Экскурсия в русскую избу (развитие словаря) Средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Антонова (Макарина) Анастасия Александровна

Посещение "Русской избы" в ДОУ. Развитие словаря, Социализация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал на практику 80.39 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Конспект организованной образовательной деятельности – экскурсии в музее «Русской избы»

Выполнил:

Студент 31Д группы

Макарина Анастасия Александровна

Преподаватель:

Прорешкина Ольга Ивановна

2013-2014 учебный год

Планирование НОД (конспект)

Возрастная группа: старшая группа

Область: Коммуникация, Социализация

Тема дня: Земля наш общий дом. 22 апреля – Земли. Люди разных национальностей, культура, быт разных народов.

(4 неделя апреля 22.04 – 27.04)

Цель: Формирование словаря по теме: «Русская изба». Воспитание ценностного отношения к русской культуре

ООП: «От рождения до школы»

Вид деятельности

Интеграция ОО

Задачи

Оборудование

Содержание

Примечание

НОД

Коммуникация

Социализация

Безопасность

Развивающие:

 Создание мотивации и интереса к предстоящей экскурсии

 Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края

Обучающие:

 Закреплять правила безопасного передвижения в помещении

Иллюстрации «Русской избы»

Русский   Рушник

Педагогический посредник – кукла в русско-народном костюме

Вводная часть 

Расскажу детям, в каких домах жили в древней Руси. Дома строили из деревьев. И обязательно в доме стояла печка. Покажу иллюстрацию «Русская изба»,  и расскажу, что где находится, обращу внимание на устаревшие названия и предметы быта, показываю отдельные предметы быта, красный угол. Задаю вопросы детям о знакомой им мебели. Потом «приходит» педагогический посредник – Алёнушка и приглашает нас посетить музей русской избы.  

Алёнушка напоминает как детям нужно себя вести в помещение(спокойно спускаться и

подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за

дверную ручку) и музее:

(не трогать ничего руками без разрешения, не перебивать, не разговаривать, если не спрашивают, не отходить от воспитателя)

Организация детей:

- фронтальная

Дети сидят полукругом на своих стульях.

Педагогический посредник приходит в группу со стуком.

Низко кланяется – приветствует. В доброжелательной форме обращается к детям

Безопасность

Труд

Социализация

Познание

Развивающие:

 Формирование правил безопасного поведения на экскурсии.

 Закрепление названий быта

 Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать де-

тям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о заме-

чательных людях, прославивших свой край.

Обучающие:

 Продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий

 Вводить в словарь детей существительные: веретено, пряжа, гармонь, рушник, гусляры

Вводить в словарь детей глаголы: Прясти, шить, украшать

Рассказывать детям о составных частях самовара, веретена

Материалы, предоставленные музеем

Указка

Иллюстрация (веретено и пряжа)

Загадка про самовар:

Стоит толстячок, 
Подбоченивши бочок, 
Шипит и кипит, 
Всем чай пить велит.

(Ответ: Самовар)

Основная часть (в соответствии с методикой обучения)

Начинаю экскурсию: рационально располагаю детей в комнате, чтобы все детям было хорошо видно и слышно. Задаю детям вопрос:

«Посмотрите, ребята, и подумайте, что вы видите перед собой из увиденного ранее на занятии?»

(Предполагаемые ответы детей: рушник, самовар, веретено,  гармонь,  и т.д)

«Правильно, дети! Теперь мы можете вживую увидеть эти предметы быта.

В основной части я буду рассказывать, и спрашивать у детей о предназначении этих предметов: «Это, дети, веретено. Давайте хором, но не громко, скажем: «Веретено», чтобы Аленушка поняла, что вы знаете это такое». Прошу других детей произнести это слово, им поправляю ребенка, если не четко произносит слово, и прошу повторить снова. «А теперь скажет, ***, слово веретено».  Как вы думаете, а зачем нужно веретено? Веретено нужно для того, что бы прясти пряжу, а потом из пряжи шьют одежду, кто мне еще разок скажет, зачем нужно веретено?». (Предполагаемые ответы детей: Веретено нужно, чтобы прясти пряжу). Показываю детям иллюстрацию как прядут пряжу. «А для чего нужна пряжа?» (Предполагаемые ответы детей: пряжа нужна, чтобы потом сшить из нее одежду) «Посмотрите, на рушник, а как вы думаете, зачем нужен рушник? Посмотрите, какие здесь красивые узоры»

(Предполагаемые ответы детей: Рушник служит для украшения). «Узоры на рушнике, не пускают злую силу в дом. Силы темные боятся заходить в дом, если есть узоры).

Обращаю внимание на гармонь/гусли:

«Ребята, а  гармонь это что такое?»

(Предполагаемые ответы детей: гармонь это музыкальный инструмент)

«В деревнях всегда почитались гармонисты/ гусляры, они считались лучшими парнями на деревни, потому, что редко кто умел играть на музыкальных инструментах. Что делали гусляры? Почему они так славились?» (Предполагаемые ответы детей: Гусляры играли на гуслях, Только гусляры могут играть на гуслях».

Загадываю загадку про самовар.

 «Раньше чай пили из самоваров»

  • Рассказываю про устройство самовара. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИСтенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
  • Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли)
  • Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
  • Шейка (низ самовара)
  • Поддон (основание самовара)
  • Ручки
  • Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
  • Ветка (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений)
  • Конусный кран
  • Донышко
  • Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды)
  • Подшишки (гвозди для прикрепления деревянных шишек)
  • Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой)
  • Тушилка (колпачок, чтобы закрывать кувшин)

«А теперь, ребята, нас ждет в группе  чаепитие»

Загадку загадывает Алёнушка

Коммуникация

Социализация

Воспитательные:

 Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с

числительными

и прилагательные с существительными

 Уметь выслушивать товарища до конца и не перебивать его

Заключительная часть

Вместе с детьми возвращаемся в группу. Остаемся в игровой комнате. К каждому из детей задаю вопрос, что кому понравилось, что для чего нужно. За ответы по одному отпускаю к столам с чаем и баранками. Дети благодарят Алёнушку. Алёнушка уходит – кланяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы

Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей подготовительной группы позволит познакомить детей с устройством избы, народным фрльклором....

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традиц...

Занятие в русской избе для детей средней группы на тему: Рисуем отгадки к народным загадкам.

Занятие  в русской избе для детей средней группы на тему: Рисуем отгадки к народным загадкам....

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...

Экскурсия в музей "Русская изба" с ребятами подготовительной группы

Познавательная экскурсия  в музей "Руссская изба" с ребятами подготовительной группы...