное, подустали

Давайте с Вами выйдем на ковер и отдохнем

Физкультминутка

Ветер
Ветер дует, нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра. Качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова: «тише, тише» - дети приседают, а на «выше, выше» -  выпрямляются.)

В:- Молодцы отдохнули.

А теперь я с вами хочу поиграть:

2) Игра «Слова неприятели» 

Колючий (пушистый)

Мягкий (жесткий или твердый).

Маленький (большой)

Черный (белый)

Пол (потолок)

Небо (земля)

Низкий (высокий)

Ходьба (бег)

Правда (лож)

Польза (вред)

Работа (отдых)

Сладкий (соленый или горький)

Сидеть (стоять)

День (ночь)

3. Итог занятия:

В: - Какие Вы молодцы. А теперь давайте вспомним, про кого у нас было занятие?

Что мы узнали про ежиков?

Давайте попрощаемся с нашим Ежиком.

На этом наше занятие закончено.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами".

Интегрированное занятие физическое развитие, познавательное развитие Занятие "Кошка с котятами"....

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...