Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе "Весну закликаем"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Используя заклички, загадки, приметы, дети проявляют интерес к малым формам фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesnu_zaklikaem.zip | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора – закличками. Дать представление об их традиционном использовании и научить ими пользоваться.
Воспитатель: Благослови, мати,
Весну закликати,
Весну закликати,
Зиму провожати.
Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог.
- Сегодня я вам расскажу о коротких необычных произведениях – закличках, которые дошли до нас из прошлого. Послушайте несколько из них:
Гром гремучий
Тряси тучи,
Дай дождя
С небесной кручи!
Ветер, ветер, ветерцо, Радуга - дуга
Не дуй мне в лицо! Отворяй ворота.
А дуй мне в спину Ключиком, замочком
Чтоб идти было силу. Шёлковым платочком.
- Ребята, а вам знакомо слово «закличка»? Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей)
- Слово «закличка» происходит от слова «кликать». Оно означает – кричать, громко звать. Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил. Они передавались из уст в уста, т.е. от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы, например: будет дождливое, холодное лето – не созреет урожай, будет палить нещадно солнце – сгорят посевы. Вот и верили, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу.
Просмотр слайдов о закличках.
- Весной, люди обращались, например к птице:
Уж, ты пташечка, ты залётная,
Ты слетай на синее море.
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму, отомкни лето.
- Люди верили, что птицы возвращаясь из-за моря, должны принести с собой ключи, которыми было замкнуто какое-то холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой.
- А затем просили солнце:
Солнышко, покажись!
Красное, нарядись!
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
Сядь на пенёк,
Посвяти весь денёк!
- Чтобы вы лучше запомнили слова, мы проведём небольшое соревнование, кто лучше попросит «солнышко» - мальчики или девочки. Просить нужно ласковым, нежным голосом. (работа над интонацией)
Игра «Солнышко».
Дети становятся в круг и произносят текст заклички вместе с воспитателем, сопровождая его движениями. На первые две строчки – руки протянуть вверх к солнцу, на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» - сделать русский поклон, а на последние две строчки – похлопать в ладоши.
- Лето для русского человека – очень важное время года. Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мёд, выращивали овощи, пшеницу.(рассказ воспитателя сопровождается показом на фланелеграфе) К пчёлам обращались вот так:
Пчёлка, гуди
В поля иди.
С полей иди
Медок неси.
- А когда сажали овощи, то просили:
Матушка, репка,
Уродись крепка!
- Когда урожай поспевал, просили дождик полить его:
Дождик, дождик, посильней
Будет травка зеленей.
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще
Расти трава, гуще.
Дождик, дождик!
На дядину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день!
- Ребята, а кто из вас знает заклички – обращения к дождю? (индивидуальная работа)
Дождик, дождик, посильней!
Будет травка зеленей!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи!
Не иди, дождик, где жнут
А иди, где ждут.
- В давние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, её так просили показать свои рожки:
Улитка, улитка, высунь рожки!
Дадим лепёшки, свиные ножки.
Каши горшок, хлеба вершок!
Пальчиковая гимнастика.
Улитка, улитка (кулачок в кулачке, поменять руки)
Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога (поднять рожки к голове),
Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки).
Пышки (шарик из ладошек), ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки),
Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки (поднять рожки к голове).
- А, увидев сороку, говорили ей так:
Сорока – белобока,
Научи меня летать,
Не высоко, не далёко –
Чтобы солнышко видать.
- А что просят у божьей коровки, если найдут её в траве? (ответы детей)
Божья коровка, улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Чёрного и белого,
Только не горелого!
- Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая ритм хлопками в ладоши. Сначала произнесём её тихо-тихо, потом погромче, потом совсем громко.
Дидактическая игра «Запомни и назови»
Воспитатель показывает картинки, а дети называют закличку.
- Ребята, кто из вас видел настоящую радугу? Когда она появляется? (Радугу можно наблюдать в тёплое время года на небе, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.)
- Кто знает закличку про радугу?
Радуга – дуга
Не давай дождя.
Давай солнышка
Колоколнышка.
Радуга – дуга
Подавай дождя!
Нам по ложке
Медведю по плошке.
А серому волку
По полному ведёрку!
- Какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Каждый охотник желает знать где сидит фазан.
- Я вам предлагаю нарисовать большие, красивые и радостные картины про радугу.
Рисование «Радуга – дуга»
По ходу демонстрируются удачно начатые работы. В конце занятия проводится мини-выставка.
- Давайте ещё раз попросим солнышко, чтобы оно выглянуло.(повторяется закличка)
- Выглянуло солнышко, да не одно, а со своими друзьями.
Детям дарятся медальоны – солнышки.
- Сегодня мы говорили о малых формах фольклора – закличках. Я прочитаю вам последнюю закличку – повторяйте её за мной.
Приди, весна!
Приди, красна!
Со льном высоким,
С хлебом обильным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область: «Художественное творчество» (художественный труд) «Познание». Тема: «Как мы весну кликали».
НОД приурочена к русскому народному празднику "Жаворонки" 22 марта и является частью проекта "Весну встречай!"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "В гости к весне"
Конспект включает в себя беседу о весне, ее характерных признаках, рассказывание по картине, знакомство с опасными ситуациями весной, дидактичекие и подвижные игры, избразительную деятельность, знаком...
Конспект непосредственной образовательной деятельности В старшей группе «Весна».
Конспект непосредственной образовательной деятельностиВ старшей группе «Весна»....
Технологическая карта Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе "Весна"
Технологическая карта предназначена для воспитателей детских садов....
План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели: «Весна» по теме «Весна пришла»
План – конспект проведения по непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Весна»
Формирование умений у детей составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем, представлений детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; умение устанавливать простей...